Экзистенциональная и антропологическая концепции используют феноменологически-герменевтическую методику обследования больных. Результаты ее применения выражаются не в клинических понятиях, а в категориях философии существования (экзистенционализма). В соответствии с этим, например, у больных шизофренией констатируется изменение восприятия собственного бытия.
Сторонники этого течения говорят об изменении «наличного бытия», «коммуникации», «собственного мира», что ведет к «крушению жизни». Бред в соответствии с такими взглядами представляет собой самовыражение шизофренического бытия. Антропологическое направление трактует психоз как результат краха привычного существования человека.
Психоанализ. В этой концепции ведущим является конфликт между человеком и цивилизацией, в антагонистическом противоречии между бессознательными влечениями человека и запретами культуры, между стремлением человека к осуществлению своих скрытых влечений и страхом нарушения моральных заповедей семьи, общества. Моральный диктат культуры заключается в формуле: «Там, где было “Оно” (диктат бессознательных влечений), должно быть “Я”». Психоз наступает тогда, когда «Я» ослаблено, его посредничество между требованием «Оно» и внешним миром не осуществляется. В результате «Я» капитулирует и деградирует до ранней стадии развития. «Я» может деформироваться, расщепляться, может наступить раздвоение «Я». Главный механизм защиты в психозе есть регресс «Я». Болезнь «Я», представляющая собой сущность психоза, разными последователями З. Фрейда объясняется различно — разложение «Я», дефицит структуры «Я», архаизм «Я», эгопатия, распад синтезирующей функции «Я», регрессивный распад «Я».
К.Г. Юнг (Jung C.G., 1921) определял психоз как выражение архитипического образования коллективного бессознательного.
Неофрейдизм (Нотеу K., 1939, 1945; Sullivan S., 1932, 1962; Fromm E. 1941, 1970) объясняет происхождение психических нарушений у человека существованием «основного конфликта», обусловленного неспособностью адекватно ориентироваться в жизни и постоянным «основным беспокойством». Конфликтная ситуация возникает в результате несоответствия между человеческими потребностями и пределами их удовлетворения, что обусловливает патологию. Стремясь сгладить конфликт, человек, замещая реальное «Я», создает идеализированный образ — идеализированное «Я». Идеализированный образ замещает реальное самоутверждение личности, он замещает подлинные идеи и нивелирует существующие конфликты. В основе неврозов и психозов лежит осознание человеком своей природной неполноценности. Цель «гуманистического психоанализа» — способствовать саморазвитию потенциальных возможностей человека в направлении жизненности и продуктивности, познания своей внутренней природы, преодоления «внутреннего конфликта», самореализации, повышения адаптации больного в социальной среде.
Гештальт психологическая концепция психоза (бредового) отражена в трудах K. Conrad (1958). Автор рассматривает формирование психических расстройств как последовательный ряд этапов:
- на первом этапе возникают эмоциональные нарушения — тревога, страхи;
- на втором этапе присоединяются расстройства восприятия — иллюзии, галлюцинации, дереализация, когнитивные расстройства;
- на третьем этапе формируется устойчивый бред с последующим утяжелением психических расстройств, регрессом психических функций.