Семья как среда для развития детей «группы риска»

Первым воспитательным институтом, с которым на протяжении всей своей жизни связан человек, является семья.

Семья - это неотъемлемая составляющая системы социальной, психолого-педагогической поддержки, так как, успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией.

Основы нравственности человека, нормы поведения закладываются именно в семье, в ней же раскрываются индивидуальные качества и внутренний мир личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность.

Как социальный институт семья призвана выполнять репродуктивную, экономическую, хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную, психотерапевтическую, а также многие другие функции и имеет определенный социальный статус.

Социальный статус семьи представляет собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогических изданиях выделяются четыре статуса семьи: социально-экономический, характеризующийся материальным положением, жилищными условиями, имущественной обеспеченностью семьи; социально-психологический, представляющий собой психологический климат в семье; социокультурный, включающий общую культуру семьи, уровень образования взрослых членов и ситуационно -ролевой заключающийся в отношении к ребенку и его проблемам.

Особенностями социального статуса каждой семьи определяются её воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.

Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств, в частности благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосферу любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовную связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д.

Особое влияние оказывает семья на детей раннего и дошкольного возраста.

Первой заботой родителей с появлением ребёнка является его физическое и психическое здоровье. Задумываться о том, каким человеком он станет, они начинают во вторую очередь. И с этого начинается формирование личности ребенка.

Ребенок постепенно овладевает общими свойственными человеку формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Условием благополучного развития личности ребёнка является сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями. Оценка его поведения с их стороны один из важнейших источников чувств малыша. В развивающемся ребенке постепенно появляются определяющие личность образования, в том числе самоуважение, притязание на признание, осознание себя во времени, осознание своей половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве. К 3-м годам он имеет чувство собственного достоинства, гордится своими достижениями и стремится в чем-то быть лучше. Очень важно, чтобы семья поддерживала в ребёнке уверенность, что он обязательно научится тому, чего пока еще не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, замечательный ребенок. Так как лишение ребенка перспективы, обесценивание его личности в настоящем и в будущем не укрепляют его веры в свои возможности и не вызывают желания стать лучше. Только родительская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хорошим. Это желание как бы подталкивает ребенка к исполнению родительских ожиданий [4].

Нельзя пропускать победы ребенка над самим собой. Отмечая эту борьбу, поддерживая маленького человека, родители придают ему силы для самого трудного - строить самого себя, опираясь на свои внутренние стремления и поступки.

Важнейшим компонентом эмоционального развития детей раннего возраста является привязанность к родителям, которая начинает проявляться уже к середине первого года жизни, это определенная форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью как наиболее близким лицом.

Некоторые тревожные и властные по характеру матери непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и своего настроения. Подобная невротическая привязанность создает инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и возможностях. К невротической привязанности приводит и излишняя строгость отца, требующего беспрекословного подчинения своим завышенным требованиям и применяющего физическое наказание при малейшем непослушании. Почти всегда в таких семьях существуют конфликты по поводу воспитания [6].

Недостаток эмоциональной заботы ещё одна крайность отношения родителей к детям, их рано отдают в ясли или перепоручают уход за ними бабушкам, дедушкам или другим родственникам.

Недостаток эмоциональности дети компенсируют частыми возбужденными состояниями, криком, плачем, громкими требованиями, словно опасаются, что про них забудут, не уделят внимания, не пожалеют. Родители, вместо изменения поведения, только усугубляют ситуацию, продолжая не обращать внимания на ухудшающееся эмоциональное состояние детей. Опасность продолжения данной ситуации в компенсаторном развитии самолюбия детей, когда они односторонне начинают любить себя в противовес чувству любви к другим и не способны делиться с кем-либо своими радостями и печалями.

Если ребенок не удовлетворен чувством любви, причину нужно искать, прежде всего, в родителях.

Активный этап воспитания в семье, по данным многочисленных исследователей, приходится на возраст ребенка от 5-ти до 7-ми лет. Этот период благоприятен для формирования готовности самого родителя осуществлять различные виды воспитания. Однако родители, включившись в воспитание ребенка того или иного возраста, часто не учитывают различные параметры его развития, не различают нравственное, физическое, половое, трудовое воспитания и не анализируют, не оценивают сам воспитательный процесс. Ориентируясь на возраст, современные родители полагают, что основным является подготовка ребенка к обучению в школе, то есть, как можно раньше научить его читать, писать, считать. Прийти к реализации цели, добиться школьной готовности необходимо, создавая условия для полноценного проживания дошкольного детства, раскрытия его уникального потенциала.

