Данная диагностическая категория объединяет состояния, характеризующиеся психологическими и поведенческими отклонениями, связанными с транзиторными или постоянными дисфункциями мозга. Расстройство мозга может быть первичным, т.е., обусловленным собственно мозговыми нарушениями, или вторичным, т.е. вызванным какими-либо иными причинами, в результате которых мозг страдает наряду с другими органами и системами организма. Психопатологические проявления отражают разрушение мозговых структур или нарушения их обмена веществ. Наиболее характерным признаком органических расстройств являются когнитивные нарушения — нарушения ориентировки, памяти, интеллектуальных функций.
Термин «органический» отражает исторически возникшее разделение психических расстройств на органические, т.е. биологически обусловленные, и функциональные, т.е. вызванные исключительно психосоциальными факторами. В настоящее время подобное разделение носит относительно условный характер. Ряд заболеваний, еще недавно считавшихся чисто функциональными, например, посттравматическое стрессовое расстройство (F4), часто оказываются связанными с генетическими, нейрохимическими и нейрофизиологическими отклонениями. С другой стороны, установлено, что некоторые безусловно биологически обусловленные заболевания (например, некоторые формы эпилепсии, интоксикационный делирий, деменция Альцгеймера) в значительной степени подвержены влиянию психологических и средовых факторов.
Кажущееся противоречие отчасти преодолевается с помощью т.н. биопсихосоциальной модели психической патологии, предлагающей более интегративное видение механизмов заболевания.
Выделение отдельной группы расстройств, обозначаемых как органические, представляется, тем не менее, полезным для категоризации распознаваемых устойчивых клинических картин и синдромов. Органическая природа этих состояний подтверждается параклиническими и патоанатомическими данными, позволяя на данном этапе отличать их, с одной стороны, от расстройств, преимущественно связанных с психосоциальными факторами (как например, ситуативные реакции), с другой — от таковых, где специфический органический фактор пока еще достаточно убедительно не обнаружен (шизофрения).
Пожилой и старческий возраст является безусловно установленным прогностическим фактором риска возникновения деменции. Причины высокого преобладания органических мозговых расстройств в старшей возрастной группе не вполне установлены, однако известно, что старческое слабоумие не является нормальным феноменом. Учитывая, что большинство исследованных лиц старшего возраста не демонстрирует признаков органического мозгового синдрома, этот диагноз не может рассматриваться как проявление возрастной нормы.
Клинические проявления деменции зависят от этиологии, течения, интенсивности расстройства и преморбидных черт личности. Симптомы деменции широко варьируют как от одного случая к другому, так и у одного и того же пациента в разные периоды. За исключением конечных состояний тяжелой глобальной деменции не приходится говорить о наличии «типичного» дементного больного. Клиника во многом определяется топографией пораженных мозговых структур и, в частности, их отношением к доминантному полушарию. Преимущественное вовлечение лобных долей характеризуется нарушением абстрактного мышления, концентрации внимания, контроля влечений, а также определенными нарушениями моторики. При преимущественном поражении верхних отделов лобных долей доминируют апато-депрессивные проявления, при большей вовлеченности орбитальных отделов на первый план выступают импульсивность, расторможенность, психопатоподобное поведение. Поражения височных долей связаны с нарушениями памяти, аффективными расстройствами и изменениями личности. При поражении теменных долей наблюдаются агнозии, апраксии и парестезии.