Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии

В философии сложился целый ряд теоретико-методологических парадигм (исследовательских программ) в изучении общества.

К основным исследовательским программам относят:

  • Натуралистическая (Гумилев, Конт, Спенсер и др.).
  • Культурцентристская программа (Баденская школа неокантианства (Виндельбанд, Рикер, Дильтей), Тейлор и др.).
  • Исследовательская программа классического и постклассического марксизма (Маркс, Энгельс, Франкфуртская школа (Маркузе, Адорно, Фромм, Хоркхаймер) и др).
  • Программа социального действия М. Вебера.

Натуралистическая программа в социальной философии формируется под влиянием успехов естествознания. Она рассматривала общество по аналогии с природой, как естественное развитие природных закономерностей.

Динамика общества в рамках натуралистической программы определяется такими факторами как:

  • солнечная активность (А. Чижевский) и космическая радиация (Л. Гумилев);
  • особенности географической и природоклиматической среды (Ш. Монтескье, И. Мечников);
  • особенностями общества как живого биологического организма (Спенсер).

В роли ведущего фактора социальной динамики с точки зрения одной из версий натуралистических концепций выступают космические явления. Эти идеи развивали А. Чижевский и Л. Гумилев. Так Л. Гумилев в своей концепции рассматривает происхождение этноса не столько в социокультурном плане, сколько в связи с событиями космического характера и общими процессами биосферы Земли.

Для Спенсера характерен биологизаторский подход к анализу общественных явлений. Спенсер уподоблял общество организму и пытался объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями.

Формирование культурцентристской и кризис натуралистической программы были связаны с осознанием различий природы и культуры, социальной реальности и природной, с развитием таких наук о человеке и обществе, как антропология, история, культурология, этнология, психология и др. Уже к концу XIX - началу XX вв. стало очевидным, что науки о культуре (т.е. гуманитарные науки) должны иметь свой собственный фундамент, отличный от фундамента естествознания, т.е. пришло осознание того, что нельзя просто переносить методы естествознания исследование социальной реальности.

Культура в данной исследовательской программе занимает центральное место, в противоположность натуралистической программе, где точкой отсчета были различные проявления природной зависимости. Культурцентристская программа рассматривает общество как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами. Именно эти факторы определяют ход всемирной истории и деятельности отдельных людей.

В контексте данного подхода представителями Баденской школы неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) была поставлен проблема специфики социального познания, его форм, методов отличия от естественных наук и т.п.

В рамках классического марксизма была обоснована диалектико-материалистическая концепция общества. Сущность, диалектико-материалистической концепции общества нашло свое выражение в следующих моментах.

Во-первых, Карл Маркс и Фридрих Энгельс выделили в обществе два типа отношений: материальные (или общественное бытие) и идеальные (или общественное сознание) и показали, что общественное бытие первично, а общественное сознание вторично. Общественное сознание отражает общественное бытие, а это и есть краеугольный камень материалистического понимания истории.

Во-вторых, ими было показано, что среди материальных отношений важнейшими являются производственные отношения, они образуют основу или базис общества. От базиса зависит, конечном счете, развитие других важнейших элементов общества.

В-третьих, классиками марксизма было доказано, что материальная и общественно-политическая деятельность народных масс является решающей силой общественного развития. Они являются творцами истории.

В-четвертых, подчеркивалась мысль о том, что развитии общества - есть исторический процесс, который подчиняется объективным закономерностям. К таким закономерностям относятся:

  • первичность базиса по отношению к надстройке;
  • закон соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил;
  • определяющее значение способа производства материальных благ по отношению ко всей системе социальных отношений.

Весьма продуктивной исследовательской программой является концепция социального действия, разработанная известным немецким философом и социологом М. Вебером. Вебер, являясь основателем «понимающей социологии» исходит из интерпретации общества как субъективно-объективной реальности. Однако, В этом процессе для него определяющим в понимании современного общества выступает характер социальных действий индивидов. Понять его - значит объяснить происходящее в обществе. Поэтому системообразующим элементом в теоретической модели общества Вебера становится социальное действие.

Социальное действие, в отличие от обычных действий человека обладает двумя обязательными признаками: «субъективным смыслом», который придает человек своему поведению и который мотивирует поступки человека; «ожиданием», «ориентацией на другого», представляющей возможную ответную реакцию на предпринятое социальное действие.

Характеризуя социальное действие, Вебер выделяет 4 его основных типа, которые встречаются в современном обществе:

  1. Аффективное, основанное непосредственно на чувствах, эмоциях.
  2. Традиционное, основано на традициях, привычке, обычаях. Оно не является достаточно осмысленным и имеет характер социального автоматизма.
  3. Ценностно-рациональное, определяется социальной верой в ценность определенного способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности.
  4. Целерациональное, определяемое сознательной постановкой практически значимой цели и расчетливым подбором соответствующих для ее достижения средств.

В соответствии с данной типологией Вебером выделяются 4 типа легитимного порядка:

  • традиционный;
  • аффективный;
  • ценностно-рационштьный;
  • легальный.
Ключевые слова: Философия
Источник: Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Материалы по теме
Русская философия. Генезис и основные особенности, этапы развития русской философии
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Русская философия XVIII – начала ХIХ вв.
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Человек в философии
Карл Ясперс, Введение в философию
Неоплатонизм
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия XX века
Хмелевская С.А., Философия
Философия Джорджа Беркли
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Скептицизм в Древнем Риме
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Философия Карла Ясперса
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Оставить комментарий