Необходима не акселерация, а амплификация детского развития - широкое развертывание и обогащение содержания специфических детских форм игровой, практической, изобразительной деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками, максимальное развитие «специфически дошкольных» и вместе с тем перспективных психофизиологических качеств [2].

Родители должны бережно относиться к естественному любопытству ребенка, чтобы не заглушить его чрезмерно усложненными объяснениями или формальными отговорками, а способствовать формированию любознательности, любви к познанию.

Недопустимо отношение к детской игре как к пустому, никчемному занятию. Осознание незаменимого вклада игры в умственное, речевое развитие, развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения, в формирование произвольности психических процессов (произвольного внимания, произвольной памяти) должно настроить родителей на уважительное отношение к игровой деятельности. Безусловно, необходимо поощрять и развивать и другие виды деятельности: продуктивную, трудовую и учебно-познавательную. Рисование, конструирование, лепка, бытовой труд важны еще и потому, что способствуют формированию направленности на получение результата, навыков самооценки, планирования и управления поведением [5].

Взрослый занимает центральное положение в мире ребенка, который стремится подражать ему и одновременно испытывает потребность в уважительном и серьезном к себе отношении. Родитель выступает как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники; как целостная личность, обладающая знаниями, умениями, нравственными нормами.

Основными показателями при оценке воспитательного процесса ребёнка 1-3 лет в семье могут быть [2]:

  • для ребенка - характер проявления первых признаков нравственных качеств; общее физическое развитие и возможные дефекты; способность к игре; уровень внушаемости; тенденции развития половой идентичности; характер проявления доминирующих способностей; способность к подражанию; предрасположенности в игре; реакции на принятые нормы поведения; характер проявления детской ответственности и т.п.
  • для родителя - мотивация воспитания; уровень знания особенностей ребенка этого возрастного периода; умение формировать целевые и смысловые установки; понимание особенностей различных видов воспитания; понимание характера и силы собственных психогенных отклонений для этого периода и т.п.

К 6-7 годам завершается для современного ребенка период дошкольного детства. Влияние семьи на ребёнка отражается в заложенных необходимых умениях и навыках, человеческих началах в формирующейся личности ребенка, таким образом, дети к 6-ти годам:

  • естественно проходят фазы своего развития и решают закономерные возрастные проблемы;
  • испытывают чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей;
  • реализуют свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для них лиц;
  •  обладают устойчивым чувством «я», уверенностью в себе, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и возможностей;
  • способны к сопереживанию;
  • S не проявляют выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям;
  • S контактны и общительны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных [2].

Все эти приобретения личности ребенка - результат положительного влияния семьи на личностное развитие ребенка, итог разумного воспитания и любви к детям.

В отличие от вышесказанного, в неблагополучных семьях не осуществляется полноценное воспитание, обучение детей и не закладываются необходимые ребёнку навыки. Воспитание в таких семьях, как правило, деформирует личностное развитие ребенка и, кроме того, представляют собой источник социального сиротства. Одной из основных причин последнего исследователи данной проблемы (Л.И. Смагина, В.В. Чечет, Л.М. Шипицына) выделяют кризис института современной семьи.

При том, что в научной литературе нет четкого определения понятия «неблагополучная семья», довольно часто встречаются его синонимы дисфункциональная, деструктивная, негармоничная семья, а также семья группы риска.

Согласно типологии семей по уровню социальной адаптации М.А. Галагузовой [6]:

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

Таким образом, неблагополучная - это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

В средствах массовой информации, многими отечественными исследователями и общественным мнением отмечается рост количества неблагополучных семей, что становится одной из самых острых проблем современной России. Сложилась ситуация, при которой семья и дети стали заложниками экономических и политических преобразований в стране, что привело к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентиров.

