Психологические и социально-психологические половые различия

Первые 5—6 лет жизни ребенка — решающие для формирования своей половой идентификации, для осознания себя мальчиком или девочкой, для усвоения образцов мужского или женского поведения. А. О. Бухановский считает, что следует выделить три составляющих, при взаимодействии которых формируются мужчина и женщина в человеческом понимании:
биологический пол, или морфофункциональный половой диморфизм, социальный пол, или социокультурный половой диморфизм, и психический пол, или половой диморфизм личности, половое самоосознание (возможны нарушения половой идентификации личности, когда человек вопреки своему биологическому полу осознает, психологически воспринимает себя представителем другого пола).

В большинстве культур дети начинают демонстрировать соответствующее их полу поведение к 5летнему возрасту, но некоторые специфические для своего пола модели поведения многие из них усваивают уже к трем годам. Усвоение ребенком женских или мужских моделей поведения происходит под влиянием родителей, окружающей среды, под влиянием национальных полоролевых стереотипов, (Полоролевые стереотипы — это укоренившиеся, твердые представления людей определенной культуры о том, каким должно быть поведение мужчины и женщины. В разных обществах и культурах нормы и стереотипы мужского и женского поведения могут различаться.) Например, стереотип «настоящего мальчика»: мальчик должен быть волевым, уверенным в себе, сильным, жестким, практичным и напористым, а «настоящая девочка» может быть нежной, зависимой, чувствительной, разговорчивой, кокетливой, опрятной. Матери еще в младенчестве поощряют мальчиков проявлять большую физическую активность, побуждают их ползать и играть. А с девочками матери обращаются более мягко, побуждая их больше разговаривать. Отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим половым ролям, подкрепляя, поощряя развитие женственности у своих дочерей и мужественности — у сыновей. Если отец покинул семью до того, как его сыну исполнилось 5 лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи. На девочках отсутствие отца сказывается прежде всего в подростковый период. Хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации.

Хотя дети начинают называть себя «мальчиками» и «девочками» в очень раннем возрасте, но до 5—6 лет они часто не понимают, что пол нельзя изменить как одежду, прическу или род занятий (некоторые дети думают, что если одеть платье девочки, то мальчик превратится в девочку). Дошкольник вполне может поинтересоваться у своего отца, кем тот был — мальчиком или девочкой, когда был маленьким. К 6—7 годам большинство детей уже не делают подобных ошибок, они достигают ступени, которую можно назвать «константность пола».

На генетическом, физическом уровне девочки более близки со своим отцом, а на психологическом личностном уровне девушки более сходны с матерью (уровень беспокойства, степень потребности в опеке и т. п.), наиболее резко у девочки скачок в сторону развития женских качеств и женской социальной роли наступает в подростковом и юношеском возрасте. На генетическом уровне мальчики более похожи на мать, на психологическом уровне влияние матери на формирование мальчика также высоко, но на социальнополовом уровне мужские стереотипы поведения формируются у мальчика под влиянием отца с детских лет (с 5—6 лет, после преодоления Эдипова комплекса и идентификации с отцом). Отсутствие отца психологически и социально негативно влияет на формирование мальчика как мужчины. Таким образом, наследуемые качества ребенка более связаны с родителем противоположного пола, а социальноприобретаемые качества ребенка более связаны с родителем одинакового пола.

Целостное половое самосознание (психологический пол) закрепляется в юношеском возрасте и ранней молодости, в этом возрасте могут происходить переоценки себя в половом отношении (например, несмотря на морфологический мужской пол, человек может психологически осознавать себя близким к женскому полу, что приводит к проявлению у него женских стилей поведения или в ряде случаев обусловливает решение человека хирургически изменить свой пол).

На социальном уровне женщины часто стараются походить на мужчин, что во многом вызвано социальной необходимостью: в обществе наиболее поощряются мужские стереотипы поведения, мужчины имеют преобладающие социальные привилегии в социальном статусе, в уровне власти и т. п. Поэтому многие женщины часто усваивают мужские манеры поведения, осваивают грубые «не женские» виды работы или спорта, стремятся «сделать карьеру», проявляют агрессивность, властность. Эти проявления у женщин чаще обусловлены бессознательными факторами, бессознательными комплексами.

