Признаки функциональной и дисфункциональной семьи

Выделяют следующие признаки дисфункциональной семьи:

  1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий. Отрицание - слепота, страх посмотреть истине в глаза. Семья начинает признавать проблему спустя только много лет. Из-за стыда не признаются проблемы.
  2. Вакуум интимности. Изоляция семьи. Никто не ходит в гости.
  3. Замороженность правил и ролей. «Не говори», «Не чувствуй», «Не доверяй», Чувства позволено проявлять только тем, кто в центре. Ребенок понимает, что высказывать эмоции небезопасно. Отрицательные эмоции накапливаются и замораживаются. Не умеют выражать горе, а соответственно и радость.
  4.  Конфликтность во взаимоотношениях. Эмоциональные расстройства. Взаимоотношения любви и ненависти. Насилие в семье.
  5. Недифференцированность «Я» каждого члена («Если мама сердится, то сердятся все»). Созависимое поведение.
  6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены глухой стеной. Не отделяется человек от его поведения. Дети берут вину родителей на себя.
  7. Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия.
  8. Склонность к полярности чувств и суждений.
  9. Абсолютизирование воли, контроля.

Признаки функциональной семьи:

  1. Проблемы признаются и решаются.
  2. Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества).
  3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся.
  4. Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности.
  5. Родители делают то, что говорят.
  6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются.
  7. В семье есть место развлечениям.
  8. Ошибки прощаются, на них учатся.
  9. Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.
Ключевые слова: Семья
Источник: Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. - Ставрополь : ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. - 268 с.
Материалы по теме
Роль отцовской ласки в воспитании ребенка
Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Психология взаимоотношений родителей и детей
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Основные факторы семейных затруднений, типы неблагополучных семей
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Конфликты родителей и детей
Анцупов А.Я., Конфликтология
Родители как воспитатели
Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Кризисные периоды брака
Монина Г.Б., Психология семьи
Семейные роли, их распределение
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004
Типология взаимоотношений пожилых супругов
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий