Образ оратора и личность преподавателя

В учебном процессе участвуют две стороны (то же самое с позиции разбора коммуникативного акта в педагогическом общении): преподаватель и студенты (учитель и ученики). Преподаватель заботится о том, чтобы найти и воплотить наиболее целесообразный и уместный образ оратора (говорящего), то есть, основываясь на определенных внутренних и внешних качествах своей личности, представить себя, как писали древние, «человеком определенного склада». Иными словами, каждый преподаватель должен найти свой стиль личности, стиль, присущий только ему. Стремление сформировать свой стиль (естественно, оставаясь в рамках установленной программы и содержания обучения) — необходимый компонент педагогического мастерства любого опытного преподавателя. Именно стиль преподавания позволяет вызвать у учащихся неравнодушное отношение к преподавателю как партнеру педагогического общения и через преподавателя соотноситься с собственно учебным предметом, который ярче закрепляется в сознании учащихся.

Образ оратора — то, как преподносит себя в речи каждый преподаватель. Он формируется из совокупности внешних и внутренних данных личности преподавателя. Исходя из своих возможностей, каждый преподаватель пытается представить, как ему выгоднее всего вести себя в учебной аудитории, какую «маску» надеть, в каком «образе» себя представить. Хотя «многообразие» преподавателей очевидно, но при всей уникальности каждой преподавательской личности и создаваемых ими «образов» можно говорить и о некоторых типологических свойствах личности учителя, качествах характера и требованиях к их проявлению в учебной работе.

При том, что имеется множество интереснейших описаний портретов учителя-русиста (они обнаруживаются как в исторической литературе, так и в современной публицистике, педагогических описаниях различного жанра), едва ли возможно нарисовать законченный «идеальный» портрет учителя-русиста с предложением некоторого набора требований, который можно было бы представить как «кодекс»...

Хотя каждое описание тяготеет к законченности (как, например, и устная беседа со стажерами или студентами по теме «требования к личности учителя»), но реальный практический успех в работе конкретного преподавателя должно принести: 1) постоянное обращение к многочисленным практическим описаниям работы классиков педагогики и лучших достижений сегодняшнего дня, 2) учителю может быть предложено только постоянное размышление над «проклятыми» вопросами своей работы, когда он соотносит с рекомендациями многочисленных описаний свой собственный облик.

Фрагмент такого описания требований к личности преподавателя приводим ниже:

  1. Ход занятий управляется волей преподавателя. Преподаватель должен не только владеть собой, но и направлять внимание студентов, давать целесообразные задания, держать аудиторию в нужном эмоциональном напряжении.
  2. Преподаватель должен быть строг и требователен к выполнению своих заданий, так как он выступает не от собственного лица, а от лица знания. Поскольку объем знания, науки в целом всегда выше и больше знаний конкретного человека, от преподавателя требуются скромность перед лицом всеобщего знания.
  3. Внутреннее движение занятию сообщают ясность и определенность в понимании целей занятия, методически оправданный материал, в целесообразности которого уверен преподаватель. Тогда внутреннее движение и уверенность незримо передаются и ученикам.
  4. Цели занятия реализуются в конкретной аудитории, поэтому от преподавателя требуются гибкость, способность импровизировать и известная смелость, позволяющая делать отступления и переключаться на разные виды работ.
  5. Гибкость занятия рождается от мгновенной точной оценки знаний аудитории, умения ориентироваться в учебной обстановке. Правильная оценка создается натренированным вниманием к реакциям аудитории на действия преподавателя, поэтому преподаватель должен и суметь задать нужный вопрос, и мгновенно «прочитать по лицам» реакцию учеников.
  6. Преподаватель должен чувствовать, какой и сколько материала он может ввести на занятии — это зависит от характера аудитории. Кроме того, его речь должна укладываться в рамки ограниченного учебного времени.

Сказанным не исчерпывается набор требований к преподавателю. Более того, у каждого из хороших профессиональных педагогов складывается несколько свой «идеал» профессионала-учителя с акцентировкой тех или иных требований к характеру и образу поведения в аудитории, набору методических приемов в работе и т.д.

Немаловажным в общении с аудиторией является сознательное формирование преподавателем определенного образа аудитории. Учитывая характер аудитории (включим сюда не только особенности родного языка учащихся, но и индивидуальные особенности личностей учащихся, собравшихся в одном учебном коллективе), преподаватель всеми способами своего общения формирует образ аудитории, то есть из собравшихся лиц — определенный коллектив, которым он руководит и стремится направить в нужную сторону. Коллектив объединен общей задачей, но это всегда собрание разных личностей — преподаватель к каждому учащемуся должен найти свой подход.

Задача преподавателя — не только расширять свои профессиональные знания, совершенствовать умения и навыки практической работы, но постоянно размышлять, внутренне прорабатывать характеры и возможности своих учеников. Что касается речи преподавателя, то ее соотнесенность и направленность на собеседников-обучаемых — важнейшая часть педагогического мастерства. Преподаватель должен вырабатывать у себя умение слушать (это — основа тактики ведения любого диалога), способность руководить учебной беседой и речевыми отношениями с учащимися (какую бы роль мы ни отводили ученику как субъекту и активному участнику учебного процесса, преподаватель не может перестать быть лидером общения), уметь отбирать содержание речи и ориентировать логическую ориентацию на знания учащихся, наконец, владеть стилем речи, уместным в данной аудитории и внутренне принимаемым учащимися.

Источник: 
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание, стереотип. — М. : ФЛИНТА , 2016. — 296 с.
Материалы по теме
Стратегия интериоризации — стратегия формирования новых знаний и способностей
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Сущность понятия обучения. Актуальные проблемы современного школьного обучения
Фоминова А.Н., Педагогическая психология
Проблема готовности к школьному обучению
Смирнова Е.О., Детская психология
Общеучебные умения и навыки и их формирование
Мандель Б.Р., Педагогическая психология
Методы обучения и контроля
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Обучаемость
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Психологический справочник учителя
Обучение персонала
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Оставить комментарий