Психология предпринимательства

Общество «процветания» и высокого уровня жизни немыслимо без предпринимательских усилий.

1. Известно, что предпринимательская активность позитивно проявляется на волне экономического подъема при преодолении обществом упадка. Расцвет любого государства — США, Японии, Франции, Германии, России и других — не обходился и не обходится без экономических, социальных, психологических успехов в предпринимательской деятельности. В результате предпринимательства происходит следующее:
2. В материальной и духовной жизни общества воплощаются проекты новых технологий. Предприниматели используют новые возможности в управленческих, маркетинговых, технологических и других подсистемах. Идеи реализуются в конкретных предприятиях (П. Друкер).

3. Обеспечиваются условия непрерывного обновления производства и потребностей общества (И. Шумпетер). Появляются новые товары и услуги, новые профессии и рабочие места. Ученый-инженер и философ П. Г. Щедровицкий объясняет, что в результате предпринимательской деятельности проектируются «ниши», «пустоты» рынка, конструируются новые хозяйственные структуры и функции.

4. Появляется прибыль, и сберегаются ресурсы вследствие умелого комбинирования предпринимателями факторов производства (И. Шумпетер), а также особого стиля мышления предпринимателя, экономящего ресурс — время. П. Г. Щедровицкий образно сравнивает эффект предпринимательской деятельности с тем, как перед человеком, идущим по анфиладе комнат, кто-то незримый, невидимый открывает двери.

Черты характера людей — предпринимателей, секреты их умений и способностей интересны для исследования, так как они — сподвижники прогрессивного развития общества.

Привычно связывают понятия «предпринимательская деятельность и активность», «предпринимательские способности и предприимчивость», «психологические особенности предпринимателя», «предпринимательские структуры», «круги», «организации».

Предпринимательство — явление экономической жизни общества. Любое явление можно локализовать во времени и пространстве.

Экономика — искусство ведения хозяйства. С точки зрения психологии в экономическом пространстве люди удовлетворяют фундаментальные потребности — в еде, питье, тепле, репродукции жизни. Для обеспечения удовлетворения этих потребностей (и прочих, более сложных), человечество создало производства разного вида — фермерские хозяйства, заводы, фабрики и прочие учреждения. Необходимость в разнообразных благах породило систему разделения труда. Причем, виды старого производства и сейчас актуальны (кустарное производство, кувшины в Новгороде, например). Экономическое пространство жизни людей нуждается в обновлении или в воспроизводстве.

По мнению Д. Ю. Миропольского, профессора Санкт-Петербургского Университета экономики и финансов, все страны от древнего Египта до России, включая и высокоразвитые страны, — это страны одной эпохи, эпохи разделения труда. Они — взаимосвязаны, взаимодополняемы, взаимозависимы и между ними существует неравновесное равновесие.

Возможно, уровень развития культурно-региональных элементов мировой экономической системы не зависят от волеизъявления и интеллекта, населяющих эти пространства людей, а оговариваемое развитие подчинено мало управляемыми человеком силами. Так, в книге профессора Гарвардского университета русского ученого Питирима Сорокина «Человек. Цивилизация. Время» приводится гипотеза о «бесцельных исторических флюктуациях», а также концепция стратификации общества.

Общество дифференцированно по социальным, экономическим, политическим, профессиональным, мы бы добавили и индивидуальным, стратам и рангам.

П. Сорокин описывает два типа флуктуации в экономических стратах групп. Каждое общество имеет два важных экономических показателя: доходы на душу населения и благосостояние нации. Вид экономического развития имеет конусообразную кривую. Типы флуктуации возможны такие:
1. Падение или подъем групп по экономическому статусу.
2. Рост или сокращение экономической стратификации (высота слоя) внутри каждой группы.

Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальной группы в целом, второе в изменении экономического профиля, в уменьшении или увеличении крутизны профиля экономической пирамиды. В Советском обществе в 1917-м году насильственно снесли верхушку этого конуса и пытались прийти к однослойности. С 80-х годов идет процесс образования более менее естественного контура пирамиды. Это процесс, не противоречащий идее о бесцельных исторических флуктуациях.

Помимо этого социологи и экономисты выделяют малые и большие деловые циклы в жизни общества. Малые циклы: 3-5, 7-8, 10-12, 40-60 лет и большие: 120-150 лет. В большом цикле проходят процессы преобразования или смены общественных позиций, в цикле 500-600 лет общество качественно воспроизводится во всех ипостасях. Можно сказать, полностью меняется ментальность членов общества. В период 120-150 лет, по утверждению русского экономиста Н. Кондратьева, общество еще успевает стать лидером в мировой системе в политическом отношении.

