Психологический пол и особенности личности

Имеющиеся разногласия между исследователями по поводу того, какие способности или личностные особенности выражены больше у мужчин или женщин, могут быть обусловлены тем, что не принимается во внимание выраженность у тех и других маскулинности или фемининности — ведь в исследуемых выборках в зависимости от обследованных контингентов могло быть разное соотношение тех и других.

Как уже было показано в ряде работ, учет степени выраженности маскулинности и фемининности существенно изменяет ту картину, которая выявляется без учета этих особенностей. В. Е. Каган (1991) обследовал учащихся I-IV классов и у 7-летних детей не выявил достоверных различий между мальчиками и девочками. Однако учет маскулинности и фемининности внес в эти данные существенные изменения. Фемининные мальчики были близки к девочкам (без учета их половой типологии, так как фемининные и маскулинные девочки не отличались друг от друга) или даже уступали им по доминантности, напористости, независимости, беспечности, храбрости, склонности к риску, исполнительности, добросовестности и ответственности. Уступали фемининные мальчики по этим, а также интеллектуальным качествам, по абстрактным формам мышления и объему знаний и своим сверстникам с выраженной маскулинностью.

У 8-9-летних обнаружились среднегрупповые различия между мальчиками и девочками по склонности к риску, беспечности и храбрости (эти качества более присущи мальчикам) и благоразумности, рассудительности и осторожности (эти качества более присущи девочкам). В то же время между фемининными мальчиками и девочками этих различий не было, а среднегрупповые различия выявились за счет различий между маскулинными мальчиками и девочками. Как и в группе 7-летних, у 8-9-летних мальчиков обнаружились различия в изученных качествах, а между маскулинными и фемининными девочками различий не было.

Автор заключает, что различия между маскулинными мальчиками и девочками, за исключением понимания социальных норм и самоконтроля, полностью совпадают с общеполовыми различиями. Однако у фемининных детей разного пола характерологические комплексы существенно различаются:

  • мальчики: замкнуты, недоверчивы, обособлены; неуверенны, ранимы, неустойчивы; робки, застенчивы, чувствительны к угрозе; тревожны, озабочены;
  • девочки: открыты, доброжелательны^ общительны; уверенны, спокойны, стабильны; социально смелы, решительны, непринужденны; безмятежны, оптимистичны.

Известно, что эмоциональность выше у женщин в сравнении с мужчинами, но при учете маскулинности и фемининности картина существенно меняется (табл. 23.1).


Как видно из данных таблицы, между фемининными мужчинами и маскулинными женщинами различия в проявлении свойств эмоциональности значительно меньшие, чем между маскулинными мужчинами и фемининными женщинами. С другой стороны, фемининные и мужчины и женщины имеют более выраженные свойства эмоциональности, чем маскулинные мужчины и женщины. Наибольшие же различия выявлены между маскулинными мужчинами и фемининными женщинами.

По наблюдениям Л. Лавин и Д. Ломбардо (Lavine, Lombardo, 1984) мужчины и женщины андрогинного типа проявляют при общении одинаковый уровень самораскрытия, в то время как мужчины, высоко ценящие традиционные понятия о мужественности, стараются избегать самораскрытия.

Существующее представление о разных стилях поведения мужчин и женщин: инструментальном (ориентированном на задачу) у первых и экспрессивном (ориентированном на людей) — у вторых, нуждается в уточнении с учетом выраженности маскулинности — фемининности. Первый тип поведения присущ не всем мужчинам, а только маскулинным, а второй тип поведения — не всем женщинам, а только фемининным (Powell G., 1990).

Если в отношении того, у кого самооценки выше — у мужчин или у женщин, согласия между исследователями не выявляется, то при учете маскулинности — фемининности картина становится яснее. Так, по данным А. В. Визгиной и С. Р. Пантилеева (2001), завышенная самооценка наблюдается как у женщин, так и мужчин фемининного типа.

Е. А. Чижова (2005) не выявила различий между юношами и девушками в выборе копинг-стратегий, однако различия проявились, если учитывалась их маскулинность или фемининность.

В самих стереотипах мужественности и женственности заложены разные совпадающие стратегии, и только то, что в каждом человеке присутствуют и те и другие черты, и крайние варианты выраженности только одной черты встречаются редко, не позволяет найти различия по к-страте-гиям между группами юношей и девушек. В структуре черт маскулинности наиболее значимыми оказались такие черты, как самодостаточность, мужественность, честолюбие, независимость, напористость, а такие качества, как любовь к соревнованиям, сила, спортивность, серьезность, стремление защищать свои убеждения и надеяться в основном на себя, взаимосвязаны со стратегией решения проблем. В структуре черт фемининности наиболее значимые черты - доверчивость, ласковость, вкрадчивость, любовь к лести, сострадательность, неумелость - связаны со стратегией избегания проблем.

Чижова Е. А., 2005, с. 147.

Известно, что девочки по сравнению с мальчиками более боязливы и застенчивы, не уверены в своих силах, легче подвергаются фрустрациям и поэтому не стремятся к лидерству, более конформны (Hartup W., 1958; Fagot В., 1978), и это принято связывать с тем, что их статус в обществе ниже, чем мужчин. Однако в отношении данного заключения должна быть сделана поправка на выраженность у лиц женского пола маскулинности — фемининности. Так, Е. Таслер (2001) выявила, что склонность к риску и доминантности положительно коррелируют с маскулинностью женщин и отрицательно — с фемининностью, и чем выше у них маскулинность, тем менее они конформны. Этим же автором показано, что у фемининных женщин по сравнению с маскулинными больше выражен фактор А (по Кеттеллу), т. е. доброта, внимательность, мягкосердечность, фактор С (эмоциональная неустойчивость), фактор I (эмпатия, женственность, романтизм), фактор О (тревожность).

С.    В. Афиногеновой (2007) изучена степень выраженности различных сторон агрессивности в зависимости от маскулинности, фемининности и андрогинности у юношей и девушек (табл. 23.2).


Из этих данных следует, что конфликтность, включающая вспыльчивость и обидчивость, выше у фемининных лиц мужского и женского пола (соответственно 9,1 и 11,4 балла), чем у андрогинных (соответственно 8,6 и 10,5 балла) и маскулинных (соответственно 8,5 и 9,3 балла). А собственно агрессивность, включающая остальные характеристики, представленные в таблице, выше у маскулинных мужчин и женщин (соответственно 28,3 и 25,7 балла), чем у андрогинных (соответственно 25,2 и 21,1 балла) и фемининных (соответственно 20,2 и 19,1 балла). Таким образом, полученные данные показывают, что выраженность различных характеристик агрессивности зависит от того, к какому психологическому полу относятся обследуемые.

Те же различия в выраженности различных характеристик агрессивности были выявлены у маскулинных и фемининных девушек и юношей, занимающихся спортом.

Выявлены положительные связи выраженности маскулинности с неуступчивостью (г = 0,16, р < 0,01), нетерпимостью к мнению других (г = 0,17, р < 0,01), мстительностью (г- 0,14; р < 0,01), позитивной агрессивностью (г = 0,16; р < 0,01) и негативной агрессивностью (г - 0,18; р < 0,01) и отрицательная связь — с обидчивостью (г = -0,17; р < 0,01).

У девушек выявлена положительная связь маскулинности с наступательнос-тью (г = 0, 22; р < 0,01), неуступчивостью (г = 0,17, р < 0,05), нетерпимостью к мнению других (г = 0,18; р < 0,05) и позитивной агрессивностью (г = 0,24; р < 0,05) и отрицательная связь — с обидчивостью (г = -0,19; р < 0,05).

Таким образом, и в мужской и в женской выборках в основном выявлены схожие связи маскулинности с различными характеристиками агрессивности. Отсюда можно сделать вывод, что агрессивность больше выражена у маскулинных, чем у фемининнных, а конфликтность — у фемининных, чем у маскулинных лиц.

Н. Ю. Жарновецкая (2007) подтвердила данные, полученные С. В. Афиногеновой. Корреляционный анализ показал, что маскулинность положительно, а фемининность отрицательно связаны с самооценкой различных характеристик агрессивности (табл. 23.3).


К этому можно добавить, что у женщин выявлена положительная связь обидчивости с фемининностью. Кроме того, выявлено, что маскулинные оцениваются другими как более агрессивные, чем фемининные, что видно из данных той же таблицы. При этом разделение мужчин и женщин с учетом психологического пола выявило больше различий в восприятии их агрессивности окружающими, чем при разделении только по биологическому полу. Так, между маскулинными мужчинами и фемининными женщинами появились достоверные различия по восприятию окружающими вспыльчивости и неуступчивости.

Восприятие свойств агрессивности субъектов окружающими, по данным Н. Ю. Жарновецкой, находится в прямой связи с маскулинностью воспринимаемых лиц и в отрицательной — с фемининностью. Таким образом, чем больше выражена маскулинность у субъектов, тем более агрессивными они оцениваются окружающими.

