Психология неосторожного преступления

Психологическое изучение неосторожных преступлений основывается на теоретических и методологических принципах современной психологии с привлечением наиболее фундаментальных положений общей и социальной психологии, данных инженерно-психологических исследований, результатов фундаментальных исследований по психологии труда и вопросам индивидуально-психологических различий. Важное место здесь занимает анализ поведения человека, процессов и механизмов его произвольной регуляции в генезисе неосторожных преступлений. Исследование неосторожных преступлений с позиций психологии направлено на преодоление некоторых традиционных догматических представлений о сущности этих деяний, нередко игнорирующих индивидуальные различия между людьми и своеобразие форм субъективного отражения в сознании объективных условий деятельности и потому угрожающих объективным вменением неосторожных преступлений.

По различным данным неосторожные преступления составляют 10-12% от общего числа совершаемых преступлений, однако отмечается повсеместная устойчивая тенденция к росту удельного веса неосторожных преступлений в общей структуре преступности (в первую очередь это относится к деяниям, совершенным в области использования техники). Не случайно около 15% статей Особенной части УК РФ предусматривает ответственность за преступления, совершенные с такой формой вины.

Известно, что ущерб от неосторожных преступлений сопоставим с потерями от умышленных деяний. Более того, гибель людей в результате преступной неосторожности наступает чаще, чем от умышленных убийств. Результаты однократной невнимательности одного усталого диспетчера аэропорта могут быть куда масштабнее и трагичнее, чем планомерные действия организованной преступной группы на протяжении длительного времени. Именно поэтому правоведы единодушны в том, что неосторожные деяния, особенно совершенные с использованием технических средств, по общественной опасности приближаются к умышленным преступлениям.

Однако речь идет не только об экономическом ущербе, но и о более существенном - угрозе таким важнейшим социальным ценностям, как жизнь и здоровье людей, о серьезном нравственном вреде. Неосторожные преступления, являясь проекцией соответствующих сфер социальной жизнедеятельности, традиций и стереотипов недисциплинированности, легкомыслия и т.п. в свою очередь способствуют закреплению этих феноменов в групповом и индивидуальном сознании, формированию искаженного отношения к социальным ценностям у достаточно широкого круга сочувствующих таким деяниям или моделирующих их для себя.

Закон выделяет два вида неосторожной вины - легкомыслие и небрежность. Кратко остановимся на характеристике каждого из этих видов, особо выделяя моменты, значимые для психологического анализа.

Согласно ч. 2 ст. 26 УК РФ преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий

В формуле преступного легкомыслия ничего не говорится об отношении лица к самому деянию, определяется лишь отношение к его последствиям. Вместе с тем невозможно осознавать потенциальную опасность последствий какой-либо деятельности без того, чтобы не иметь хотя бы общего представления о причине этой опасности в виде собственных действий. Можно полагать, что субъект, как минимум, осознает фактические признаки своего действия или бездействия, по крайней мере, в той степени, в какой это необходимо, чтобы предвидеть возможность наступления общественно опасных последствий.

При легкомыслии виновный предвидит не реальную, а абстрактную возможность наступления опасных последствий и без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. Расчет предполагает наличие объективных, реальных оснований, которые, по мнению субъекта, могут помешать наступлению негативных последствий.

Сущность подобного расчета заключается в том, что субъект, учитывая реальные противодействующие факторы, стремится нейтрализовать отрицательное влияние своего действия или бездействия и тем самым не допустить наступления общественно опасных последствий. Обстоятельства, способные, по его мнению, предотвратить наступление общественно опасных последствий могут включать:

  • характеристики самого лица, его индивидуальные особенности (сообразительность, расторопность, ловкость, сила, профессиональные умения и навыки и пр.);
  • особенности обстановки (пустая дорога, ночное время);
  • действия других лиц (завершат недоделанное, помогут);
  • внешние обстоятельства (технические устройства, силы природы).

В большинстве случаев человек рассчитывает не на одно какое-нибудь обстоятельство, а на целую их совокупность, что, по его мнению, предотвратит негативный результат. Это порождает уверенность самонадеянного лица в том, что общественно опасные последствия не наступят. Для установления преступного легкомыслия в каждом конкретном случае необходимо выяснять, на каких реальных фактах субъект основывался, рассчитывая на предотвращение негативных последствий. Мог ли он (при должной внимательности и предусмотрительности) оценить необоснованность своего расчета.

