Природа бизнеса

В понимании бизнеса встречается огромное множество самых разных, порой противоречащих друг другу трактовок. Слова «бизнес» нет ни в первом издании Большой советской энциклопедии 1927 г., ни в последнем — 1976 г. Но зато в зарубежных словарях определений бизнеса можно встретить в избытке. Под бизнесом здесь понимаются такие, на первый взгляд очень разные явления, как:

  1. занятие, в которое вовлечен человек,
  2. промышленные или профессиональные сделки,
  3. коммерческое предприятие,
  4. управление, 
  5. интерес или озабоченность, 
  6. серьезная работа,
  7. внезапное действие, совершаемое актером на сцене для заполнения паузы,
  8. запутанное или сомнительное дело,
  9. словесное (неформальное) оскорбление, нагоняй.

Но если подходить к проблеме строго научно, то нельзя не увидеть, что бизнес — это финансовая, коммерческая или торговая деятельность, которая занимает время, внимание и работу людей и характеризуется вложениями капитала в поисках прибыли или усовершенствований. Иными словами, бизнес означает те виды активности людей, которые связаны с покупкой и продажей товаров и услуг с целью получения прибыли, а именно коммерция, торговля, индустрия, транспорт. При этом мы должны твердо усвоить, что коммерция и торговля — деятельность тех, кто связан с обменом и транспортировкой предметов потребления; индустрия — деятельность тех, кто производит предметы потребления; транспорт—деятельность тех, кто вовлечен в операции людских и товарных перемещений (железные дороги, корабли, автобусные линии и т. п.).

Малый бизнес — это такси, грузовые перевозки, склады, радиостанции, страхование, недвижимость, банки, оптовая и розничная торговля, рыболовство, гостиницы, парикмахерские, реклама, типографии, автозаправки, обувные, цветочные магазины и др. Большая часть малых предприятий работает в сфере обслуживания и розничной торговли. Отличительными чертами малого бизнеса являются следующие.

  1. Совокупные активы — совокупность наличных средств, товарно-материальных запасов, земли, машин, оборудования и других ресурсов, находящихся во владении предприятия.
  2. Собственный капитал — совокупные капиталовложения, сделанные инвесторами. В корпорации инвесторами обычно являются акционеры, которые приобретают акции.
  3. Ежегодная выручка от продаж.
  4. Количество работников.

Чтобы попасть в категорию малых, предприятие должно иметь в штабе не более 500 наемных работников (согласно рекомендации министерства торговли США), принадлежать независимому владельцу (не быть частью другого предприятия) и самостоятельно управляться. В США 80% новых рабочих мест обеспечиваются предприятиями, в которых работают 100 и менее служащих. С точки зрения численности работников малый бизнес значительно уступает крупному бизнесу. В среднем мелкие производители получают большую прибыль на собственный капитал, чем крупные. Малый бизнес внедряет в 2 раза больше нововведений в расчете на одного работающего, чем большие фирмы. В России в 1999 г. было более 860 тыс. малых предприятий, где работало около 7 млн человек. Казалось бы, это достаточно много. Но сравнительная статистика говорит о другом: в 1999 г. в Европе на 1000 жителей приходилось 20—30 малых предприятий, а в России — только 7. Основные препятствия для малого бизнеса: правовая незащищенность и высокие налоги.

К причинам того, почему малые предприятия преуспевают больше, чем крупные, и почему наше государство поощряет их развитие, можно отнести следующие факторы. Во-первых, малые предприятия могут быстрее и с меньшими затратами, чем крупные, реагировать на рыночные изменения, обновление товаров и услуг, технологические процессы. Во-вторых, малый бизнес стал более привлекательным для талантливых людей, а значит, его интеллектуальный потенциал в среднем выше, чем на крупных предприятиях, где основной персонал составляют рабочие высокой, средней и низкой квалификации. В-третьих, для своего развития малые предприятия не требуют бюджетных расходов (так как являются частными). В-четвертых, они выступают для государства дополнительным источником сбора налогов, в то время как терпящие крах госпредприятия сами одалживают деньги из казны. В-пятых, малый бизнес дает дополнительные рабочие места.

Во всем мире в 80—90-е гг. престиж малого бизнеса стал повышаться благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Во всем мире малый бизнес считается цементом экономики. А для общества — экономической основой демократии.

Правда, у малого бизнеса есть свои проблемы, с которыми он порой не в состоянии справиться:

  1. высокий показатель риска и неудач;
  2. отсутствие управленческого опыта;
  3. несовершенное законодательство;
  4. рэкет;
  5. большие налоги;
  6. сильная конкуренция;
  7. вялая торговля;
  8. высокая стоимость кредита.

Известно также, что экономические кризисы больнее бьют по малому бизнесу, чем по большому; доходы здесь падают быстрее, а шансы обанкротиться у них выше. В современном производстве иногда решающую роль играет правильный подбор кадров. Но нередко на малых предприятиях ему не уделяют должного внимания, подбор кадров осуществляется по родственным критериям. Выражение «семейный бизнес» у нас приобрело двойной смысл:

  • форма занятости небольшого коллектива родственников;
  • способ трудоустройства «своих» людей, недопущение работников со стороны.

Иначе в малом бизнесе строится и разделение труда: здесь работник должен быть многопрофильным, в отличие от крупных предприятий, где требуются узкие специалисты. Как показывает опыт, первых подобрать сложнее, чем вторых. Зато у них и оклад выше.

Госпредприятия требуют более крупных инвестиций, в отличие от малых. По этой причине сегодня многие крупные российские заводы и фабрики простаивают. Другое зло кроется в том, что крупные предприятия менее мобильны, неспособны адаптироваться к меняющимся условиям рынка и снижению спроса. В крупные предприятия «советского типа» капиталовложения шли прямо из бюджета государства, в результате ныне они не научились самостоятельно выживать и конкурировать. При социализме, где директоров заводов по рукам и ногам сковывали многочисленные инструкции и постановления, не могло развиваться предпринимательство. Директора не имели двух составляющих предпринимательства — свободы экономического маневра и права частной собственности.

Намеченных целей большой (корпорации) и малый бизнес (предпринимательство) достигают, будучи организованы по-разному. В корпорации риск распределяется между участниками. Ее руководители рискуют лишь собственным местом, потеряв работу, они не теряют личные капиталовложения. Поскольку крупный бизнес оперирует огромными ресурсами, неудача редко приводит к ее закрытию, в отличие от малого предприятия. Крупные корпорации, с их многоэтажными пирамидами власти, ограничивают возможности нововведений и свободной реализации личности.

Если под бизнесом понимать деятельность, имеющую своим результатом получение прибыли, то ключевым становится термин «прибыль». Но что она означает? Прежде всего прибыль — это далеко не любые деньги, которые вы получаете. Деньги, которые вы взяли в долг,— это просто долг. Деньги, которые вы нашли на улице, — это тоже не прибыль, а счастливая удача. Деньги, которые выделяет правительство под определенные программы, — также не прибыль, а лишь целевые средства. Точно так же не прибыль ваша зарплата, полученное наследство, выигрыш в лотерею и многое другое. Прибылью считается только результат коммерческой операции «деньги — товар (услуга) — деньги», осуществив которую вы должны из суммы полученного дохода вычесть все необходимые расходы, включая те, которые непосредственно ушли на проведение этой операции («прямые расходы»), те, которые на первый взгляд могут не иметь к ней отношения («косвенные расходы»), а также налоги. Остаток, если он будет положительной величиной, в итоге и будет считаться прибылью.

Путаница с понятиями приводит в тупик даже предпринимателей. Вот какой случай из российской практики приводят авторы книги «Психология бизнеса»: «Представляете, — рассказывал консультант, поработавший некоторое время с небольшой торговой фирмой в одном из приморских городов, — занял хозяин денег, купил целый корабль импортных продуктов, открыл небольшую лавочку в городе — сидит и все это продает. Живые деньги идут в руки, горы товара на складе, еще хорошо, что не портится, товар такой, — и счастлив. У меня, говорит, бизнес. И слышать никак не хочет про то, что на самом-то деле он медленно разоряется».

Авторы этой интересной книги, Е. Н. Емельянов и С. Е. Поварницына, совершенно правильно считают, что в отечественном предпринимательстве чаще, чем нам, быть может, хотелось бы, распространена подмена представлений о бизнесе как о целостной деятельности представлениями о нем как о выгодной коммерческой сделке. Инженер может выгодно купить и вскоре перепродать свой автомобиль, получив на этой операции прибыль. Государственное учреждение может с большой выгодой совершить несколько операций с ценными бумагами. Командование воинской части может распродать неприкосновенный запас с заканчивающимся сроком годности или устаревшее оборудование и положить полученные деньги на депозит под выгодный процент до момента расплаты со строителями, которые строят для офицеров жилье. Все это примеры отдельных коммерческих операций, или, иначе, выгодных сделок. Однако вряд ли стоит всерьез называть инженера, чиновника или командира бизнесменами.

Освоение методов бизнеса, технологии проведения различных сделок (торговых, финансовых, бартерных, посреднических и т. п.) — необходимый элемент бизнеса, однако бизнес к этому не сводится. Очень часто, потерпев первую неудачу на рынке, российские предприниматели, даже те, кто имел неплохую квалификацию в области экономики, пускали свои фирмы с молотка, распродав их имущество, а вырученные деньги использовав на личное потребление. Они являлись удачниками в кратковременных торговых сделках, но выверенной бизнес-стратегии у них не было. Уцелели лишь те, кто создал продуманную маркетинговую стратегию, разработал план поведения фирмы в чрезвычайных ситуациях, когда продажа продукции резко сокращалась, прибыль падала и производство приходилось сворачивать. Пережив тяжелые времена за счет улучшения организации производства и управления, переобучения персонала, изменения ассортимента продаваемых товаров, эти фирмы вскоре вставали на ноги и наращивали обороты. Таким образом, бизнес на самом деле является сложным сочетанием искусства и науки, тактики и стратегии, он не сводится к сиюминутным сделкам и выкачиванию прибыли.

Переход от тактики торговых сделок к стратегии систематического бизнеса начал происходить в российской экономике только во второй половине 90-х гг., когда уходило в прошлое первое поколение предпринимателей-дельцов и им на смену приходило второе поколение грамотных и профессионально подкованных бизнесменов. Умение получать прибыль на отдельных сделках правильнее именовать «квази-бизнесом», а не реальным бизнесом. Только последний выдерживает проверку на прочность в долгосрочной перспективе.

Отличительной чертой бизнеса, по мнению консультантов, служит способ распоряжения прибылью. Пока основная часть прибыли уходит на личное потребление, мы имеем дело только со «сделочным» предпринимательством, судьба которого в перспективе весьма сомнительна. Если же основная часть полученных средств направляется в развитие дела, в производство, пусть даже рискованное, речь идет о ростках настоящего бизнеса.

Другая его особенность — юридическая законность бизнеса. Хотя в обыденном сознании бизнес часто ассоциируется с мошенничеством, уклонением от налогов, распродажей сырьевых ресурсов, моральной нечистоплотностью, рэкетом и коррупцией, настоящий, цивилизованный бизнес протекает только в рамках закона. Так происходит во всех развитых странах.

История бизнеса свидетельствует, что одной из ведущих тенденций в этом движении является возрастание: строгость требований к этике деловых отношений постепенно возрастает. Такова общемировая тенденция. И если отдельная страна оказалась на обочине, то тем хуже ей, а не мировому сообществу. Когда зарубежные бизнесмены отказываются иметь дело с российскими предпринимателями, подозревая криминальное происхождение их капиталов, они тем самым указывают нам на отсутствие правового поля, в рамках которого должен действовать настоящий бизнес. Только это поле гарантирует сохранность нажитых капиталов. Человеку, который зарабатывает деньги, приобретает собственность и наращивает капитал, крайне нежелательно оказаться перед угрозой моментальной потери нажитого. Следование законам — одно из необходимых условий сведения к минимуму подобного риска.

В цивилизованном обществе даже сомнительные, не говоря уже о незаконно приобретенных, капиталы скорее отталкивают, чем притягивают. С их владельцами стараются не заключать сделок, не вступать в долговременные отношения, не приглашать в круг своих знакомых, они находятся под контролем органов правопорядка. Незаконно полученные деньги приходится «отмывать» через несколько банков в разных странах, чтобы сбить со следа Интерпол и полицию. Такие деньги больше других привлекают внимание рэкета и организованной преступности. В результате риск удваивается: если нечестного бизнесмена не раскроет государство, до него доберутся преступники.

Уклонение от закона может быть добровольным, продиктованным алчностью бизнесмена, и вынужденным, когда к этому принуждает его государство. В России оба момента переплелись. Действительно, государство обложило предпринимателей непосильным налоговым бременем, при котором заниматься бизнесом стало убыточным занятием. Оно отбирает с каждого полученного рубля от 85 до 94 коп., не оставляя на развитие дела практически ничего. Но бизнес не может существовать, не получая прибыли. Вот почему предпринимателям, даже тем, кто этого не хочет, приходится вступать в конфликт с законом. То же самое государство, но десятилетием раньше, преследовало предпринимателей и формировало у населения негативное отношение к ним. Уголовниками в советское время считались те, кто рассказывал политические анекдоты, вынес гайку с родного завода, подобрал колосок в поле, выращивал цветы на приусадебном участке и продавал их на рынке и т. п. Не только у государства, но и у населения отношение к деловым и предприимчивым людям было негативным. Их ставили в один ряд с теми, кто что-то своровал.

Конечно, мы совершенно справедливо называем аморальными людьми тех, кто вывозит сырье и стратегические ресурсы за рубеж, кто уклоняется от налогов, мошенничает и пр. Но как тогда именовать тех государственных чиновников, кто за взятки или в силу своей безалаберности закрывает глаза на нарушение закона? И как быть с тем, что те же стратегические ресурсы и сырье, даже если оно не попало в руки нечестных дельцов, ржавеют, гниют и разбазариваются, оставшись в руках честных госслужащих? Мы негодуем по поводу крупномасштабного мошенничества. Но разве корни психологии «хапнуть и убежать» кроются лишь в испорченной природе человека, а не в особенностях устройства самого общества?

И еще один вопрос не дает покоя россиянам: неужели только в нашем обществе возможно подобное? Оказывается, все страны, проходившие этап первоначального накопления капитала, попадали в большей или меньшей степени в полосу кризиса духа и разложения нравственности. Исключений нет ни для одной страны. Наше общество, как и все другие, проходит период становления бизнеса, эпоху перехода от «дикого предпринимательства» к началам цивилизованного бизнеса. Мы, как его современники, пожинаем издержки этого процесса, но наши потомки, как знать, могут пожать его плоды.

Ключевые слова: Предпринимательство
Источник: Кравченко А. И., Обществознание : учебник. - Москва : Проспект, 2015. - 280 с.
Материалы по теме
Понятие предпринимательского правоотношения
Бортников С.П., Пашков А.В. - Рыночное предпринимательское право Российской Федерации - 201...
Содержание, черты и признаки предпринимательства
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Виды предпринимательства
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Исполнение предпринимательского договора: понятие, принципы
Предпринимательское право России_Белых В.С. и др
Предпринимательство как экономическая категория
Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008
Понятие и виды объектов предпринимательского правоотношения
Бортников С.П., Пашков А.В. - Рыночное предпринимательское право Российской Федерации - 201...
Среда и функции предпринимательства
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Психология предпринимательства
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник. Под редакцией д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К....
Оставить комментарий