Юридические конфликты

Юридические конфликты - это конфликт между социальными субъектами, имеющими разные юридические (правовые) интересы, предмет которого – правовой статус субъектов.

Предметом юридической конфликтологии являются правовые нормы (и акты), связанные с правовым статусом социальных субъектов индивидов, социальных общностей, социальных институтов, социальных организаций. Юридические конфликты – это противоборство разных социальных субъектов из-за своего (и чужого) правового статуса и связанного с ним политического, экономического, морального и иного состояния данных субъектов. Стоит согласиться с В.Н. Кудрявцевым, который считает, что юридическим является любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями или состояниями), и, следовательно, субъекты либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками, а конфликт влечет юридические последствия.

Юридический конфликт происходит в форме юридической дискуссии, противопоставления разных точек зрения и юридической аргументации. В этом смысле он является отличным от других «практических» типов социальных конфликтов. Местом юридического конфликта являются разные виды и уровни судов (районный, арбитражный, верховный и др.). В юридическом конфликте участвуют истец, ответчик, судьи, заседатели, свидетели. Он сопровождается большим объемом аналитической и бумажной работы и представляет состязание в логике, находчивости и т.п. противоположных сторон. Разрешение юридического конфликта происходит в форме судебного решения, в котором одна из сторон признается виновной в нарушении закона, а другая – невиновной и правой.

Причины юридических конфликтов
Причиной юридических конфликтов являются, прежде всего, экологические, демографические, экономические, социально-политические, межнациональные и идеологические конфликты, в результате которых происходит нарушение каких-то правовых норм одной или обеими сторонами. В результате эти конфликты приобретают форму юридических. В них юридическая форма конфликта скрывает экономическое, политическое, национальное и иное содержание. Все эти конфликты в какой-то степени (в зависимости от уровня правового развития страны) оказываются связанными с правом. Именно в праве зафиксирован в юридической форме статус (права и обязанности) и государственных органов, и политических партий, и хозяйствующих субъектов, и индивидов. Поэтому в развитом государстве многие экологические, производственные, экономические и другие действия субъектов имеют юридическую форму, которой они либо соответствуют, либо противоречат. В последнем случае они становятся основой юридического конфликта, который приобретает экономико-правовую, политико-правовую, национально-правовую формы.

Юридические конфликты являются причинами социальных конфликтов.

В другом случае юридические конфликты становятся причиной и содержанием политических, экономических, национальных конфликтов.

1. Это происходит тогда, когда в самом праве как системе законов и юридических норм существуют противоречия (коллизии), которые может использовать в своих интересах тот или иной социальный субъект для изменения своего политико-правового статуса. Он не хочет мириться со своим правовым поражением и вступает в фазу политического, экономического, военного противоборства. Так, юридические конфликты становятся поводом для разнообразных социальных конфликтов. Указ Ельцина № 1400, нарушающий старую Конституцию РФ, был отвергнут Верховным Советом РФ. Была начата процедура импичмента, назначен и приведен к присяге в качестве президента А. Руцкой, затем последовали известное военно-политическое противоборство в октябре 1993 г., расстрел здания российского парламента из танковых орудий.

Это был типичный политико-правовой конфликт, явившийся элементом конституционного кризиса, охватившего тогда всю политико-правовую систему России. Он характеризуется противоречием, с одной стороны, между законными (конституционными) правами и обязанностями различных ветвей власти, и стремлением этих ветвей власти (Верховного Совета и правительства во главе с президентом), с другой стороны, превысить свои властные полномочия, нарушить тем самым закон.

2. Причиной юридических конфликтов является и противоречивость юридических норм. Например, в ст. 72 (п. «к») Конституции РФ указано, что трудовое, семейное, жилищное право находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов, а статья 71 (п. «в») констатирует, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина относятся исключительно к компетенции РФ. Такие противоречия являются следствием как недоработок правовых актов, так и результатом сознательного их запутывания заинтересованными в этом чиновниками, выступающими выразителями интересов определенных политических, экономических, национальных групп давления на законодателей.

Очевидно, что такие противоречия являются важнейшим конфликтогенным фактором на всех уровнях социальной структуры общества. Поэтому ликвидация противоречий в российском законодательстве (федеральном и губернском, отраслевом и гражданском и т. п.) – важнейшая задача преодоления юридических конфликтов.

3. Распространенная причина юридических конфликтов – правовое бескультурье населения (и связанный с нею правовой нигилизм), незнание существующих юридических норм и нарушение их в процессе социальных конфликтов. Правовая культура постсоветской России чрезвычайно низка из-за неразработанности и малой значимости юридических отношений в советском обществе, которые были подавлены партийными отношениями. Для советского общества было характерно устранение социальных конфликтов, только Незначительная их часть доводилась до юридического уровня. Поэтому для советских людей был характерен правовой нигилизм. Ему способствовало и так называемое «телефонное право», когда по Телефонному звонку из парткома судьи принимали соответствующее Решение. Население знало об этом и, как водится в России, считано закон, что дышло – куда повернул, туда и вышло».

4. Важной причиной юридических конфликтов в обществе является отчуждение населения, предпринимателей, предприятий и других субъектов от государства и его институтов, в частности, силовых и налоговых. Это выражается в том, что существующие законы не отвечают интересам и возможностям субъектов. Например, в Нижнем Новгороде в настоящее время около одной трети населения не оплачивает электроэнергию и жилье из-за невыплат зарплаты и низкого прожиточного уровня. Если будет проведена жилищно-коммунальная реформа, то еще большее количество семей не сможет оплачивать коммунальные услуги. Это повлечет за собой юридический конфликт между ними и правоохранительными органами. Многие предприниматели уклоняются от уплаты налогов, которые слишком велики. Налицо открытая форма гражданского неповиновения, сознательного правового конфликта с законом и государственными институтами.

Сейчас в России предпринимается попытка движения к буржуазно-социалистической (Германия, Япония и т.п.) формации. В такой формации все типы социальных конфликтов (экологические, демографические, производственные и т.п.) должны приобретать моральную и правовую формы и разрешаться соответствующим образом. Для моральных конфликтов – это, прежде всего, активное общественное мнение, которое усиливается активностью общественно-политических организаций граждан и учитывается государственными органами. Для юридических конфликтов – это, прежде всего, судебные процедуры, разрешаемые в соответствии с существующим законодательством. В результате разрешения такого конфликта один из субъектов признается правым, а другой – неправым. Органами судебного производства являются суды – общие, конституционные, арбитражные, третейские, международные и т.п.

Юридические конфликты и их правовое регулирование
В настоящее время в России происходят социальные конфликты, раскалывающие страну: 1) между демократами и коммунистами; 2) между Центром (Москвой) и регионами; 3) между государством и предпринимателями; 4) между индивидами и государством; 5) между нищающим большинством и богатеющим меньшинством; 6) между русскими и другими нациями; 7) между старшим и молодым поколениями и др. Перечисленные конфликты – вполне закономерный результат развития страны. Единственный способ преодоления таких конфликтов – их правовое регулирование, отказ от опоры на силу власти. Сила права должна потеснить силу власти, как и положено в правовом государстве.

Задача государственных и общественных организаций, предприятий, отдельных лиц заключается в переводе какого-либо конфликта в форму юридического противоборства, основанного на законе, с его публичными процедурами и средствами. В результате такой операции социальный конфликт институционализируется, а затем разрешается и гасится. Это предполагает:
1) совершенствование правового обеспечения и правовой культуры судей и населения и создание материально-технических условий осуществления судопроизводства (финансов, оргтехники, средств связи и т.п.);
2) ориентацию всего населения на достижение правовых целей, т.е. целей, соответствующих законам;
3) запрет на развертывание и эскалацию конфликта, создание правовых норм согласования интересов разных субъектов;
4) рассмотрение юридических споров о неправомерности актов и действий в суде в порядке иерархического подчинения;
5) компенсацию убытков и восстановление прежнего юридического статуса.

Пока российское право еще недостаточно приспособлено к переводу социальных конфликтов в юридические и их разрешению. Это обусловлено отсутствием не только непротиворечивой правовой системы в России, которая только постепенно складывается, определяя правила взаимоотношения всех субъектов в правовом поле России, но и коллизионных правовых норм, неразвитостью процедур разрешения юридического конфликта. Конституция РФ признала федеративное коллизионное право. Сейчас только формируется такая процессуальная отрасль, как коллизионное (конфликтное) право, охватывающее юридические принципы и нормы организации и разрешения юридических конфликтов.

Источник: 
Соколов С.В., Социальная конфликтология