Как и в каждой семье, доход колеблется то вверх, то вниз, так и общество в целом, то беднеет, то богатеет. Так же и отдельные семейства, например, Рокфеллеры, отдают свое экономическое лидерство другим группам.

П. Сорокин делает выводы:
1. Средний уровень благосостояния и доходов меняется от группы к группе и от общества к обществу.
2. Средний уровень благосостояния и доходов варьируется внутри общества или группы в разные периоды времени (доход России на душу населения от 1913 до 1917 года падал).
3. Постоянной тенденции нет, т. е. малые деловые циклы подчиняются более крупным.
4. Тенденция увеличения среднего уровня благосостояния и доходов во второй половине XIX века в Европе и Америке —часть крупного экономического цикла.
5. Теория бесконечного экономического прогресса ошибочна. В обществе действуют силы стратификации и выравнивания.

В связи с таким представлением о волнообразном развитии экономики в обществе интересно заметить, что существенный вклад в повышение благосостояния общества вносит предпринимательство.

Предпринимательство — это общественно-хозяйственный процесс. Это процесс создания нового, имеющего социальную, духовную, экономическую ценность. Этот процесс забирает силу и время, предполагает принятие на себя моральной, юридической, социальной и экономической ответственности. Это процесс, приносящий прибыль и удовлетворение достигнутым (Р. Хизрич, М. Питерс). Предпринимательская деятельность — составная часть этого процесса.

Предпринимательство появляется в обществе при сопутствующих условиях. Эффекты предпринимательства значительны, если в обществе складываются: 1. — условия для нововведений; 2. — формируются правовые основы свободной экономической деятельности; 3. — общественный разум осознает необходимость нововведений. Предпринимательство также зависит от: 1. — технологичности общества; 2. — от социально-политической ситуации в нем; 3. — от соотношения этих компонентов с уровнем мирового хозяйства и культуры.

В одной из интересных социально — экономической концепции о четырех типах организации хозяйственных культур человечества, в основу разделения положено два критерия: ведущая форма собственности и психологический принцип управления производством и обществом.

Первый тип — это хозяйство патриархальной культуры. Оно управляется принципом: делай по заветам предков, «как сказал папа»; форма собственности общинная, клановая, семейная, мафиозная.

Второй тип — это предпринимательская культура ведения хозяйства. Форма собственности — частная. Руководящий принцип — непременное получение прибыли.

Третий тип — бюрократическая культура. Господствует монополия государства на собственность. Принцип управления: «делай так, как сказал начальник».

Четвертый тип — культура высоких технологий. Форма собственности — корпоративная. Преимущественно в виде интеллектуального вклада. Принцип: «вкладываю, что имею, уношу, что наработал». Этот тип культуры развивается в мире с 70-х -80-х годов.

Как следует из представленной концепции, предпринимательский тип организационно-хозяйственной культуры лишь этап в развитии истории экономики.

В России элементы корпоративной и предпринимательской культуры выразились в кооперативном движении и индивидуальных формах деятельности с восьмидесятых годов XX столетия. Ими был -означен очередной этап оживления предпринимательства российского региона.

Любая предпринимательская структура — человек, фирма, общество — преследуют цели: извлечение прибыли, расширение дела, приобретение известности или завоевание ниши рынка, достижение стабильности. Эксперты считают, что особенностью российского предпринимательства явилась тесная связь с социальным действом, а именно с реформированием существующей экономической и политической системы. Современное предпринимательство в России пришлось на эпоху новых технологий, процветания корпоративной культуры в мировом хозяйстве.

Эффективность хозяйствования кооперативов оказывалась выше, чем организаций плановой социалистической экономики. Социолог Леглер приводит такие доказательства этому.

Старательные артели по добыче золота объединения «Амур-золото» производили продукт в 4 раза дешевле государственных. Месячная выработка была в 3,5 раза больше государственной, а общий объем добытого золота артелями составляло больше половины всей годовой добычи в стране. Рабочие этих государственных образований зарабатывали больше. Для них создавались комфортабельные условия жизни, быт был лучше, чем у работников социалистических плановых предприятий государственного сектора. Объединение «Печора» прокладывало дороги в Коми быстрее и качественнее, чем предприятия соответствующих государственных министерств и ведомств. Заинтересованным организациям выгоднее было обращаться к кооперативам.

