Серебряный век в русском искусстве

С 90-х годах XIX века русская культура переживает мощный взлет. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «серебряный век».

За короткий отрезок времени — рубеж XIX—XX веков — в русской культуре сконцентрировались чрезвычайно важные события, появилась целая плеяда ярких индивидуальностей (выдающихся поэтов, художников, актеров, режиссеров, композиторов), а также появилось множество художественных объединений.

Как и в пору «золотого», пушкинского, века, литература этого периода претендовала на роль духовного и нравственного пастыря русского общества. В начале XX века выдающиеся произведения создают классики русской литературы: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, A. И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, A.M. Горький, М.М. Пришвин.

На небосклоне русской изящно вспыхнули десятки звезд первой величины — от К.Д. Бальмонта и А.А. Блока до Н. С. Гумилева и совсем молодых М.И. Цветаевой, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой. Писатели и поэты «Серебряного века», в отличие от своих предшественников, обратили пристальное внимание на литературу Запада. Своим ориентиром они избрали новые литературные направления — эстетизм О. Уайльда, пессимизм А. Шопенгауэра, символизм Ш. Бодлера. Одновременно деятели «серебряного века» по-новому взглянули и на художественное наследие русской культуры. Другое увлечение этого времени, отразившееся и в литературе, и в живописи, и в поэзии, — искренний и глубокий интерес к славянской мифологии, к русскому фольклору.

В литературе появляются модернистские направления: символизм, акмеизм, футуризм.

Символисты объединились вокруг журналов «Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно». К старшему поколению русских символистов принадлежали Д.С. Мережковский. З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт. Ф.К. Сологуб, к младшему — А. А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов, С.М. Соловьев.

Вторым крупным течением в русской поэзии начала XX в. был акмеизм (от греч. акте — высшая степень чего-либо, цветущая сила). Его представители (С.М. Городецкий, М.А. Кузмин, ранние Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам) провозглашали освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. Трибуной акмеизма стали журналы «Аполлон», «Цех поэтов».

Представители русского футуризма, как и их соратники за рубежом, призывали к бунту против мещанской обыденности и радикальному изменению поэтического языка (Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, А.Е. Крученых, В.В. Маяковский). Отрицая традиционную культуру, они культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для литературных произведений характерны переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В.В. Хлебников, B. В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) и языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).

Одним из главных культурных центров России XIX—XX веков, сыгравшим важную роль в становлении русского искусства, являлось Абрамцево — усадьба в Сергиево-Посадском районе Московской области. В 1843 году Абрамцево приобрел С. Т. Аксаков, к которому приезжали писатели Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ю.Д. Самарин, поэт Ф.И.Тютчев и др. В 1870 после смерти Аксакова усадьба перешла к СИ. Мамонтову. С этого времени Абрамцево становится одним из центров художественной жизни России. Здесь работали В.М.Васнецов, В.Д. и Е.Д. Поленовы, М.В. Нестеров, К.А. Коровин и многие другие, активно интересовались русской историей и культурой, собирали и изучали произведения крестьянского искусства, стремясь возродить народные художественные ремесла. В усадьбе открылась общеобразовательная школа для крестьянских детей и столярно-резчицкая мастерская, керамическая мастерская М.А. Врубеля. Здесь при участии Ф.И. Шаляпина, К.С. Станиславского регулярно устраивались любительские спектакли.

Наряду с Абрамцево важную роль культурного центра играло творческое объединение поэтов-символистов и художников «Мир искусства» (1898—1924), созданное в Санкт-Петербурге А.Н. Бенуа и СП. Дягилевым. Деятельность этого объединения, протекавшая под лозунгом «искусство для искусства», дала толчок дальнейшему развитию художественной журналистики, выставочной деятельности, станковой живописи, декоративному и прикладному искусству, художественной критике. Живописи и графике «Мира искусства» присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Заслугой «Мира искусства» было также создание новой книжной графики, эстампа, театральной декорации. На смену намеренно предметной, практической живописи передвижников, где каждый жест, шаг, поворот социально заострены, направлены против чего-то и в защиту чего-то, приходит беспредметная живопись мирискусников, ориентированная на решение внутренних живописных, а не внешних социальных проблем.

