Санкции в бюджетном праве

В БК не используются термины «санкция», «наказание», а употребляется термин «меры принуждения», что наиболее точно отражает сущность бюджетно-правовой ответственности. Соблюдение норм бюджетного права обеспечивается возможностью государства применять меры принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных бюджетным законодательством.

Бюджетно-правовая ответственность находит выражение в соответствующей части бюджетно-правовой нормы, называемой санкцией. Санкции, применяемые в бюджетном праве, и бюджетная ответственность тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Взаимообусловленность санкции и ответственности проявляется в применении бюджетной санкции, поскольку одной из стадий привлечения нарушителя к бюджетной ответственности является взыскание санкции. Бюджетно-правовая ответственность невозможна без взыскания с нарушителя бюджетной санкции, так как бюджетное законодательство не содержит института полного освобождения от ответственности по основаниям малозначительности содеянного, деятельного раскаяния и др.

Бюджетной ответственности свойственна правовосстановительная функция, что обусловливает наличие в бюджетном праве санкций, направленных на восстановление нарушенных прав государства. Несмотря на различие в бюджетных санкциях, они имеют общую юридическую природу и характерную особенность, заключающуюся в смене права собственности посредством принудительного применения мер бюджетной ответственности к нарушителям.

Бюджетно-правовые санкции представляют собой меры государственного принуждения, предусмотренные бюджетно-правовыми нормами.

Бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно ст. 306.2 БК РФ к участнику бюджетного процесса, совершившему бюджетное нарушение, могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения:

  • бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;
  • бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;
  • бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
  • приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
  • передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Применение к участнику бюджетного процесса, совершившему бюджетное нарушение, бюджетной меры принуждения не освобождает его от обязанностей по устранению нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Следовательно, бюджетно-правовые санкции представляют собой следующие меры государственного принуждения:

  • пресекательные меры, например: блокировка расходов, передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств;
  • предупредительные меры, например: приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
  • правовосстановительные меры, например: бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ; бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ; бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета.

Санкции бюджетно-правовой нормы включают также административно-правовую санкцию в виде штрафа, налагаемого на виновное лицо в соответствии с КоАП, а также в ряде случаев уголовно-правовые санкции в виде наказания при наличии состава преступления, предусмотренного УК.

Источник: 
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд., перераб. и доп.
Материалы по теме
Понятие и принципы межбюджетных правоотношений
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Понятие и признаки бюджетно-правовой ответственности
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Правовой режим межбюджетных трансфертов
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Бюджетное право: понятие, предмет и методы регулирования
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Принципы бюджетного права
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Правовые основы бюджетных инвестиций
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Бюджетные правоотношения: понятие и виды
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Правовой режим целевых бюджетных фондов. Резервные фонды
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Оставить комментарий