Самонадеянность заключается в том, что оценка противодействующих обстоятельств оказывается неверной. Если же субъект обоснованно рассчитывал на конкретные обстоятельства, способные предотвратить наступление общественно опасных последствий, но они оказались недостаточными, о чем субъект знать не мог, - имело место невиновное причинение вреда - казус. Представляется, что способность субъекта в конкретной ситуации осуществлять обоснованный расчет должна быть предметом специального изучения.

Другой вид неосторожности - небрежность. Деяние признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (ч. 3 ст. 26 УК РФ).

Из всех видов и форм виновного поведения небрежность - самый «невиновный». Это единственный вид вины, при котором у субъекта отсутствует предвидение общественно опасных последствий своих действий. Упречность поведения в таком случае состоит в наличии у субъекта способности и обязанности к осознанию и прогнозу последствий своих действий, т.е. он должен быть внимательным, соблюдать меры предосторожности, предписанные законом, специальными правилами техники безопасности, социальными нормами и пр. Если нет обязанности предвидеть наступление негативных последствий, то нет и вины субъекта. Однако для установления небрежности как формы вины требуется еще и наличие у субъекта реальной возможности и способности в данном конкретном случае предусмотреть наступление негативного результата своего поведения.

Способность к такому прогнозу зависит от специфики конкретной ситуации, в которой совершается деяние, а также от индивидуальных свойств субъекта. Ситуация должна быть не форс мажорной, разрешимой, а индивидуальные свойства лица должны позволять ему правильно воспринимать и оценивать происходящее, принимать решения и осуществлять сознательную произвольную деятельность. Только при этих условиях у субъекта действительно присутствует реальная возможность правильно оценивать ситуацию и свои действия в ней, предвидеть наступление негативных последствий. Важнейшим с точки зрения психологии моментом является то, что при этом необходимо ориентироваться не на способности и возможности некоего абстрактного «среднего человека». При правовой оценке неосторожного преступления должны оцениваться действия конкретного субъекта, в конкретной обстановке.

Деяние является совершенным по небрежности, если субъект, обладая потенциальной способностью к предвидению негативных результатов своей деятельности, не совершает необходимых для этой цели волевых усилий, не проявляет необходимой внимательности и предусмотрительности и не реализует имеющуюся у него возможность предотвратить негативное развитие событий. В том случае, если реальная возможность к прогнозу и предотвращению общественно опасных последствий у субъекта отсутствует, то отсутствует и его вина, т.е. речь может идти о невиновном причинении вреда.

Таким образом, неосторожность относится к числу правовых категорий, во многом опирающихся на феномены и явления психологической природы. Входящие в состав ст. 26 УК РФ такие смысловые конструкты, как «без должных оснований самонадеянно рассчитывал», «необходимая внимательность и предусмотрительность», «должен и мог предвидеть последствия», характеризующие особенности субъективной стороны подобных деяний и входящие в предмет доказывания, имеют психологическое содержание.

Поэтому для правильной квалификации деяния, определения меры ответственности лица и индивидуализации наказания в ряде случаев требуется привлечение специалистов, обладающих психологическими познаниями. Профессиональное знание психологии значительно расширяет возможности для оценки неосторожных преступлений, особенно применительно к степени вины, и отграничения преступления от невиновного причинения вреда.

Психологический механизм неосторожного преступления в обеих формах неосторожной вины всегда состоит во взаимодействии личности и ситуации.

Психологическое изучение источников неосторожных преступлений направлено на:
1) изучение роли криминогенных факторов ситуации в происхождении неосторожных преступлений:

  • управление сложными техническими устройствами, предъявляющими повышенные требования к психическим и психофизиологическим возможностям человека;
  • дефекты организации производственных процессов;
  • экстремальность условий деятельности и наличие помех при ее осуществлении;
  • объективная новизна ситуации для человека;
  • легкомыслие или провоцирующее поведение жертвы.

2) анализ личностного фактора (устойчивых особенностей личности и временных психических состояний) и его роли при совершении неосторожного преступления:

  • ведущие психологические мотивы поведения и структура психической деятельности;
  • психологическая мотивация конкретных общественно опасных действий;
  • основные характерологические особенности человека, выражающие его отношение к осуществляемой деятельности, окружающим людям и самому себе;
  • индивидуальные особенности самосознания и самооценки;
  • интеллектуальное развитие субъекта;
  • уровень общих и специальных знаний и степень сформированности, автоматазированности навыков и умений;
  • индивидуальная устойчивость к аффекгогенным раздражителям, эмотавность субъекта;
  • влияние утомления, соматаческих факторов, алкогольного опьянения, эмоционального состояния на деятельность.

