Психологическое здоровье семьи «группы риска» как условие преодоления риска в развитии несовершеннолетних

На современном этапе развития российского общества отчетливо проявляются проблемы укрепления и сохранения здоровья семьи. Разрабатываются программы государственной поддержки семей и детей, воспитывающихся в них. В понятие здоровья семьи входит как психическое, так и психологическое здоровье. Что же подразумевается под этим понятием. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором семья может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, воспитывать детей, а также вносить вклад в жизнь общества.

Следует различать понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Термин «психологическое здоровье» недавно был введен в научный лексикон автором И. Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. И.В. Дубровина под термином «психологическое здоровье» понимает аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»? Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Главное различие психологического здоровья от психического состоит в том, что позволяет выделить непосредственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта [1].

Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком (ребенком или взрослым) своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Критерии, по которым можно определить состояние психического или психологического здоровья индивида (семьи), достаточно условны. Норма характеризуется балансом между реальностью и приспособлением к ней, установкой на самоутверждение и саморазвитие в единстве чувством ответственности, достаточным потенциалом психической энергии, с активностью. Психологическое здоровье во многом зависит от особенностей духовно-нравственного развития личности (семьи). Рассматривая психологическое здоровье, нужно обратить внимание, что его основу составляет нормальное развитие индивидуальной жизни, что безусловно определяется благоприятным климатом в семье. На сохранение и укрепление психологического здоровья на высшем уровне влияют факторы риска, которые можно условно разделить на две группы. Это объективные или факторы среды и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. Уделим внимание факторам среды, которые наиболее значимы для психологического здоровья детей.

Важным фактором является общение ребенка с матерью. Нарушения взаимодействия ребенка с матерью может привести к формированию тревожной привязанности и недоверие к окружающему миру (М. Эйнсворт, Э. Эриксон).

Также важны и взаимоотношения ребенка с отцом, которые являются условием для становления автономности ребенка. Отец в этом возрасте должен быть физически и эмоционально доступен ребенку (Г. Фи-гдор), но в России отец редко имеет возможность быть рядом с ребенком. Таким образом, и отношения с отцом чаще всего сказываются неблагоприятно на формирование автономности и самостоятельности ребенка.

Явления этих факторов проявляются в разрушении воспитательных функций семьи, в отчуждении родителей от детей, в неподготовленности молодых людей к семейной жизни, неспособности наладить взаимоотношения с родственниками, совмещение домашних обязанностей с профессиональной деятельностью. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), психолого -педагогических и медицинских проблем, способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями как физического, так и психического здоровья, делая эту проблему особенно актуальной.

Социально-экономические изменения в стране, сопровождающиеся сокращением производства и снижением заработной платы, приводят к снижению материального и морального благополучия большинства российских семей, отсутствие собственной жилой площади; рост социальных болезней: туберкулез, алкоголизм, наркомания ведет к инвалидизации взрослого населения и появлению нездорового потомства, в особенно тяжелом положении оказываются слабо защищенные семьи, так называемые семьи «группы риска» (молодые, многодетные и неполные).

Под семьями «группы риска» понимаются семьи, которые в силу определенных обстоятельств жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что приводит к социально-психологической дезадаптации. К семьям «группы риска» можно отнести: многодетные и неполные семьи; семьи, имеющие детей с особенностями психофизического развития; аморальные, вновь образованные и разведенные семьи; приемные, смешанные семьи; семьи, стесненные жилищными условиями; семьи наркоманов и алкоголиков, лиц, отбывавших заключения в местах лишения свободы; семьи, члены которых имеют отклонения в физическом и/или психическом развитии, и ряд других.

Наличие того или иного фактора социального риска в семье не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом такая вероятность возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи. Большинство семей, принадлежащих к группе риска, не видят и не понимают, что в их жизни могут обостриться, на первый взгляд, невидимые проблемы, которые в дальнейшем отрицательно отразятся на их детях, а многие не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. У таких семей, как правило, недостаточно, психологических, физических, социальных и экономических ресурсов. Главная задача социальных служб - активизация этих ресурсов в ходе работы с ними. Здесь очень важным является своевременная работа, пока эти ресурсы еще есть.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в раннем детском возрасте, особенно если ребенок воспитывается в условиях семьи «группы риска».

Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение.

Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребенка. Таким образом, итогом развития в раннем возрасте должно стать формирование автономности, самостоятельности. Несформировавшаяся самостоятельность ребенка в раннем возрасте может явиться источником проблемы выражения гнева и проблемы неуверенности. В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления - важные задачи педагогики раннего детства. От воспитания в семье зависит дальнейшее развитие ребенка. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому. Осведомленность родителей о физиологических и психических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать малыша. Положительный фон настроения одно из таких условий, он также важен для формирования психологического здоровья детей. В последнее время наряду с понятием «положительного фона настроения» используются такие, как эмоциональное благополучие, душевное равновесие. Под положительным фоном настроения эти два понятия излагаются, как способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя. Эмоциональное благополучие в работах Г. Г. Филипповой рассматривается как показатель оптимального общего развития. Вопросы эмоционального благополучия ребенка стали предметом исследования продолжателей дела Запорожца А. В. в последние годы. Эмоциональное благополучие является одной из важнейших линий развития ребенка - играет важную роль в формировании «базового» пласта сознания ребенка.