О. Вейнингер предложил типологию женщин в зависимости от уровня развития кокетства и конфликтности (мегерности). Женщиныкокетки любят ухаживания, любят обольщать мужчин и привлекать их внимание к себе за счет использования своих физических данных, вести эротические и сексуальные игры, но проявляют равнодушие к детям, рассматривая их в лучшем случае как игрушку. (Литературные примеры кокеток — Элен Безухова, княжна Тараканова, Анжелика, Анна из рассказа Чехова «Анна на шее».)

«Некокетки» — напротив — любят детей, способны заботиться и ухаживать за другими, проявляют верность и надежность в отношениях. (Литературные примеры некокеток — Мария Болконская, Бэла из романа Лермонтова «Герой нашего времени», Татьяна Ларина, Джульетта, Мария Ульянова, Ася из одноименного рассказа Тургенева, Мария Смит из романа «Возлюбленная из РичмондХьюлл» Виктории Хольц.)

«Мегеры* склонны к конфликтам, интригам, разрушению, они смелы и наступательны, способны к подвохам, ударам «ниже пояса» и предательству. (Литературные примеры мегер: миледи из «Трех мушкетеров», Екатерина Медичи, Помпадур, Лиля Брик из книги Карабичевского «Маяковский».)

«Немегеры» предпочитают мирные, спокойные, доверительные отношения, избегают конфликтов, склонны уступать. (Литературные примеры немегер: Нина из драмы «Маскарад» Лермонтова, Наталья Григорьева из «Тихого Дона».)

И. С. Кон выделяет 4 типа развития личности мужчин:
1. «Благополучные» (или социальнодостижительные) — с юности и до старости честолюбивые, интеллектуально и социальнопродуктивные, дружелюбные, самоудовлетворенные собой и жизнью — старый князь Болконский, Форсайт, Петр I.
2. «Неуемные» «(или импульсивные) — с юности проявляют бунтарство, рискованность, раздражительность и неуравновешенность, а в зрелости сохраняют непредсказуемость поведения, импульсивность, слабый самоконтроль, склонность менять работу, семью, место жительства и т. п. — Демон, инженер Гарин, барон Мюнхгаузен, Распутин, Раскольников, д'Артаньян.
3. «Вечные одиночки» — с юности проявляют повышенную эмоциональную чувствительность, неуверенность в себе, недоверчивость к людям, напряженность в общении, в зрелости остаются малообщительными, склонными уходить от сложных обстоятельств, часто остаются холостяками — Флобер, Бальзак, Обломов.
4. «Перевертыши» — бурная, напряженная молодость сменяется спокойной и размеренной жизнью в зрелые годы — граф Муромский из «Барышникрестьянки», Арамис, Портос, Пушкин, Онегин.

Существуют половые различия в реагировании на стрессовые ситуации: по исследованиям Б. Г. Ананьева женщины в отличие от мужчин, реагируют на саму стрессовую ситуацию, а мужчины расходуют энергию еще до наступления реальной ситуации стресса лишь на само представление об экстремальной ситуации, поэтому мужчины имеют повышенную готовность к экстремальной ситуации, но для отдельных мужчин это может заканчиваться крахом, т. к. они энергетически уже израсходовали себя. В стрессовой ситуации экзамена женщины имеют энергетические и информационные преимущества, коммуникативноречевые преимущества и в уровне вербальнословесной памяти. Поэтому в учебных стрессовых ситуациях часто преимущество у женщин, но в реальных производственных и житейских ситуациях преимущество у мужчин, поскольку они проявляют большую активность в разрешении проблем, имеют преимущества в скорости и координации движений, в ориентации в пространстве, в математическом и логическом решении проблем, в хладнокровии. Беспокойство, эмоциональность и озабоченность женщин затрудняет для них решение личных, житейских и производственных стрессовых ситуаций, обуславливает их подверженность стрессам, нервным и психическим расстройствам. Женщины чаще говорят о своих бедах, чем мужчины, чаще просят помощи, чаще обращаются к врачам, чаще испытывают страхи, тревогу, у них чаще бывают неврозы и психические расстройства, но мужчины, внешне мало проявляя свою тревогу и невротические симптомы, испытывают больший негативный эффект стрессов на свое физическое здоровье: смертность от инфарктов и стрессов от неудач на работе, невозможности обеспечить свою семью — удел мужчин.

