Развитие юридической психологии

Юридическая психология, хотя и является сравнительно молодой отраслью психологии, имеет долгую предысторию отношений юриспруденции и психологии. В.Л. Васильев при анализе истории развития юридической психологии в нашей стране выделяет три этапа, связанные, в первую очередь, с развитием судебной психологии.

Ранняя история развития юридической психологии (XVIII — первая половина XIX вв.).

Первоначальное развитие юридической психологии как науки (конец XIX — начало XX вв.).

История юридической психологии в XX вв.

Прежде чем вернуться к истории развития юридической психологии в нашей стране, остановимся на развитии этой науки в зарубежных странах.

Первые работы об использовании психологических познаний в уголовном судопроизводстве стали появляться в Германии в конце XVIII в. В работах К. Экартсгаузена «О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений» (1792 г.) и И. Шауманна «Мысли о криминальной психологии» (1792 г.) была сделана попытка психологического рассмотрения личности преступника. В 1808 г. вышла работа И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях к судебной жизни», а в 1835 г. — работа И. Фредрейха «Систематическое руководство по судебной психологии», в которых также рассматривались психологические аспекты личности преступника, уголовного судопроизводства, делалась попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений.

С конца XIX в. до настоящего времени в зарубежной юридической психологии сформировались пять основных направлений научного исследования:

  1. криминальная психология;
  2. психология свидетельских показаний;
  3. психология методов диагностики («причастности»), т.е. установления виновности подозреваемого и обвиняемого;
  4. психологическая экспертиза;
  5. психология следственно-судебной деятельности как профессии («психотехника »).

Интенсивное развитие криминальной психологии стала началось со второй половины XIX в. Это, прежде всего, было связано с трудами итальянского тюремного психиатра Ч. Ломброзо, создателя биопсихологического направления в изучении личности преступника (см. Приложение 1). Суть этого учения заключается в том, что преступное поведение определяется как разновидность психопатологии. Впоследствии, в начале XX в., криминальная психология получила окончательное оформление в трудах Г. Гросса («Криминальная психология», 1905 г.) и П. Кауфмана («Психология преступности», 1912 г.)

Психология свидетельских показаний также начинает развиваться со второй половины XIX в. Многочисленные экспериментальные исследования проводились в Германии (В. Штерн, О. Липпман, В. Лист), во Франции (А. Вине, Э. Клапаред). В Лейпциге стал издаваться журнал «Доклады по психологии показаний».

Психология методов диагностики занимается разработкой психологических методов установления виновности подозреваемого и обвиняемого. В качестве такого диагностического метода активно использовался ассоциативный эксперимент. Этот метод состоит в том, что испытуемому предлагается какое-нибудь слово, на которое он должен ответить первым словом, пришедшим ему в голову. В обычных условиях испытуемый легко отвечает первым словом на предложенное ему. Ситуация резко меняется, когда он должен отреагировать на слово, вызывающее у него эмоциональное, аффективное воспоминание. Если называют слово, имеющее отношение к преступлению, то оно вызовет у испытуемого заметную эмоциональную реакцию, в результате чего ассоциативный процесс сильно тормозится или в целом затрудняется. Это выражается в том, что значительно удлиняется время реакции или испытуемый реагирует необычным словом, ничем не связанным со словом-стимулом (иногда просто повторяет слово-стимул). Появился новый вид допроса, который с юмором описал в своей новелле «Эксперимент профессора Роусса» Карел Чапек. Можно сказать, что метод ассоциативного эксперимента явился в определенной степени прообразом современного детектора лжи, или полиграфа, прибора, нашедшего самое широкое применение в следственной и судебной практике в современных западных странах и особенно в США. Добавим, что проблема допроса оказалась наиболее разработанным разделом зарубежной юридической психологии.

Психологическая экспертиза связана с широким применением экспериментальных исследований в области свидетельских показаний. Появились работы, не утратившие своего значения в настоящее время. Это, прежде всего, «Психология юных свидетелей по делам о половых преступлениях» В. Штерна (1926 г.), «Психолог как эксперт в уголовных и гражданских делах» К. Марбе (1926 г.). Судебные психологи стали выступать в суде в качестве экспертов.

