Новоевропейская культура

Эпоха Нового времени является особым периодом в развитии социальной жизни, культуры и искусства, основанным на идеях двух предыдущих эпох - Средневековья и Возрождения. Идеология и искусство XVII в. несут на себе печать своего ренессансного происхождения, но многое свидетельствует о выработке нового подхода к жизни. Распространение гуманистического образования и новой художественной культуры в XVI в. стало причиной появления новых деятелей науки и искусства в каждой стране. Картина мира и место в ней человека в науке и искусстве XVII в. резко отличаются от ренессансной картины мира.

В духовной жизни большую роль играли открытия в области физики, астрономии:

  • гелиоцентрическая система Н. Коперника;
  • идея бесконечности Вселенной и множественности миров Дж. Бруно;
  • создание первых оптических приборов и исследование небесных светил Г. Галилея.

Все это привело к потере человеком своего значения как центра мироздания. Социально-политические события: войны, революции, политический гнет - в мирное время также внушали человеку чувство его незначительности, зависимости от случайных обстоятельств. Абсолютизм, или неограниченная государственная власть, в больших государствах и мелкокняжеский абсолютизм раздробленных государств превратили подданных в рабов государственного механизма. Но все же новоевропейский человек не становится ничтожеством, а обладает нравственными достоинствами, наиболее значимым из которых является честь, служившая защитой личного достоинства. Другим нравственным идеалом являлась вера, возвышающая человека над бедствиями и угнетениями. Разум как третий идеал ставил человека выше неблагоприятных обстоятельств.

Одной из фундаментальных новаций в духовной культуре XVII в. стал переворот в науке, который был связан не только с научными открытиями и целой плеядой знаменитых ученых, но и с появлением нового типа научной деятельности и совершенно новой, научной картиной мира. Новый тип науки был ориентирован на рациональное, систематизированное, достоверное и экспериментально подтверждаемое знание. Тогда же утвердилось понятие естественного закона, не знающего исключений ни для Бога, ни для человека.

В новой, научной картине мира человек утратил свое исключительное место. В ней разум, вооруженный наукой, противостоял миру, которым было можно и нужно овладеть. Такой способ познания мира получил название рационализма. Он основывался на идее, что в мире существует порядок, доступный человеческому познанию. Соответственно и общество, отношения людей, государство, нравственность могут строиться на разумных, рациональных основаниях. При этом разум понимался как прирожденная познавательная способность, присущая всем людям в равной мере. Разум единообразен, его законы и правила всеобщи и универсальны для всех и во все времена.

Разумность человеческой природы означала, что человек может регулировать свою и общественную жизнь сообразно требованиям естественных законов. Естественный закон понимался тогда как вселенский разум. Он ничего не предписывал, кроме морали, и ничего запрещал, кроме аморального. Но от соблюдения этого закона зависело счастье рода человеческого. Пренебрегать им значило выступать против собственной природы. Из этого пренебрежения протекали все личные и общественные несчастья: войны, социальная справедливость, беды - все это следствия отхода человека от естественного закона. Вот почему основной задачей человека должно быть познание естественных природных законов, которое должно было вернуть человечество под сень разума. Следовательно, принцип рационализма, рассматривался в качестве универсального ключа, открывающего как тайны природы, так и тайны человеческой культуры. Этот принцип стал относиться отныне не только к отдельному человеку, но и к общественному устройству в целом Применительно к обществу разум понимался как такой общественный строй который обеспечил бы человеку удовлетворение его основных природных потребностей.

Научные открытия и нравственный подъем способствовали успешному развитию политической сферы и становлению буржуазного строя, исходящего из принципов индивидуализма, ответственности и долга. Буржуазный способ производства, изобретение мануфактуры и появление промышленности, преодоление патриархальных и феодальных форм хозяйствования означали колоссальный шаг человечества в его творческом развитии. Развитие частного владения преобразовало примитивные формы связей в прочные и крепкие отношения. Раннебур-жуазная культура отличалась оптимистическим мироощущением гуманистической направленностью сознания обращением внимания на индивидуальность человека (Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Ньютон, Р. Рембрандт, П. Рубенс, Ж.Б. Мольер).

Государство все больше уделяло внимания науке, образованию, общественному производству. Становление науки и ее вхождение в мир повседневности все более способствовало утверждению рационализма и реализма как основ новоевропейского образа мысли. Рационализм - это учение о главенстве разума по отношению к чувствам. Реализм - это учение о достоверности только внешней реальности. В массовом сознании под влиянием рационализма вырабатываются устойчивые механизмы противодействия фанатизму суевериям авторитаризму и догматизму. Основной чертой новоевропейской культуры становится телеологизм, характеризуемый целенаправленной рациональной деятельностью ставящей прагматические цели Это было обусловлено становлением буржуазного общества ориентированного на предпринимательский успех и деловую инициативу обеспечившие прогрессивное развитие западно-европейской общественной и культурной жизни.

Характерные черты новоевропейской культуры:

  • материализм,
  • прагматизм,
  • сциентизм,
  • техницизм.

В отличие от XVII в. XVIII столетие вошло в историю мировой культуры как век Просвещения. Само название «Просвещение» наиболее точно характеризует общий дух этого периода в европейской культурной и духовной жизни, ставившего своей целью изменить мировоззрение, основанное на религиозных и политических приоритетах, на новое, вытекающее из требований человеческого разума.

Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философия и научной деятельности, в свободе мысли - путь культурного и социального прогресса. Просветители были уверены в том, что развитие разума и прежде всего просвещение народа могут оказать решающее влияние на все стороны жизни общества и реорганизовать его на принципах всеобщего равенства, соответствующих законам природы.

Идеи общественного равенства и личной свободы овладели более всего третьим сословием, из среды которого и вышла большая часть просветителей. Буржуазия не обладала наследственными социальными привилегиями, принадлежавшими духовенству и дворянству, и поэтому она выступала как против самих привилегий, так и против поддерживающей их государственной системы. Третье сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей гуманитарных профессий, оно обладало капиталами, профессиональными и научными знаниями. Этот общественный слой не мог и не хотел довольствоваться своим низким положением в обществе и культуре. Это сословие смогло выразить свое мировоззрение в просветительском движении — антифеодальном по содержанию и революционном по духу. Своими главными целями сторонников просвещения считали пропаганду знаний в том числе научных направленных на воспитание в народе смелости мысли и зависимости суждений.

Исходя из этих целей, просветители стремились выработать целостные представления о мироздании и общественном устройстве. Поэтому вполне закономерны их претензии на создание «истинных систем», соответствующих «истинному духу» законов природы. Зачастую эти системы излагались или в виде свода готовых к употреблению, разбитых по статьям законов, регулирующих почти все стороны жизни. В нескончаемых спорах между просветителями рождались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского общества, демократического правового государства, разделения властей, этики индивидуализма.

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов и литераторов. Новый тип культуры основывался на осознании суверенности и самодостаточности личности. Экономические, политические, социальные условия Просвещения изменили статус и характер художественного творчества, появились свободные художники, создающие произведения в соответствии со своими личными вкусами.

Так, постепенно в культуре европейского Просвещения сложился целый ряд отличительных черт, которые позволяют рассматривать эту эпоху как самостоятельное явление.

Во-первых, для нее был характерен деизм (учение о Боге как творце Вселенной, отвергающее его участие в жизни природы и общества после акта творения). Основоположники деизма иронически относились к христианскому откровению и преданию, оспаривали и противопоставляли вере разум. В этом свойстве культуры проявилось стремление освободить религию от слепой веры и вывести ее из естественного знания.

Во-вторых, космополитизм, который выражался в осуждении всякого национализма и убежденность в равных возможностях каждой нации. В то же время распространение космополитизма вызвало утрату чувства патриотизма, который в конце концов утратил свое значение в общественной жизни.

В-третьих, культура Просвещения отличалась своей научностью. Это оказалось возможным благодаря бескорыстной любви многих просветителей к интеллектуальным видам знания. Кроме это, к началу 18 в. в результате трудов многих выдающихся ученых полностью сложилось классическое естествознание. Благодаря успехам среди ученых возникло убеждение в необходимости объяснить все явления природы исключительно естественными

В-четвертых, естественным продолжением научности культуры просвещения стала такая ее черта, как рационализм; именно из науки, особенно из математики, рационализм перекочевал в другие сферы культуры. Просветители глубоко верили, что лишь с мощью разума можно достигнуть абсолютного знания о человеке и окружающей природе. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и искусства: человек мог и должен был действовать разумно, общество могло и должно быть устроено рационально.

В-пятых, одной из главных черт эпохи Просвещения является прогресса, также непосредственно связанная с понятием разума. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция веры в прогресс через разум надолго определившая развитие европейской цивилизации и имевшая многочисленные положительные и отрицательные последствия.

В-шестых, для культуры Просвещения была характерна абсолютизация роли воспитания в формировании нового человека. Деятелям той эпохи казалось, что достаточно создать целесообразные, разумно обоснованные условия для воспитания детей, и на протяжении жизни одного-двух поколений все проблемы будут решены. Ими была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной традиции, хотя многочисленные исторические примеры свидетельствовали, что все попытки избавления человечества от традиции кончались для людей трагически.

Сочетание всех этих черт в итоге привело к новому значению самого понятия культура встречающемуся у немецкого просветителя Самюэля Пуффендорфа (1632-1694). В своих исследованиях Пуффендорф под культурой понимал все жизненные блага и удобства, которых добился человек в результате деятельности по преобразованию природы и усовершенствованию своего внутреннего мира. При этом Пуффендорф рассматривал культуру не только как процесс усовершенствования, но и как состояние, ступень развития человека и общества.

В этом своем значении культура становится предметом изучения для многих просветителей, которые в своих теоретических концепциях стремятся обосновать и раскрыть смысл культуры и определить перспективы культурного развития человечества. К концу XVIII в. понятие «культура» прочно вошло во все европейские языки и в научную литератору. Оно стало играть важную познавательную роль в исследовании общественного развития. В общем, под культурой стал пониматься определенный уровень общественного развития, достигнутый в процессе прогрессивного перехода от варварского (природного) состояния к культурному, основанному на разуме. Этот сущностный смысл понятия культуры сохраняет свое значение и в настоящее время.

Источник: 
Монина Н.П., Культурология
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.