Ориентация на традиции национальной художественной культуры XVIII — начала XIX века должна была, по мнению мирискусников, способствовать возрождению русского искусства. Художники объединения увлекались немецкой романтической литературой, модернистской живописью англичан, импрессионизмом французов. Члены объединения были желанными участниками ведущих европейских выставок. В выставочной деятельности объединения «Мир искусства» активное участие принимали выдающиеся художники XX столетия: А.П. Остроумова-Лебедева, М.В.Добужинский, А.Я. Головин, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, И.Я. Билибин, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, З.Е. Серебрякова, С.В. Чехонин, Д.И. Митрохин и др. С редакцией журнала «Мир искусства» сотрудничали Д. Мережковский, В. Розанов, Л. Шестов. С мирискусниками были связаны дружескими и деловыми отношениями многие видные поэты начала XX века — А. Белый, А.А. Блок, М.А. Кузмин, Ф.К. Сологуб, В.Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт. Поддерживались контакты с деятелями театра и музыки Станиславским, Стравинским, Фокиным, Нижинским.

Вдохновитель и организатор «Мира искусства», художник, историк искусства и критик А.Н. Бенуа (1870— 1960), создал стиль романтического историзма, передавая в журнальных и книжных иллюстрациях дух прошедших эпох. В искусствоведческих трудах Бенуа впервые обосновал самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Монументальным вкладом в мировое искусствознание стала его 4-томная «История живописи всех времен и народов» (1917). Ученый и художник, он активно боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства, выступал против русского авангарда, участвовал в музейной работе (в 1918 году возглавил картинную галерею Эр¬митажа). В 1926 году, разочаровавшись в революции, Бенуа обосновался в Париже.

Один из ярчайших представителей «Мира искусства» Л.С. Бакст (1866—1924) прославился как декоратор знаменитых «Русских сезонов» в Париже. Он стилизовал в своих работах античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище. Руке Бакста принадлежало оформление «античных» спектаклей в Александрийском театре. В 1909—1914 годах Бакст оформил 12 спектаклей «Русских балетов» С. Дягилева.

Начало XX века оказалось переломным для живописи, которая с молниеносной быстротой, не только догнав, но и во многом опередив основные европейские художественные школы, совершила переход от старых принципов аналитического реализма к новейшим системам художественного мышления. Наиболее значительным и самобытным выразителем тенденций символизма и модерна в русской живописи и активным участником художественных начинаний в Абрамцево и «Мире искусства» являлся М.А. Врубель (1856—1910). Он расписывал храмы, писал панно для интерьеров зданий, оформлял спектакли, создавал архитектурные проекты. Сюжеты многих картин Врубеля откровенно фантастичны. «Мифологичность» Врубеля, решительность вымысла были чертами нового искусства. Его открытия связаны с аналитическим расчленением художественной формы и созданием нового цветового полотна. Он создавал мир, построенный по внутренним законам искусства. Наиболее известным произведением Врубеля является, несомненно, «Демон». Сильное влияние Врубеля испытали почти все крупные русские художники XX в. Его манера писать «разноцветными кубиками» (по словам Ф.И. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Специалисты полагают, что Врубель стоит у истоков практически всех авангардных поисков русского искусства XX в.

Наряду с Врубелем родоначальником русской живописи XX века признают также В. А. Серова (1865—1911). Прославившие его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» появились в конце 80-х годов, когда художнику едва исполнилось 20 лет. В них специалисты обнаруживают первое и наиболее сильное для национальной традиции выражение принципов импрессионизма. На рубеже веков Серов становится лучшим русским портретистом. Особый мир являют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельскими пейзажами и жанровыми сценками. Влияние Серова на русское искусство было очень значительным.

На рубеже XIX—XX вв. русское искусство, до тех пор ходившее в учениках, вливается в общее русло западноевропейских художественных исканий. Выставочные залы России распахивают двери для новых творений европейского искусства: импрессионизма, символизма, фовизма, кубизма. В начале XX века в Москве открываются огромные галереи и частные коллекции современной живописи. Теперь уже для того чтобы познакомиться с творчеством Пикассо и Матисса, приходится ехать в Россию, а не только в Лондон, Париж или Мадрид.

Русские еще продолжают осваивать французский фовизм, а вот немецкий экспрессионизм, в котором русская составляющая (В. Кандинский, А. Явленский, М. Веревкина — ядро мюнхенской группы «Синий всадник») играла ведущую роль, удивить их ничем не может. Постепенно моду в России начали задавать два европейских художественных течения — французский кубизм и итальянский футуризм. Однако у нас кубизм приобрел специфическое «абстрактное» звучание.

Не менее восторженный прием встретил в России итальянский футуризм, с пренебрежением отвергнутый в Париже и Мюнхене. Движение, получившее в России наименование «футуризм», было богаче и многообразнее того, что было представлено итальянским футуризмом. Не обремененные традициями кубизма и футуризма, как Франция и Италия, русские безудержно экспериментировали, добившись такого синтеза, который оказался не по силам даже парижанам. Русский синтез был прежде всего концептуальным. Он явился результатом творчества многочисленных группировок художников, объединившихся в петербургской ассоциации «Союз молодежи».

В архитектуре модерн наглядно проявил себя в московском зодчестве: построение архитектурного сооружения «изнутри наружу», перетекание пространства из одного интерьера в другой, живописная композиция, отрицающая симметрию. Архитектором, творчество которого во многом определило развитие русского, особенно московского, модерна, стал Ф.О. Шехтель (1859—1926). В процессе строения особняка 3. Морозовой на Спиридоновке (1893) Шехтель сотрудничает с Врубелем, который изготовляет панно, ставит на лестнице скульптурную группу, делает рисунки для витражей. Высшей точкой в шехтелевском творчестве и развитии особнякового строительства в русской архитектуре стал дом А. Рябушинского на Малой Никитской в Москве.

Философия и общественная мысль. «Серебряный век» отмечен творческими достижениями в области общественной мысли. Русские мыслители включились в активное обсуждение вопросов развития личности и общества, русской поземельной общины и капитализма, социального неравенства и бедности.

В конце XIX века картина общественной мысли в России напоминала пестрое одеяло, скроенное из самых разных направлений, идейных течений и научных школ. Так, наряду с шелленгианской философией (П. Чаадаев) существовали также неокантианство (4. Чупров, Б.П. Кистяковский, П.В. Новгородцев, СЛ. Франк), географическая школа (Л. Мечников), марксизм (В. Ленин, Г. Плеханов, М. Туган-Барановский, А. Богданов), психологическое направление (Е.В. де Роберти), позитивизм (ранний П. Сорокин, К. Тахтарев). В России получили развитие такие аналоги западноевропейских направлений и тематических областей, как теория социальных классов, моральная и социальная статистика, бюджеты времени и некоторые другие. С небольшим отставанием в России воспроизводилось все то, что было к тому времени в европейской социологии: эмпирические открытия, теоретические идеи, идейные увлечения. Активно переводилась учебная литература, научные монографии.

Уникальным национальным явлением науки, не имеющим аналога на Западе, являлись, пожалуй, такие направления, как русская государственная школа, социологические теории анархизма (М.А. Бакунин) и народничества (П. Струве). Сюда же следует отнести и так называемую субъективную социологию (Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков, В. Воронцов).

В области философии в стране сформировались два оригинальных течения, не существовавших на Западе, а именно русская религиозная философия (B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, СЛ. Франк, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, В.В. Розанов) и философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).

Благодаря трудам B.C. Соловьева (1853—1900) широкая публика начала проявлять интерес к религии, метафизическому и этическому идеализму, идее нации и вообще духовным ценностям. B.C. Соловьев проповедовал утопический идеал всемирной теократии, развивал идеи христианского платонизма. Он оказал большое влияние на русскую религиозную философию и поэзию русских символистов. Под влиянием В. Соловьева в России накануне 1917 году возникла школа религиозных мыслителей, прежде всего это П. Флоренский и С. Булгаков, постепенно развивавшие собственные теории.

Значительную роль в формировании самосознания русской интеллигенции и выражении ее теоретических устремлений сыграли знаменитые «Вехи» — сборник статей о русской интеллигенции (1909), выпущенный группой российских религиозных философов и публицистов (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, СЛ. Франк, М.О. Гершензон, А.С. Изгоев, Б.А. Кистя-ковский). В книге дана развернутая критика идеологии и практических установок революционно настроенной интеллигенции — атеистического материализма, политического радикализма, идеализации народа (в марксизме — пролетариата), проанализирована социальная анатомия и историческая эволюция русской интеллигенции, ее отношений с народом и властью, роль и место в русском историческом процессе.

Значение культуры «серебрянного века» для истории нашей страны трудно переоценить: наконец, после долгих десятилетий и даже столетий отставания в области живописи Россия, накануне Октябрьской революции, догнала, а в некоторых направлениях и превзошла Европу. Впервые именно Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но также в литературе и в музыке.

Кратко

  • Как и в пору «золотого», пушкинского, века, литература этого периода претендовала на роль духовного и нравственного пастыря русского общества. В начале XX века выдающиеся произведения создают классики русской литературы: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, A.M. Горький, М.М. Пришвин.
  • Символисты объединились вокруг журналов «Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно». К старшему поколению русских символистов принадлежали Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт. Ф.К. Сологуб, к младшему — А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов, С.М. Соловьев.
  • Вторым крупным течением в русской поэзии начала XX в. был акмеизм.
  • Представители русского футуризма, как и их соратники за рубежом, призывали к бунту против мещанской обыденности и радикальному изменению поэтического языка.
  • Начало XX века оказалось переломным для живописи, которая с молниеносной быстротой, не только догнав, но и во многом опередив основные европейские художественные школы, совершила переход от старых принципов аналитического реализма к новейшим системам художественного мышления.
  • В архитектуре модерн наглядно проявил себя в московском зодчестве: построение архитектурного сооружения «изнутри наружу», перетекание пространства из одного интерьера в другой, живописная композиция, отрицающая симметрию.
  • На рубеже XIX—XX веков русское искусство, до тех пор ходившее в учениках, вливается в общее русло западноевропейских художественных исканий. Выставочные залы России распахивают двери для новых творений европейского искусства: импрессионизма, символизма, фовизма, кубизма. Колонии русских художников осаждают Париж и Мюнхен. В начале XX века в Москве открываются огромные галереи и частные коллекции современной живописи.
  • Уникальным национальным явлением науки, не имеющим аналога на Западе, являлись, пожалуй, такие направления, как русская государственная школа, социологические теории анархизма (М.А. Бакунин) и народничества (П. Струве). Сюда же следует отнести и так называемую субъективную социологию (Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков, В. Воронцов).
  • В области философии в стране сформировались два оригинальных течения, не существовавших на Западе, а именно русская религиозная философия (B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, СЛ. Франк, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, В.В. Розанов) и философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).
  • Значительную роль в формировании самосознания русской интеллигенции и выражении ее теоретических устремлений сыграли знаменитые «Вехи».
  • Значение культуры Серебряного века для истории нашей страны трудно переоценить: наконец, после долгих десятилетий и даже столетий отставания в области живописи Россия, накануне Октябрьской революции, догнала, а в некоторых направлениях и превзошла Европу. Впервые именно Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но также в литературе и в музыке.
Источник: 
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.