Г. Г. Филиппова выделяет следующие компоненты эмоционального благополучия ребенка в ДОО:

  • эмоция удовольствия - неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения,
  • переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта,
  • переживание успеха - неуспеха в достижении цели,
  • переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними,
  • переживание оценки другими результатов активности ребенка.

Чтобы обеспечить сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка, необходимо знать его особенности, иметь четкое представление об уровне его развития, актуальных и потенциальных возможностях, потребностях. Для этого в образовательном учреждении следует систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психического развития.

Во-вторых, нужно построить и модифицировать развивающую среду таким образом, чтобы она была максимально благоприятна для психического развития каждого ребенка, его внутреннего мироощущения.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что нарушения психологического здоровья чаще отмечаются у детей, испытывающих недостаток общения со взрослыми, враждебное отношение с их стороны. Сегодня продолжают оставаться вне поля видения и полноценного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как «психологически не болен, но психологически не здоров». Ранний детский возраст является особенно значимым в развитии эмоциональной составляющей личности. Выделены факторы, влияющие на психологическое здоровье детей раннего возраста. К ним относятся социально-культурный, социальноэкономический, социально-психологический. Социально-культурный характер факторов, оказывающих влияние на психологическое здоровье ребенка раннего возраста, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления родителей. В современном мире родительские функции сводятся к тому, чтобы обеспечить безбедное будущее малышу (образование, брендовую одежду, гаджеты), хорошую, дорогостоящую няню, которая занимается ранним развитием малыша и еще плавание, танцы и т.д. следствием этого является чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутри личностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Эти трудности родителей находят свое отражение в развитии детей и оказывают негативное влияние на их психику. Рассматривая столь нежный детский возраст, не побоюсь сказать о том, что любой малейший стресс пагубно сказывается на здоровье ребенка раннего возраста. Сам факт того, что каждый день приходится расставаться с матерью (мать часто рано выходит на работу) для ребенка раннего возраста очень серьезный стресс, не говоря о том, что мама, возвращаясь вечером домой «несет» с собой все, пережитые тревоги, конфликты, неудачи, происходившие на работе. Ребенок как лакмусовая бумажка впитывает все негативное эмоциональное состояние матери, которое пагубно сказывается на его психологическом состоянии. Мать, постоянно находясь в таком напряжении и передавая это напряжение своему ребенку (непосредственно или опосредованно) подрывает психологическое, а впоследствии и физическое здоровье своего малыша. Казалось бы, она заботиться о нем, старается дать все самое лучшее, но упускает, то, что более всего сейчас ему необходимо - эмоционально-психологическую составляющую здоровья.

Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение няни к воспитанию является сильным психотравмирующим событием поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью. В ситуации нормального эмоционального общения с матерью к трем годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к проявлению невротических реакций. В среднем лишь к трем годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. И вот только тогда целесообразно отдавать ребенка в детское воспитательное учреждение.

К социально-психическим факторам, влияющим на психологическое здоровье детей, относятся, прежде всего, такие как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в системе детско-родительских отношений. Большинство психологов считает, что психологическое здоровье неразрывно связанно со стилем родительского воспитания, а также зависят от характера взаимоотношений родителей и детей. Так достаточно часто встречается невротизация детей, заикание, эмоциональные расстройства, страхи у детей, агрессивные модели поведения. Поэтому проблема психопрофилактики является наиболее актуальной в современном динамично развивающемся мире и требует психологического сопровождения семей «группы риска», воспитывающих детей раннего возраста. Психопрофилактика будет наиболее продуктивна, если ее начинать на самых ранних этапах депривации семьи.

Проблема оздоровления детей - это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа, прежде всего родителей, а также коллективов образовательных учреждений (детских садов, школ) и психологов на длительный срок. Забота о психологическом здоровье детей раннего возраста предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, его чувствам и переживаниям через близкое постоянное эмоционально-положительное общение с родителями. Ребенок не должен ощущать потерю защиты и неуверенность. Работа по сохранению и укреплению психологического здоровья ребенка раннего возраста-это система личностно-ориентированных психолого-педагогических приемов, содействующих ребенку в реализации его возможностей и способностей. Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей -это целенаправленная система мер психолого- педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условий для полноценного развития личности и социализации ребенка.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей, с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение родителей, с целью ознакомления их со способами конструктивного, эмоционально-положительного общения с детьми, оказание им психологической поддержки, создания в семье благоприятного психологического климата.

Темы: Семья
Источник: Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. - Ставрополь : ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. - 268 с.
Материалы по теме
Семья как среда для развития детей «группы риска»
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Типичные конфликты у супругов
Анцупов А.Я., Конфликтология
Детская проституция и сексуальная эксплуатация: феноменология и профилактика
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Кризисы семейной жизни
Попова Р.Р., Психологическая помощь
Ролевая структура брака и семьи
Монина Г.Б., Психология семьи
Структура и типология семей
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004
Материнская ласка и факторы, на нее влияющие
Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Типологии семей
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Оставить комментарий