Психоаналитическая интерпретация сновидений

Фрейд обосновал на ряде клинических примеров, что большинство элементов сновидения носят не случайный, а детерминированный характер и обусловлены неосознаваемыми субъектом представлениями, мыслями, желаниями или влечениями личности. Непонятность сновидения обусловлена тем, что его связь с тем или иным актуально неосознаваемым материалом неочевидна сновидцу, более того — в силу пристрастности сознания в большинстве случаев эта связь и не может быть установлена самостоятельно. Поэтому для интерпретации сновидений всегда требуется специалист, который вначале подробно исследует всю предшествующую жизнь клиента, и только затем может предложить видевшему сон провести (совместно) его анализ. Пациенту предлагается, отказавшись от любого рода обдумывания, просто проговаривать все, что приходит ему на ум по поводу увиденного во сне в виде ничем не ограничиваемого потока ассоциаций. Точнее, в виде потока ассоциаций относительно каждого из символов сновидения. Этот поток ассоциаций сопоставляется с индивидуальной историей личности, ее характерологическими особенностями, комплексами и влечениями (о которых будет сказано в последующих главах), и лишь затем предлагается интерпретация, основная задача которой состоит в установлении как бы отсутствовавших в сновидении связей. Речь идет о связях между сознательным и бессознательным пациента. Сделать бессознательное сознательным составляет одну из ключевых задач психоанализа.

Техника интерпретации играет двоякую роль:

  • С одной стороны, она предназначена для достижения самопонимания и изменений во внутреннем мире пациента через формирование нового отношения к своему прошлому, к своим влечениям, фантазиям и желаниям (в том числе, скрываемым даже от самого себя), а в случаях психических расстройств — к своим симптомам, которые могут носить защитное или приспособительное значение.
  • С другой стороны, анализ сновидений предоставляет особый научный материал для исследования бессознательного, которое лишь косвенно манифестируется в сновидениях и речи.

Исходя из анализа формулируемых в процессе интерпретаций сновидений скрытых желаний и влечений личности, а также анализа самих сновидений, Фрейд обосновал, что человек как биосоциальное существо по своей природе вовсе не является кладезем добродетелей, ибо имеет те же инстинктивные потребности, что и все иные живые существа, склонен к агрессивности, эгоистичен, самовлюблен, асоциален, совершенно не имеет спонтанной любви к труду, ориентирован на получение удовольствия, в том числе — на реализацию своих собственнических и сексуальных потребностей в их естественных, извращенных или сублимированных формах. К последним относятся практически все виды стремления к личным достижениям, богатству, карьере, власти, побуждение к художественному или научному творчеству. А большинство социальных феноменов и катаклизмов развиваются по тем же основаниям, что и в животном мире — например в основе всех войн лежит борьба за власть, территорию, источники воды, пищи и т.д., какие бы высокие лозунги при этом не провозглашались.

С этой точки зрения каждый отдельный человек является потенциальным врагом культуры, так как любая культура строится на запрете и принуждении — законодательном или моральном. Существует запрет, но он не отменяет упомянутые в предыдущем абзаце инстинктивно обусловленные желания и стремления. В абсолютном большинстве случаев эти желания и стремления не осуществляются и даже не высказываются. Но они все равно существуют и реализуются в скрытой форме, в том числе в сновидениях.

Именно исходя из этих теоретических подходов сновидение первоначально рассматривалось как своеобразное замещающее действие и одновременно (в случае не поощряемого социумом или культурой содержания сна) как свидетельство скрываемых даже от себя самого низменных желаний и стремлений.

Следующая составляющая сюжетов сновидения связана с индивидуальными комплексами, то есть со специфическими особенностями осознаваемых и неосознаваемых идей или чувств или даже физических характеристик конкретной личности. Для простоты изложения отметим, что аналогичную природу имеют фантазии во время бодрствования, а также сказки, в которых нищий внезапно становится богачом, горбун — статным молодцем, пастух — королем и т.д. Но в отличие от сюжетов сна, которые всегда глубоко индивидуальны, в сказках, как правило, в концентрированном виде обнаруживаются наши общие стремления, желания и комплексы, которые в клинических вариантах тысячекратно разнообразнее и сложнее.

Еще раз обратимся к понятиям сознательного и бессознательного психического. Сознательное — это то, что следует принципу реальности, подчинено причинно-следственным отношениям, легко выражается с помощью речи и чаще всего логически непротиворечиво и глубоко социально обусловлено. Бессознательное (с точки зрения обыденного сознания) — совершенно алогично, бессловесно, в нем нет причинно-следственных отношений, в нем нет логики, нет времени, нет забывания и все подчинено преимущественно принципу удовольствия (часто не совпадающему с требованиями культуры и социума). Здесь все фиксируется, все хаотически перемешано и существует в неопределенном времени. Поэтому в сновидениях наблюдается такая «мобильность вложений», т.е. сочетание и совмещение событий, в реальной жизни несовместимых и даже несуществующих. Отсюда вытекает еще один вывод: сознание и бессознательное подчиняются разным законам, и, как следствие, то, что мы говорим, гораздо чаще, чем нам кажется, не соответствует тому, что мы на самом деле реально думаем (или чувствуем).

Таким образом, любое сновидение связано как минимум с тремя факторами:

  • эмоциональным состоянием спящего;
  • его желаниями и стремлениями;
  • его индивидуальными влечениями и комплексами (связанными с его полом, конституцией, индивидуальной историей развития и его опытом).

Этот тезис следует подчеркнуть особенно, чтобы психоаналитический подход ни в коей мере не ассоциировался с какими бы то ни было сонниками: один и тот же образ у двух разных людей может символизировать принципиально не совпадающие значения и содержания. Толкование сновидений (как одного из важнейших феноменов бессознательного) вне глубокого знания приведенных выше факторов — это нонсенс. И именно поэтому психоанализ всегда предполагает достаточно длительную работу с пациентом, тем более что сам рассказ сновидения также подчиняется весьма специфическим закономерностям, в том числе существенно зависит от переноса, т.е. реальное содержание и рассказанное всегда зависит от того, кому рассказывается сновидение и каковы отношения слушателя и сновидца.

Ключевые слова: Сон, Психоанализ
Источник: Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов, Ю. А. Баранов [и др.]: под ред. М. М. Решетникова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 317 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
Материалы по теме
Психоанализ сновидений
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия: Монография. - Новосибирск: Изд....
Основные элементы психоаналитической теории сновидений
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Основные позиции психоаналитической традиции 3. Фрейда в отношении религии
...
Психоаналитические методы
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Представления о культуре в психоанализе Фрейда
Монина Н.П., Культурология
Неопсихоанализ Эриха Фромма
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Объективные признаки сна
...
Теория привязанности Джона Боулби и психоанализ
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Оставить комментарий