В Российской Федерации более 40 млн. семей. Каждая из них очень чутко реагирует на любые, происходящие в обществе изменения, отвечает на гуманный и антигуманный смысл общественных процессов. Сегодня большая доля населения по своим доходам находится, практически, на уровне прожиточного минимума. Прежде всего, тяжелая материальная ситуация складывается в многодетных семьях, число которых составляет порядка 2 млн., им не хватает средств для развития ребенка, в частности покупки книг, реализации увлечений и интересов, проведения досуга, отдыха, участия в экскурсиях. В силу этого увеличивается количество малообеспеченных и беспризорных детей. Эти социальные трудности усугубляют внутрисемейные проблемы, асоциальное поведение взрослых членов семьи ведет к подростковой преступности, раннему материнству, детской, подростковой наркомании, алкоголизму, что, в свою очередь приводит к необходимости социально-психологической реабилитации детей.

Семья, в принципе, в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны соответствующих специалистов.

Категория семей социального риска нуждается в особой комплексной высокопрофессиональной помощи многих специалистов: социальных педагогов, работников образовательных учреждений, психологов, наркологов, юристов и других.

Для решения вопросов организации и оказания социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки необходимо четко представлять себе контингент таких семей и их психологическую характеристику.

Семейное неблагополучие определяют факторы:

  1. Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей.
  2. Структурные изменения в семьях: увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей.
  3. Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.
  4. Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей и, как следствие, жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями [2].

Таким образом, проведя анализ соответствующей литературы и опыта работы специалистов, в качестве основных причин возникновения «семей группы риска выявлены пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми; оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие у семьи крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги детей из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Чаще всего, специалисты говорят о невозможности выделения одной причины, ставшей фактором риска, а указывают на сочетание неблагоприятных условий. Учитывая доминирующие факторы неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия, к ним относятся конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов, в частности, неполные. Отличительной особенностью этого типа семей является ярко выраженный характер семейного неблагополучия, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи, например, на социальном и материальном уровне или глубоко на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагополучному психологическому климату в семейной группе. В семье с явной формой неблагополучия ребенок часто испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, что проявляется как недостаточная забота, неправильный уход и питание, физическое и сексуальное насилие, игнорирование душевного мира и переживаний, в результате чего, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, и последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда приводит в заблуждение окружающих. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи относят к категории внутренне неблагополучных, то есть со скрытой формой неблагополучия. Примером является дисфункциональные семьи, где один или оба родителя подвержены или склонны к алкоголизации [8].

Взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с алкогольной зависимостью становятся дисфункциональными, что проявляется в виде следующих признаков: члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям; родители плохо относятся к детям либо вообще их не замечают; вся жизнь характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами - ригидностью и деспотичностью; члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать неприятные семейные тайны от окружающих; в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, часто используются эмоциональные репрессии. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.

Воздействие неблагоприятных условий в течение продолжительного времени приводят к негативным психическим, физическим и ряду других изменений в организме ребенка и тяжелейшим последствиям. Возникновению значительных отклонений и в поведении, и в личностном развитии, в том числе:

  • отсутствие навыков гигиены;
  • неумение вести себя в общественных местах;
  • неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам;
  • гиперсексуальность;
  • нарушения половой ориентации;
  • воровство, лживость;
  • потеря ценности человеческой жизни;
  • агрессивность, жестокость;
  • утрата интереса к труду, лень;
  • отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность;
  • утрата интереса к знаниям;
  • дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).

Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации. Поэтому душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия.

Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Тяжелые последствия вызывают наказания, которые используют родители с применением силы.

В трудностях поведения детей очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями, уходящие в их собственное детство. Зачастую родители трудных, проблемных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании многих фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запечатлевается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

Стрессовые ситуации, из которых ребенку трудно выпутаться, как правило, негативно влияют на нормальное функционирование всего организма. Они вызываются многими причинами: утратой любимого, близкого человека, разводом и повторным браком родителей, хроническими заболеваниями, продолжительной психической угрозой, сексуальным насилием и его последствиями, драками, скандалами, последствиями дорожно-транспортных происшествий, войнами, стихийными бедствиями и катастрофами и т.д. Сила переживания человеком стрессовых ситуаций зависит от того, как эти события и обстоятельства им воспринимаются и интерпретируются. Дети не могут регулировать силу переживаний. Переживания стрессовых ситуаций оставляют значимый след в психике ребенка, и чем он меньше, тем сильнее могут быть последствия переживаний. Причиной стресса может быть и ситуация, при которой негативное влияние не обязательно сильно, но переживается также сильно, как и угрожающее, опасное для жизни. Накопление стрессовых ситуаций со временем либо приводит ко многим проблемам, либо помогает обрести гибкость, что зависит от возраста человека и его умения противостоять. Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физические агрессия, так как это способствует появлению чувства незащищенности, беззащитности.

В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормально развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а, следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять. Наиболее сильное влияние оказывает на ребенка ситуация, когда семья находится на грани распада, дети чутко улавливают даже скрытую враждебность, взаимное безразличие родителей, взаимные обиды. Обычно дети имеют привязанность к обоим родителям и переживают страх из-за возможности потерять их, а вместе с ними и чувство собственной безопасности.

Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и. т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, «эффект зализывания ран», боится темноты, ему могут: снится кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).

Тяжело сказывается на психическом развитии детей жизнь в неблагополучной семье, но еще тяжелее переживается ими отрыв от семьи, даже самой плохой. По данным Психологического института РАО (2004), по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. На протяжении всех ступеней детства - от младенчества до взрослости - психическое развитие и здоровье таких детей имеет ряд негативных особенностей.

Анализ опыта работы специалистов свидетельствует о необходимости совместной деятельности соответствующих структур с целью эффективной работы по своевременному выявлению и оказанию помощи категориям семей группы риска.

Функция выявления лежит на социальных педагогах, психологах образовательных учреждений и специалистах социальных служб, которые, непосредственно общаясь и наблюдая ребенка, замечают сложности и проблемы, существующие в его развитии, поведении. По факту выявленного неблагополучия специалисты ходатайствуют перед компетентным органом, Комитетом по социальной политике или Комиссией по делам несовершеннолетних о сотрудничестве в процессе воспитания и коррекции развития детей раннего и дошкольного возраста.

Работа специалистов с семьями проводится на основе разработанной индивидуальной программы социальной, психолого-педагогической поддержки, учитывающей комплекс диагностических, преобразующих, коррекционных и просветительских мер.

С детьми работа осуществляется в индивидуальной форме, а также форме адаптационных групп для детей раннего возраста, групп кратковременного пребывания, интенсивного развития, общеразвивающих, оздоровительных и детско-родительских групп. Работа с родителями ведётся в индивидуальной и групповой формах, в частности: клуб родители - дети, консультации по детско-родительским отношениям, социально-правовым вопросам и др., в том числе и по телефону «горячей линии», социальные патронажи и др., просвещение посредством размещения информации на сайтах, в средствах массовой информации.

Результаты коррекции рассматриваются на консилиумах. На основе анализа результатов может быть изменена стратегия, тактика вмешательства в семейную ситуацию, вносятся новые предложения в индивидуальный план сопровождения, принимается решение о прекращении или продолжении коррекционной деятельности.

Своевременная квалифицированная помощь со стороны может помочь избежать негативных последствий неправильного воспитания в «семье группы риска».

Решение проблем детей мало зависит от сложившейся традиционной системы образования, которая предполагает нормальные условия жизни детей в семье. При семейном неблагополучии решить проблемы детей, не имея слаженной системы, включающей в себя учреждения социальной, психолого-педагогической помощи, органов охраны правопорядка, защиты прав семьи и детства невозможно.

Литература

  1. Бабкин Н.И. Социальная педагогика. Методические рекомендации. - М., 1998.
  2. Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка / И.В. Дубровина // Возрастная и педагогическая психология. - №1. - 1998. С. 50-53.
  3. За безопасность семьи: Методические материалы из опыта работы центра социально-психологической помощи семье. - Арзамас, 1999.
  4.  Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. - 2007.- №3. С.35.
  5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. -М.: Сфера, 2008.
  6. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузо-вой. - М.: Владос, 2001.
  7. Эйдемиллер Э.Г., Юстикий В.В. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстикий. - СПб: Питер, 2002.
  8. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику / Н.Г. Яковлева. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
Темы: Девиантность, Семья
Источник: Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. - Ставрополь : ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. - 268 с.
Материалы по теме
Социологический подход к девиантному поведению
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Семья как система
Монина Г.Б., Психология семьи
Определение понятия девиантного поведения
Змановская Е.В., Девиантное поведение личности и группы
Семья и её основные функции
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004
Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Межнациональные браки и межличностные отношения в разноэтнических семьях
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Нарушения жизнедеятельности семьи
Эйдемиллер Э. Г., Юстищкий В. В. Семейная психотерапия
Основные психологические проблемы современной семьи
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Оставить комментарий