Кратко остановимся на характеристике наиболее типичных «уязвимых звеньев» субъекта, которые в опасной ситуации могут стать причинами нарушения правил безопасности, психологическими источниками различных неосторожных деяний.

Особенности высшей нервной деятельности

Индивидуальный характер поведения в сложных экстремальных условиях в значительной степени зависит и от особенностей нервной системы человека, так как в этих случаях значительно уменьшается роль навыков, умений, опыта, в то время как роль врожденного фактора — природной организаций функций нервной системы — существенно возрастает. Способность субъекта к длительной активной работе, противодействию утомлению, возможность экстренной мобилизации в аварийной ситуации и успешность действий в условиях влияния помех зависят от индивидуальной выносливости нервной системы по отношению к процессу торможения, т.е. от ее силы. Известно преимущество лиц с сильной нервной системой, многие из которых способны действовать хладнокровно и четко в подобных условиях, в то время как у лиц со слабой нервной системой значительно чаще снижается возможность целенаправленного регулирования своего поведения вплоть до полного нервного срыва. Важную роль играют подвижность, устойчивость, уравновешенность нервной системы, определяющие способность к оперативному реагированию на возникающие угрозы.

Значительную роль в обеспечении безопасности поведения играют сенсорные системы. Естественно, различные виды деятельности предъявляют несовпадающие требования к тому или иному органу чувств. Высокая разрешающая способность одного является необходимой для выполнения какой-либо конкретной задачи, качество же других может быть безразличным. Так, острота слуха у хирурга не является профессионально значимым качеством, отсутствие которого может послужить причиной ошибки, влекущей тяжелые последствия для пациента. В то же время снижение зрения (без соответствующей компенсации) способно привести к тому, что при проведении операции доктор «просмотрит» угрожающую жизни пациента патологию. Комбинации необходимых и нейтральных особенностей функционирования органов чувств определяются содержательной спецификой осуществляемой деятельности.

Дефекты психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) также могут непреднамеренно приводить к негативным последствиям

В ряде ситуаций такие характеристики восприятия как объем, ясность, устойчивость, могут оказываться не только профессионально необходимыми, но и жизненно важными. Неверное восприятие параметров объектов, ложная идентификация и т.д. могут привести к ошибочной оценке ситуации, характера и степени опасности, неверному расчету на факторы, способные, по мнению субъекта, предотвратить наступление негативного результата.

Способность взрослого человека к произвольному вниманию делает с психологической точки зрения обоснованной правовую упречность опасного поведения, не сопровождающегося контролем внимания. Вместе с тем существует ряд объективных ограничений возможности человека «проявлять внимательность». К их числу относятся такие характеристики, как способность к длительной концентрации внимания на одном виде деятельности, к переключению внимания с одного объекта на другой, к распределению внимания между рядом объектов или параллельно осуществляемых действий и др. Возможности субъекта к подобной активности, во-первых, далеко не безграничны, а во-вторых, сугубо индивидуальны.

Воздействие неблагоприятных факторов (утомление, пресыщение, эмоциональная дезорганизация, высокий уровень помех, состояние опьянения, болезненные состояния) часто ведет к различным нарушениям внимания, утрате осмотрительности и игнорированию возникающей опасности.

Память взрослого психически здорового человека может носить как непроизвольный, так и произвольный характер. Кроме того, запоминание и удержание информации в значительной мере определяется ее субъективной значимостью для человека. В силу этого запамятование сведений, приводящее к беспечному поведению, в ряде случаев свидетельствует об их невысокой ценности для субъекта. Подобное отношение может проявляться в форме небрежности, когда субъект забывает существенную информацию и в результате либо не совершает действий, необходимых для обеспечения безопасности, либо осуществляет опасные действия, забыв об известных ему ограничениях или правилах предосторожности (рабочие занялись ремонтом, забыв обесточить объект; врач назначает лекарство, не выяснив индивидуальную переносимость к нему пациента, и т.п.).

Мышление. Неправильная оценка информации — весьма частая психологическая причина неосторожных деяний. На основе анализа имеющейся у лица информации о текущей ситуации, его прошлого опыта осуществляется принятие решения о действии, выбор цели и способов ее достижения из ряда возможных альтернатив. При этом нередко происходит недооценка или переоценка возможных последствий из-за высокой субъективной значимости конечного результата, сдвиг выбора в пользу рискованного поведения. Дефект анализа исходной информации неизбежно приводит к неправильному выбору стратегии поведения, ущербности прогноза дальнейшего развития событий, неадекватной оценке факторов, противодействующих наступлению негативных последствий.

В весьма широком круге ситуаций психологической причиной неосторожного поведения являются присущие субъекту дефекты волевой сферы — нерешительность, нетерпеливость, невыдержанность, подчиняемость, слабость самоконтроля. Особенно существенно наличие волевых качеств при выполнении действий, которые сами по себе лишены непосредственной привлекательности (например, очередная перепроверка показаний приборов в конце рабочего дня).

Значительную роль в психологической детерминации неосторожного поведения играют личностные и характерологические особенности субъекта, в том числе такие, как недисциплинированность, безответственность, необязательность, тревожность, самоуверенность, склонность к риску. Важно отношение человека к общепринятым правовым и социальным нормам, прежде всего касающимся безопасности труда и жизнедеятельности в целом, тенденция следовать им в своем поведении или напротив, игнорировать их. Характер поведения в сложных экстремальных условиях тесно связан с психологической структурой личности, установками, усвоенными с детства стереотипами поведения и др.

Важнейшие факторы, определяющие поведение человека в экстремальной ситуации, — его эмоциональная лабильность, импульсивность, тесно связанны с уровнем притязаний и самооценкой личности. В частности, неадекватно завышенная самооценка и неадекватный уровень притязаний свидетельствуют об эмоциональной неустойчивости. Большое значение имеют такие качества, как мнительность, ранимость, легкая возбудимость, наличие аффективных комплексов.

Среди психологических факторов, влияющих на безопасность поведения, одно из ведущих мест занимает мотивация. Отсутствие или низкий уровень в мотивационной иерархии мотива обеспечения безопасности, склонность к немотивированному риску во многом являются психологической причиной неосторожных преступлений. В целом ряде случаев нарушение писаных или неписаных правил предосторожности обусловлено не наличием каких-либо индивидуальных дефектов или особых состояний, а пренебрежением ими.

Наряду с причинами неосмотрительного поведения, относящимися к индивидуальным свойствам субъекта, целый ряд психологических детерминант неосторожности обусловлен социально-психологическими факторами, особенностями взаимодействия людей в процессе общения либо выполнения ими профессиональных обязанностей.

  • Групповые ценности предполагают совпадение мнений, оценок и установок членов группы относительно объектов, идей, целей, значимых для группы в целом. При этом в иерархии таких групповых ценностей безопасность деятельности может занимать весьма низкую ступень. Более того, она может вступать в конфликт с высоко значимыми для группы ценностями (такими, например, как «план — любой ценой», «обогнать конкурента», «погоня за прибылью» и др.), достижение которых предполагает игнорирование требований безопасного поведения.
  • Групповые нормы — система требований, отражающаяся принятые или ожидаемые от членов группы формы поведения. Во многих неформальных группах опасное поведение, нарушающее правила предосторожности, является принятой групповой нормой (например, лихачество в сообществе мотоциклистов-экстремалов).

Еще один групповой феномен, способствующий неосторожному поведению, — сдвиг решения к риску при принятии группового решения, поскольку в этом случае коллективная ответственность как бы распределяется на всех и не возлагается ни на кого конкретно, трансформируясь в коллективную безответственность.

Наряду с факторами, относящимися к деятельности группы, коллектива, в ряде случаев причина неосторожных преступлений может быть обусловлена дефектами управления. К управленческим факторам, имеющим психологическую природу и способным привести к общественно опасным последствиям, относятся: управленческие решения, принятые без учета всех обстоятельств, особенностей и возможностей исполнителей; неточно, нечетко отданные распоряжения, допускающие множественное истолкование; отсутствие управленческих распоряжений в случае их необходимости; отсутствие контроля руководителя за тем, правильно ли исполнитель понял и выполнил отданные ему распоряжения и др. Между ошибочными управленческими решениями и наступлением общественно опасных последствий зачастую имеется значительное количество промежуточных звеньев и этапов.

Следует отметить, что деятельность человека и ее результаты обусловлены не только устойчивыми, но и переменными факторами, к числу которых относятся различные неблагоприятные психические состояния, а также функциональные изменения в организме. Подобные состояния могут оказывать негативное влияние на психические процессы, видоизменять деятельность и отрицательно сказываться на ее результатах и безопасности.

Так, пагубное влияние на способность человека проявлять осторожность и осмотрительность оказывает утомление — временное состояние организма, характеризующееся снижением работоспособности в результате длительной и/или чрезмерно интенсивной нагрузки. Снижение работоспособности само по себе приводит к падению активности большинства психических процессов, ослаблению контроля над своими действиями, падению уровня внимания, качества осуществления интеллектуальных операций. В состоянии утомления ухудшается восприимчивость к сигналам об опасности, «притупляется бдительность», в результате чего совершается значительное число ошибок, в том числе «неизвинительных».

Стресс — состояние психического напряжения, вызванное значительным по интенсивности или длительности действием неблагоприятных внешних или внутренних факторов. При длительном воздействии стресса нарушаются механизмы саморегуляции, ухудшаются результаты деятельности вплоть до ее полной дезорганизации и срыва. В состоянии стресса страдает ориентация, неверно оцениваются сигналы, нарушается контроль за осуществляемой деятельностью, снижаются прогностические возможности, волевые функции. В результате резко повышается вероятность совершения опрометчивых, опасных поступков, неосторожных действий.

Страх оказывает выраженное влияние на протекание всех психических процессов и поведение человека. При этом резко ограничивается объем восприятия и внимания, сознание сужается и фокусируется лишь на источнике угрозы. Страх приводит к потере оперативности и последовательности мышления, совершению неадекватных ситуации действий, нарушению функций моторики.

Менее интенсивное, но также дезорганизующее влияние на сознание и поведение оказывают тревога и растерянность. Необходимость принятия решения в ситуации неопределенности или при внезапно изменившейся обстановке, угрожающей опасностью, нередко приводит к возникновению указанных переживаний. При этом поведение субъекта становится суетливым, непоследовательным, он «хватается» одновременно за все, но не доводит до конца начатые действия, совершает ошибки, в том числе и фатальные.

Функциональные изменения в организме

Наличие стойких патологических изменений в организме ослабляет или (в крайних проявлениях) устраняет способность субъекта к полноценному осознанию ситуации, адекватному выбору способа действий и полноценному прогнозу их последствий. Наряду с различными психопатологическими состояниями к этому могут привести и последствия соматических заболеваний, например, диабета, сердечнососудистой патологии. Их влияние может проявляться в виде общего снижения уровня активности психической деятельности, продуктивности и качества психических процессов, асте-низации, повышенной утомляемости, нетерпеливости, раздражительности.

Еще одним фактором, повышающим вероятность неосмотрительного поведения, является неопытность — отсутствие или недостаточность навыков и умений, необходимых для осуществления конкретной деятельности. Неопытностью нередко обусловлено повышенное количество неосторожных деяний, совершаемых на начальной стадии практического освоения новой деятельности или профессии.

Наличие опыта существенно влияет на способность человека правильно оценить складывающуюся ситуацию, вовремя диагностировать опасные отклонения в ее развитии, выбирать из числа известных и доступных ему способов реагирования оптимальный в данных конкретных условиях. Чем меньше опыт, тем ограниченнее у субъекта возможность «маневра», меньше свобода выбора способов поведения (вплоть до отсутствия таковой). Это обстоятельство необходимо учитывать при оценке ошибочных, опасных действий субъекта.

Таким образом, в качестве психологических причин опасного поведения, приводящего к совершению неосторожных деяний, может выступать широкий спектр явлений, феноменов, свойств и характеристик людей, особенности межличностного взаимодействия и т.д. Данные факторы могут влиять как изолированно, так и в совокупности, сочетаясь друг с другом, образуя уникальную внутреннюю психологическую детерминацию неосторожного поведения.

Для того чтобы обоснованно судить о том, что субъект виновно не использовал имевшиеся у него способности, следует достоверно установить, что таковые у него имелись в конкретной ситуации. Без проведения этого этапа исследования субъективной стороны неосторожного деяния может быть нарушен принцип субъективного вменения. В некоторых ситуациях установить указанные обстоятельства способны сами следователи и судьи, имеющие определенный запас знаний в области психологии, однако в ряде более сложных случаев необходимо участие специалистов, обладающих профессиональными психологическими познаниями.

Оптимальное решение этой проблемы состоит в использовании специальных психологических познаний в форме экспертных исследований или внепроцессуальных консультаций. Необходимо внедрение в практику экспертных психологических исследований нового их вида — экспертизы неосторожности, в задачу которой входит исследование комплекса психических процессов, свойств и состояний субъекта, имеющих значение для юридической оценки деяния.

Применение психологических знаний для определения наличия и степени неосторожной вины поможет выяснить:

  • механизм целеполагания при совершении рассматриваемых преступлений (мотивацию, смыслообразование, соотношение эмоциональных и рациональных компонентов, влияние функциональных состояний);
  • исполнительные механизмы действий (контроль на уровне протекания психических процессов, эмоциональную саморегуляцию, групповую динамику);
  • влияние индивидуальных особенностей протекания психических процессов, состояний и свойств человека на поведение;
  • психологические обстоятельства, способствующие созданию аварийной ситуации;
  • общественную опасность содеянного и личности обвиняемого.

Учет субъективных особенностей и качеств человека, их соответствия требованиям экстремальных условий деятельности (неожиданное возникновение опасной ситуации, крайний дефицит времени на принятие решения и пр.) приобретает особое значение в связи с заметным ростом в последнее время тяжких последствий, связанных с управлением источниками повышенной опасности. Поэтому остановимся в заключение на ч. 2 ст. 28 УК РФ (невиновное причинение вреда). Она представляет собой конструкцию, впервые введенную в Уголовный закон и направленную против объективного вменения. Эта статья ориентирована на психологический анализ отношения лица к нарушению и его последствиям, а не на фиксацию только факта нарушения и его последствий.

Суть проблемы определяется как разрыв между требованиями, предъявляемыми к оператору сложных систем в условиях научно-технической революции, а также к некоторым видам деятельности, связанным со сложными, опасными, непрогнозируемыми ситуациями (альпинизм, исследование пещер, работа водолазов и др.) и психофизиологическими свойствами человека, которые могут оказаться недостаточными для адекватных действий в экстремальной ситуации. Лицо, предвидевшее возможность наступления общественно опасных последствий, не могло их предотвратить из-за несоответствия своих психофизиологических и иных возможностей повышенному объему требований к управлению сложной техникой, хотя для бытовой или обычной трудовой деятельности этих возможностей достаточно.

Представляется, что способность лица осознавать значение своих действий и руководить ими в экстремальной ситуации (когда поведение его было неадекватно обстановке и привело к тяжким последствиям) должна быть отнесена к предмету обязательной психологической экспертизы.

Сила воздействия, неожиданность возникновения ситуации, отсутствие времени на ее осознание и принятие решения могут вызвать особые интенсивные эмоциональные реакции (эмоциональную напряженность, стресс, аффект), нередко выражающиеся в дезорганизации поведения субъекта: оно теряет пластичность, гибкость, страдают сложные формы движений. Характерными являются реакции либо по типу возбуждения (панические, импульсивные, избыточные действия), либо — доминирование процессов торможения, вплоть до полного прекращения деятельности.

Этим объясняется необходимость в психологическом исследовании способности субъекта осознавать требования внезапно возникшей сложной экстремальной ситуации, предвидеть последствия действий и его возможности их предотвратить. Без решения этих вопросов нельзя раскрыть сущность отношения человека к своим действиям и их результатам — надеялся ли он на предотвращение вредных последствий действий по легкомыслию или был не в состоянии найти и реализовать правильное решение; мог ли по объективным условиям экстремальной ситуации и субъективным психофизиологическим качествам предвидеть наступление общественно опасных последствий действий и был ли в состоянии их предотвратить.

Психологические механизмы поведения конкретного субъекта в экстремальной ситуации могут быть раскрыты с использованием судебно-психологической экспертизы, которая позволит установить:

  • реальные его возможности понимать требования экстремальной ситуации;
  • возможности предвидеть наступление определенных последствий своих действий, — в зависимости от способности к установлению причинно-следственных связей и общего уровня интеллектуального развития;
  • возможности совершать действия по предотвращению опасных последствий — в зависимости от психического состояния и психофизиологических качеств.

Психологическая экспертиза способна предоставить данные, значимые для понимания внутренних психологических механизмов неосторожных преступлений, дать существенную информацию, необходимую для расследования, доказывания и их правильной квалификации. Внедрение в практику экспертных исследований поможет обеспечить адекватность и справедливость правовых санкций, их соразмерность.

Литература

  • Нерсесян В.А. Ответственность за неосторожные преступления. СПб., 2002.
  • Ратинова И.А. Психологические основы расследования преступлений, совершенных по неосторожности: науч.-метод, пособие. М., 2004.
  • Ситковская ОД. Уголовный кодекс Российской Федерации. Психологический комментарий. М., 2009.
  • Ситковская ОД. Психология уголовной ответственности. М., 1998.
Источник: 
Криминальная психология: курс лекций / под науч. ред. О. Д. Ситковской: 2016
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.