По данным Е. В. Козыревой (2002), аутоагрессия несколько больше выражена у женщин с ярко выраженной фемининностью, а у фемининных мужчин равна гетероагрессии, последняя явно больше выражена у мужчин и женщин с ярко выраженной маскулинностью (табл. 23.4). Из табличных данных видны тенденции, приводящие к этому: у мужчин — чем меньше выражена маскулинность, тем больше аутоагрессия, у женщин — чем более выражена маскулинность, тем больше выражена гетероагрессия. Отсюда разность между ауто- и гетероагрессией из отчетливо отрицательной по мере уменьшения маскулинности становится либо положительной (как у женщин), либо приближается к нулю (как у мужчин).


Д. Б. Катунин (2005) выявил, с одной стороны, сходство маскулинных мужчин и женщин, а также фемининных мужчин и женщин по макиавеллизму, а с другой — различие между маскулинными и фемининными, независимо от биологического пола. Так, высокий макиавеллизм имели среди маскулинных мужчин 86%, а среди маскулинных женщин — 83%. Среди фемининных мужчин и женщин лиц с высоким макиавеллизмом было значительно меньше (соответственно 44 и 32%). Макиавеллизм, по данным Катунина, имеет высокую достоверную положительную связь с маскулинностью и отрицательную — с фемининностью.

Данные Г. Рыбка (2006), полученные на 321 субъекте мужского пола и 344 субъектах женского пола, тоже показали сходство, с одной стороны, маскулинных мужчин и женщин, а с другой — фемининных мужчин и женщин по показателям мотива достижения и избегания неудачи (рис. 23.1). Эти данные, как и предыдущие, показывают необходимость учета маскулинности и фемининности для дифференцированной оценки как мужчин, так и женщин.


Можно отметить, что как у мужчин, так и у женщин от маскулинного к фемининному типу наблюдается тенденция уменьшения количества испытуемых с высоким уровнем мотива достижения успеха и увеличения количества испытуемых с низким уровнем мотива достижения успеха. Указанные особенности, вероятно, связаны с тем, что именно маскулинные поведенческие характеристики традиционно соотносятся с такими мужскими качествами, как честолюбие, решительность, стремление к достижениям и др., а фемининные поведенческие характеристики, наоборот, не соотносятся с такими качествами.

В специальных исследованиях было установлено (Christiansen К., Knussmann R., 1987),что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогинов в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 1091 человек было показано (Lau Sing, 1989), что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности (физическое Я).

<...> В уже упоминавшемся выше исследовании (Lau Sing, 1989) было показано, что андрогинные не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я).

Баранов А. А., 2002, с. 82-83.

Среди фемининных лиц мужского пола и фемининных лиц женского пола больше субъектов с высоким уровнем мотива избегания неудачи. Для мотива избегания неудачи выявлена следующая тенденция: от маскулинного к фемининному типу наблюдается тенденция увеличения количества испытуемых с высоким уровнем мотива избегания неудачи и снижение количества испытуемых с низким уровнем мотива избегания неудачи. Указанные особенности, вероятно, связаны с тем, что фемининные поведенческие характеристики не соотносятся со стремлением к достижениям, а предполагают наличие таких характеристик, как нерешительность, осторожность, робость и др.

Среди всех испытуемых высокий уровень мотива достижения в учебной деятельности чаще наблюдается у андрогинных учащихся как мужского, так и женского пола.

По данным Г. Рыбка, психологический пол влияет на предпочтение сферы жизни и деятельности, в которых следует добиваться успеха.

Опрос учащихся VII—VIII, X-XI классов и студентов в отношении того, в какой сфере должны стремиться к успеху мужчины, выявил следующее (табл. 23.5).


В этих данных обращают на себя внимание следующие тенденции. В мужской выборке учащихся от фемининных к маскулинным растет количество лиц, считающих, что мужчинам следует добиваться успеха в профессиональной деятельности. Обратная зависимость имеется в отношении достижения успехов в личной жизни. При этом последняя сфера по количеству ответов у андрогинных и фемининных даже превалирует над профессиональной сферой.

Ответы учащихся женского пола показали иную тенденцию. Превалировали ответы (независимо от психологического пола), согласно которым мужчинам следует проявлять себя в профессиональной сфере. Следовательно, респонденты женского пола оказались в отношении взгляда на мужские занятия более консервативными, чем сами представители мужского пола.