Неуспех в работе — причина психических расстройств у мужчин, а сложности и неудачи в интимных отношениях — причина большинства психических расстройств у женщин.

Мужчины и женщины в случае преодоления жизненных препятствий ведут себя поразному: мужчины преодолевают препятствия в основном с помощью интеллекта, волевой и физической силы, часто с агрессивными реакциями, с прямолинейными формами общения, в то время как женщины чаще преодолевают препятствия с помощью хитрости и ловкости, с пониженными внешними агрессивными реакциями, но с усиленными возможностями вербального и коммуникативного решения конфликтных ситуаций и препятствий. В экстремальных ситуациях мужчины внешне держатся более хладнокровно, спокойно, а женщины чаще проявляют стрессовозбудимость, эмоциональность (плачут, кричат, жалуются), но фактически оказывается, что женщины более стрессоустойчивы, способны выдержать без значимого ущерба для здоровья больше стрессовых ситуаций, что объясняет большую продолжительность жизни женщин. В экстремальных социальных ситуациях сильнее возрастает смертность мужчин, чем женщин. Сейчас в современной России вследствие социальных стрессов резко усилилась смертность мужчин, снизилась средняя продолжительность жизни мужчин до 56 лет.

Хотя женщина имеет энергетические, информационные, психические и даже физические преимущества, но в обществе она уступает мужчине главную роль, поскольку здесь больше ценится преобразовательная, активная позиция, свойственная мужчинам, что обеспечивает прогресс техники, науки, искусства, жизни общества. Во вторых, в обществе нормативно закреплены привилегии мужчин, существуют традиции распределения мужских и женских ролей, традиции зависимого положения женщин, что во многом автоматически переводит женщин на зависимое и второстепенное положение. Втретьих, женщины объективно выполняют функцию продолжения человеческого рода, а деторождение и воспитание детей, поддержание семейного очага требуют огромных сил и времени, в результате многим женщинам не хватает времени и сил для достижения профессиональных и социальных успехов, для завоевания главенствующих ролей в обществе. В четвертых, влияют мотивационные причины: для женщин успех в любви и ценность детей имеет первостепенное значение и превалирует над успехом в работе и социальным статусом. А мужчинам часто нужен успех в работе и социальной карьере как основа успеха в любви. Психоаналитики объясняют повышенную потребность мужчин в самоутверждении через работу, социальную карьеру, творчество как проявление бессознательного комплекса «зависти к материнству» (мальчик понимает, что он не может как женщина создать, родить, сотворить ребенка, и поэтому, чтобы показать свое превосходство, он должен создавать чтото новое в работе, бизнесе, науке, искусстве, обществе, добиться власти и признания).

В среднем мужчины обнаруживают незначительное преимущество по уровню общей активности, агрессивности, математических способностей, а женщины имеют некоторое преимущество в сфере проявления эмпатии, эмоционального сочувствия.

В целом, подводя итог, отметим, что половые различия существуют: например, мужчины превосходят женщин в скорости и координации движений, ориентации в пространстве, математических рассуждениях, техническом мышлении, а женщины превосходят мужчин по ловкости рук, скорости восприятия, памяти, беглости речи, интуиции. У мужчин чаще выражены такие личностные особенности, как агрессивность, мотив достижения, эмоциональная стабильность, но у женщин — социальная ориентация, милосердие, коммуникативность. Половые различия способностей и черт личности зависят как от биологических, так и от социальных, культурных, этнических факторов.

Источник: 
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Темы: