Психологическая готовность к школьному обучению

Способность различать себя и других в самосознании делает возможным осознание себя и как субъекта действий, и как субъекта в системе человеческих отношений. У ребенка появляется осознание своего социального Я. Согласно Л. И. Божович, новый уровень самосознания, возникающий на пороге школьной жизни ребенка, наиболее адекватно выражается в его «внутренней позиции». Внутренняя позиция ребенка образуется в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у него психологических особенностей, обобщаются им и складываются в особое личностное новообразование, характеризующее его личность в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к окружающим людям, к самому себе.

У детей появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности . Иногда это стремление имеет и другое конкретное выражение: например, стремление выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности, стать помощниками в семье. Но психологическая сущность этих стремлений остается той же самой – дошкольники начинают стремиться к новому положению в системе доступных им общественных отношений и к новой общественно значимой деятельности. Стремление ребенка занять позицию школьника («хочу в школу ходить», «хочу в школе учиться» и т. д.) свидетельствует о нормальном разрешении кризиса детства.

В контексте кризиса семи лет и его нормального разрешения должна быть рассмотрена проблема психологической готовности детей к обучению в школе. Эта проблема имеет в возрастной психологии давнюю традицию исследований и различные подходы к ее решению. По мнению Т. А. Нежновой, «вопрос готовности к школьному обучению – это в значительной мере вопрос социальной зрелости». Поступая в школу, ребенок реально оказывается в центре новой социальной ситуации. Но эта новая ситуация должна быть понята и принята ребенком, стать его внутренней позицией. Появление у ребенка внутренней позиции школьника свидетельствует о его готовности к школьному обучению.

Внутренняя позиция школьника обнаруживается тогда, когда ребенок относится к поступлению или пребыванию в школе как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни, не мыслит себя вне школы или в отрыве от нее; проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий; отказывается от характерных для дошкольного детства ориентаций в плане деятельности и поведения; признает авторитет учителя.

К семи годам социальная сфера активности становится не только источником отношения ребенка к себе, но и тем условием, которое обеспечивает мотивацию его учения в начале школьной жизни: ребенок учится ради признания и одобрения значимых для него других. Переживание собственной успешности в учебе как соответствия тому социальному статусу, на который претендует ребенок, видимо, и является главным показателем того, что он становится субъектом социальных отношений.

Продуктивный подход к анализу проблемы психологической готовности ребенка к школе предложен Е. Е. Кравцовой. Исходными для анализа проблемы выступили представления о специфическом содержании, строении учебной деятельности и предпосылках ее осуществления, складывающихся у детей в переходном возрасте.

Структура учебной деятельности включает в себя учебные задачи, учебные действия, контроль и оценку. Специфика учебных задач состоит в том, что основным смыслом деятельности детей является освоение общих способов решения определенного класса предметно-практических задач; освоение общего способа осуществляется посредством учебных действий. В свою очередь – полноценная деятельность предполагает выполнение школьником контрольно-оценочных действий. При этом ориентация на способ действия (а не только на его результат) считается наиболее важной характеристикой учебной деятельности. Принятие ребенком учебной задачи выступает в качестве важнейшего критерия готовности к школьному обучению.

Предпосылки принятия учебной задачи, осуществления учебных действий, в том числе и контрольно-оценочных, лежат в особенностях общения ребенка как со взрослыми, так и с другими детьми. Было показано, что принятие ребенком учебной задачи возможно в случае, если он устанавливает особый тип общения со взрослым. Этот тип общения характеризуется высоким уровнем произвольности : оно строится в опоре не только на непосредственную предметную ситуацию, но и на сознательно принимаемые задачи, правила, требования, т. е. с учетом определенного контекста.

Дети с высоким уровнем произвольности, развитым контекстным общением, видят условность позиции взрослого, понимают двойной смысл его вопросов, ищут способы правильного построения ответов. Дети с непосредственной формой поведения воспринимают только прямой, однозначный смысл вопросов; они не удерживают контекста общения, не понимают условности позиции взрослого и относятся к учителю примерно так же, как и к своей маме или воспитательнице детского сада. Таким образом, контекстное общение является той формой реализации отношения ребенка и взрослого, которая адекватна этапу принятия детьми учебной задачи.

Характер общения ребенка со сверстниками также оказался тесно связанным с успешностью учения в школе, и прежде всего с его ориентацией на общий способ решения задачи. Хорошо подготовленные к школе дети обнаруживают высокий тип общения со сверстниками, который обозначается как «кооперативно-соревновательный». Существенные психологические характеристики кооперативно-соревновательного типа общения со сверстниками близки характеристикам контекстного общения со взрослым. В частности, в том и в другом случае ребенок впервые начинает видеть позицию партнера и удерживать ситуацию задачи в течение всей деятельности по ее решению. Способность ребенка оценивать ситуацию не только со своей точки зрения, а с учетом позиции других участников совместной деятельности является важным условием выделения и освоения общих способов решения задач.

Важным компонентом психологической готовности к обучению в школе является и отношение ребенка к самому себе, его самооценка. Новое отношение к себе на пороге школьного обучения характеризуется обобщенностью, опосредствованностью и большей объективностью. Оно опирается на способность ребенка видеть себя и свои поступки со стороны . Действия контроля и оценки в учебной деятельности напрямую зависят от умения школьника учитывать позицию другого, от его способности взглянуть на свои действия глазами другого.

Особая ответственность в период кризиса 7 лет ложится на взрослого. Родители вдруг начинают обнаруживать разрывы в отношениях с собственным ребенком (в соответствии с нормальным стремлением ребенка к обособлению). Они уже не являются для ребенка абсолютным авторитетом, всезнающим и умеющим. Именно поэтому Родитель не может быть Учителем, т. е. абсолютным, внешне противопоставленным образцом.

Чтобы действительно благополучно пройти эту критическую стадию с позитивными приобретениями, сам взрослый должен перестроить свою программу поведения. Его основная задача заключается в том, чтобы обеспечить сотрудничество (отождествление) с ребенком в его чрезвычайно ответственном деле проникновения в действительность саму по себе, поддержать ребенка в приобщении к реальности, в изучении ее. Взрослый должен стать советчиком, сочувствующим и понимающим – какое это трудное дело, что-то знать и уметь по-настоящему!

Родителям необходимо быть гостеприимным и дружелюбным с друзьями ребенка, нужно приглашать их с собой в кино, путешествия, гости и т. п. Отождествляясь с ребенком в его трудностях, поисках, выборах как равный, но как старший и опытный («А у меня было так»), взрослый создает надежный тыл для поиска ребенком своей персональности. Школа обособляет, семья отождествляется с заботами ребенка. Ребенок уподобляется нормам деятельности, жизни, становится самостоятельным в своих знаниях и умениях. Ребенок обособляется от симбиотической общности, отождествляется в личной привязанности с родителями.

Источник: 
Слободчиков В.И., Психология развития человека