Аналогичный опрос в отношении того, в какой сфере должны стремиться к успеху женщины, дал следующие результаты (табл. 23.6).


Тенденция, выявляемая из представленных данных, состоит в том, что и в мужской и в женской выборках большинство опрошенных высказали мнение, что женщины должны стремиться к успеху в личной жизни. В отношении успехов в профессиональной сфере высказываний значительно меньше, особенно в мужской выборке. При этом в мужской выборке количество таких ответов растет от фемининных лиц к маскулинным, т. е. маскулинные субъекты мужского пола чаще считают, что женщины должны добиваться успеха в профессиональной деятельности, чем андрогинные и фемининные лица мужского пола. Это мнение у маскулинных лиц мужского пола высказывается тем чаще, чем больше их возраст (у учащихся VII—VIII классов — в 7,7%, у учащихся X-XI классов — в 12,5%, у студентов — в 28,6%).

В женской выборке влияние маскулинности — фемининности обнаружилось только в отношении ответов, касающихся достижения успеха в материальной сфере: у маскулинных лиц женского пола положительных ответов больше, чем у андрогинных, а у последних больше, чем у фемининных. Таким образом, респонденты мужского пола оказались в отношении взгляда на женские занятия более консервативными, чем сами представительницы женского пола.

Изучение ответов учащихся на вопрос, в какой сфере жизни и деятельности они сами хотели бы добиться успеха, показало следующее (табл. 23.7).


Большинство учащихся мужского и женского пола хотят добиться успеха в профессиональной сфере, что расходится с их стереотипными установками в отношении того, в какой сфере деятельности должны проявлять себя мужчины и женщины... От фемининности к маскулинности увеличивается количество лиц, считающих, что успеха надо добиваться в профессиональной и материальной сфере, и уменьшается количество лиц, считающих, что успеха надо добиваться в личной жизни. В женской выборке какой-либо закономерности не выявилось, за исключением стремления достичь успеха в материальной сфере: количество таких лиц увеличивается от фемининных к маскулинным и, это совпадает с тенденцией, выявленной на мужской выборке.

Мужчины с более высоким уровнем выработки андрогина в целом больше и сильнее. Они также лучше выполняют простые перцептивно-моторные задания, например, на скорость называния объектов, т. е. демонстрируют то, что Клайбер, Броверман и Кобаяши (Klaiber, Broverman, Kobayashi, 1968) называют автоматизированным когнитивным стилем. Им хуже даются задания, требующие отсрочивания или подавления, например поиск фигур, «спрятанных» в сложном рисунке.

Макклелланд Д., 2007, с. 375.

Психологический пол оказывает влияние и на оценку друг друга мужчинами и женщинами. В уже упоминавшемся исследовании Е. П. Ильина и Н. Ю. Лохтю-хиной (2004) было выявлено, что чем сильнее выражена маскулинность, тем большую негативную окраску имеют у мужчин переживания и отношение к женщине-руководителю (получены положительные корреляции прир < 0,01). У фемининных и андрогинных мужчин их переживания и отношение к женщине-руководителю носят преимущественно положительный характер (получены отрицательные корреляции прир < 0,01).

Деловое общение. По данным М. В. Бураковой (2000) и А. Г. Самохвалова (2006), маскулинные и фемининные субъекты обоего пола отличаются по коммуникативным характеристикам (табл. 23.8).



Способности. Женщины с мужскими чертами характера добиваются больших успехов в науке, чем фемининные. Они не уступают средним показателям недифференцированной группы мужчин по пространственным способностям, приближаются к мужчинам по математическому мышлению и т. д. Так, К. Ренбоу и Г. Стенли (Renbow, Stenley, 1980) выявили, что маскулинизированные женщины лучше справлялись с тестами на математические способности. Правда, различие в математических способностях мужчин и женщин авторы объясняют той половой ролью, которую выполняют те и другие. Но разве маскулинность женщин не может определяться генетически запрограммированным повышенным содержанием андрогинов?

Ключевые слова: Пол, Дифференциация, Личность
Источник: Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Материалы по теме
Возрастные, личностные и половые различия в переживании вины
Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN...
Моральное развитие мужчин и женщин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Антиобщественное поведение и пол
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Мужчины и женщины в период безработицы
Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Теснота общения и пол
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Агрессивность мужчин и женщин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Особенности полового созревания лиц мужского и женского пола
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Лидерство и пол
Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Оставить комментарий