Психология следственно-судебной деятельности непосредственно связана с прикладной психологией труда. Главным содержанием этого направления явилась разработка профессиограмм следователя, судьи, на основе которых разрабатывались рекомендации по подбору и обучению следственно-судебных кадров, научной организации их работы. Наибольшую известность в этой области получила трехтомная работа Г. Мюнстерберга «Основы психотехники» (1914 г.), специальный раздел которой посвящен применению психологии в праве.

Как уже говорилось выше, в России психология как наука стала зарождаться в XVIII в. Как пишет Г. Г. Шиханцов: «Однако какого-либо влияния на уголовное судопроизводство она не оказывала, поскольку в то время господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, не нуждавшийся в применении психологических знаний. Уголовное судопроизводство было основано на тайном, письменном процессе, на стремлении получить признание обвиняемого любой ценой, в том числе с помощью самых изощренных, зверских пыток». Соответственно, важным моментом являлось понимание жестов, интонации, мимики обвиняемого. Составлялись специальные протоколы о «держимости и жестах подсудимого» во время допроса. Тем значительнее для нас оказываются работы историка и философа М.М. Щербатова (1733—1790 гг.), которые содержали идеи гуманизма. В частности, он требовал создания законов с учетом индивидуально-психологических особенностей личности человека, одним из первых поднял вопрос об условно-досрочном освобождении, об отбывании наказания. Положительно оценивал М. М. Щербатов фактор труда в перевоспитании преступника.

Судебные реформы 60-х гг. XIX в., развитие научной психологии создали объективные предпосылки для использования психологических знаний в уголовном судопроизводстве. Как пишет Г.Г. Шиханцов: «После многовекового мрачного периода судебного произвола, не знавшего гласности и состязательности сторон, в судопроизводстве утвердился принцип независимости судей и подчинения их только закону, принцип их несменяемости, принцип состязательности судебного процесса, равенства сторон (обвинения и защиты). Предварительное следствие было отделено от полицейского сыска и от прокуратуры, учрежден демократический институт суда присяжных, создана независимая от государства свободная адвокатура. С провозглашением свободной оценки доказательств судом встал вопрос об особенностях их восприятия и оценки судьями, присяжными заседателями. Присяжные заседатели столкнулись с фактом оказания на них психологического воздействия со стороны адвокатов и прокуроров во время судебных прений. С целью выяснения причин и условий совершения преступления более глубокому психологическому анализу подвергалась в судебных речах личность обвиняемого, подсудимого, вскрывались мотивы их поведения».

В 1863 г. выходит учебник Б.Л. Спасовича «Уголовное право», в котором используется большое количество психологических данных. А в 1874 г. в Казани выходит в свет первая монография по судебной психологии, написанная А.А. Фрезе, — «Очерки судебной психологии». Обе книги оказали значительное воздействие на развитие судебной психологии России. Сформировались основные направления развития.

Первое направление, как и на Западе, — криминальная психология. На начальном этапе развития здесь явно отмечалось влияние ломброзианства. Личность преступника рассматривалась как психопатологическая. Достаточно привести названия работ: «Судебная психопатология» В.П. Сербского (1900 г.), «Судебная психопатология» П.И. Ковалевского (1900 г.). В исследованиях В.М. Бехтерева, СВ. Познышева, М.Н. Гарнета это влияние было преодолено. В 1912 г. В.М. Бехтерев издает большую работу о методике психологического изучения преступников «Объективно-психологический метод в применении к изучению преступности». СВ. Познышев в книгах «Основные начала науки уголовного права» (1912 г.) и в «Очерках тюрьмоведения» (1915 г.) дал глубокую психологическую характеристику преступников. Позднее свои исследования в этой области он обобщил в капитальном труде «Криминальная психология. Преступные типы» (1926 г.). Работы М.Н. Гарнета были посвящены психологии заключенных и основаны на большом материале наблюдений за поведением осужденных.

Второе направление развития юридической психологии в России — исследование психологии свидетельских показаний. В работах многих авторов доказывалась невозможность получения объективной, достоверной информации у свидетелей. Работа И.Н. Холчева, например, имела соответствующее название «Мечтательная ложь» (1903 г.).

Третье направление — судебно-психологическая экспертиза. Первое обращение к использованию психологических знаний в юридической практике относится к 1883 г. и связано с расследованием изнасилования, в котором обвинялся московский нотариус Назаров, а потерпевшей была актриса Черемнова. Предметом экспертизы было психическое состояние актрисы после ее дебюта: первое выступление в спектакле привело ее к такому упадку сил, что она оказалась неспособной оказать какое-либо физическое сопротивление насильнику. При проведении данной экспертизы за получением информации о влиянии на психику переживаний, связанных с первым выступлением на сцене, обращались к известным русским актрисам М.Н. Ермоловой, А.П. Глама-Мещерской. Использование такого рода свидетельств было направлено на установление объективных критериев оценки в уголовном судопроизводстве психических состояний участников процесса.

Значительный вклад в развитие юридической психологии внес известный юрист А.Ф. Кони, который был глубоким знатоком психологии и блестяще использовал психологические знания в судебных речах. В своих трудах «Свидетели на суде» (1909 г.), «Память и внимание» (1922 г.) в курсе лекций «О преступных типах» он уделял большое внимание психологии судебной деятельности, психологии свидетелей, потерпевших и их показаниям.

В первые годы после революции резко возрос интерес к юридической психологии, стали изучаться психологические предпосылки преступности, психологические аспекты ее предупреждения.

В 1925 г. впервые в мире организуется Государственный институт по изучению преступности и преступника. В течение первых пяти лет существования института его сотрудниками было опубликовано около 300 работ, в том числе и по проблемам судебной психологии.

Специальные кабинеты и лаборатории по изучению преступника и преступности были организованы в Москве, Ленинграде, Саратове, Минске, Харькове, Баку и других городах.

Одновременно велись исследования по психологии свидетельских показаний, психологической экспертизе и некоторым другим проблемам.

Значительный интерес представляет в этом отношении лаборатория экспериментальной психологии, созданная в 1927 г. при Московской губернской прокуратуре. В этой лаборатории известный психолог А.Р. Лурия проводил исследования с целью выяснения причастности обвиняемого к совершению преступления. Взяв за основу разработанный западными психологами и криминалистами ассоциативный метод, А.Р. Лурия модифицировал его (кроме регистрации времени реакции — ответа на слово-стимул — специальный прибор одновременно регистрировал и мышечные усилия — тремор руки испытуемого). Разработки А.Р. Лурия значительно приблизили криминалистов и психологов к созданию детектора лжи (полиграфа).

Проводились работы и по экспериментальному исследованию психологии свидетельских показаний.

Но круг исследуемых тем не ограничивался изложенным. Изучение проблем повышения производительности труда привело к активизации исследований по психологии труда (психотехнике). Начались психологические исследования различных профессий с целью установления психологической пригодности, профориентации при выборе профессии. Подобные работы стали проводить и по изучению психологических особенностей деятельности следователя, разработке профессиограммы следователя. Появившееся, таким образом, новое направление (четвертое) в судебной психологии (психология следственной деятельности) получило мощное развитие в 60—70-е гг.

Начавшиеся в стране в конце 20-х — начале 30-х гг. репрессии привели к правовому волюнтаризму, что обернулось неоправданным прекращением судебно-психологических исследований на 30 лет.

Только начиная с 60-х гг. вновь стали обсуждаться насущные проблемы развития юридической психологии. Постепенно начали разворачиваться прикладные психологические исследования для обеспечения эффективной правоприменительной деятельности.

За последний почти 40 летний период исследования в области юридической психологии приобрели широкий диапазон. Это не только психологическое изучение профессии следователя, судьи, психологии оперативно-розыскной деятельности, проблем судебно-психологической экспертизы, но и углубленное исследование личности преступника, мотивации преступного поведения, психологических аспектов профилактики правонарушений, психологии деятельности исправительно-трудовых учреждений, психологических условий эффективности правовых норм.

Ключевые слова: Юрпсихология
Источник: Сорочан В.В., Юридическая психология
Материалы по теме
Юридические конфликты
Соколов С.В., Социальная конфликтология
Понятие юридической психологии
Петруня О.Э., Юридическая психология
Место юридической психологии в системе научных дисциплин
Петруня О.Э., Юридическая психология
Развитие юридической психологии в России
Петруня О.Э., Юридическая психология
Понятие личности в юридической психологии
Петруня О.Э., Юридическая психология
Предмет, содержание, задачи юридической психологии
Юридическая психология, Романов В.В., Учебник 1998
Предмет юридической психологии
Аминов И.И., Юридическая психология
Задачи юридической психологии
Аминов И.И., Юридическая психология
Оставить комментарий