В начале преобразований было много утверждений относительно маргинального характера экономики России. Маргинал — «стоящий на обочине», в стороне от основной ветви прогресса, эпифеномен, зашедший в тупик, пережиток. Но если принять позицию системного рассмотрения явлений и выше приводимые гипотезы о бесцельных исторических флуктуациях и волнах экономического развития, можно менее пессимистично оценивать положение России.

Английский социолог, венгр по происхождению, Теодор Шанин выделяет наряду с традиционными экономическими системами — плановой (социалистической) экономикой и рыночной (капиталистической) экономикой, формы хозяйства, которые стоят вне этих систем. Они существуют параллельно. Т. Шанин называет пять типов «эксполярных» экономик важными и весомыми для жизни людей. Эти типы следующие.
1. Семейное производство. В нем отсутствует или ограничен наемный труд. Осуществляется внутрисемейное потребление, долговременная безконтрактная взаимная поддержка. Отношения наследования лояльны (действительно, для большой системы безразлично, кто наследует и, иногда, и что).
2. Специализированное малое производство (монопольное) — гибкое на спрос (например, дачники покупают у молочницы продукцию в деревне).
3. Внутрисемейное воспроизводство труда и социальных субъектов. То есть, формы использование труда не денежного хозяйства. Результаты этого труда направлены на потребление, благополучие и социальное воспроизводство семей, и удовлетворение социальных потребностей. Эти функции особенно возросли сейчас в обществе и культуре. Сфера нерыночная. Например, транспортировка детей в балетную студию или музыкальную школу в разные концы города. Это процесс занимает столько же времени, как и общественно-необходимая работа.
4. «Вторая» экономика, по определению венгерского социолога, это работа в неполный рабочий день или работа по контракту вне государственного контроля, или в кооперативных организациях и предприятиях.
5. Теневая экономика (у венгров — это «третья» экономика) — это, в том числе и услуги вне легальных разрешенных форм деятельности, заказные убийства, сводничество, и всякое другое, ведущее к уголовной ответственности, но обеспечивающее для части людей средства к существованию.

Собственно, в России все эти типы «эксполярных» экономик присутствуют. Проблема заключается в том, чтобы умело считать эффекты от всех видов экономик и их вкладов в национальную экономику страны. Например, выгодно высветить теневую экономику, чтобы получать с нее налоги цивилизованным образом.

Хозяйственная организация — это система, построенная по принципу воспроизводства. Когда хозяйство теряет ресурсы к воспроизводству, наступает экономический кризис. Именно это постигло пространство бывшего Советского Союза как хозяйственную систему. Система перешла к реорганизации.

Согласно классику экономики и социологии австрийцу Йозефу Шумпетеру, экономическая деятельность — это такая система, целью которой выступает приобретение благ. Шумпетер рассматривает народное хозяйство, основанное на рыночных принципах, такое хозяйство, где господствует частная собственность, разделение труда и свободная конкуренция. Развитием следует считать лишь такие изменения хозяйственного кругооборота, которые случайны, и порождены самой экономикой. Форма и содержание развития определяются понятием «осуществление новых комбинаций».

Хозяйственные субъекты, осуществляющие новые комбинации и выступающие тем самым в качестве активных агентов развития, Шумпетер называет предпринимателями. Производить, значит комбинировать имеющиеся в среде вещи и силы.

Сущностные признаки процесса развития хозяйства или предпринимательского процесса таковы:
— Изготовление нового еще неизвестного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага.
— Внедрение нового, в данной отрасли промышленности еще практически неизвестного метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит научное открытие и который может заключаться так же в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.
— Освоение нового рынка сбыта, то есть, такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.
— Получение нового источника сырья или полуфабриката, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде или его просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.
— Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста), или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Таким образом, предприниматели «двигают» развитие хозяйства. И. Шумпетер писал об это в книге «Теория экономического развития», которая вышла в свет в 1920 году.

Предпринимательская деятельность
Предпринимательская деятельность, как и любая другая деятельность, — это способ существования людей, это форма активности.

Психологи выделяют такие основные деятельности: труд, игра, учение или познание, общение. Человек же проявляет свою активность в многообразных формах деятельности, различной по содержанию, в зависимости от ведущей потребности, трансформированной в этой активности.

Психологической теории деятельности основываются на представлении о человеке, как об активном начале, о субъекте, психология которого развивается во взаимодействии внутренней и внешней среды. Индивидуальное, особенное в деятельности человека проявляется через преломление, ассимиляцию внешнего, всеобщего в сознании субъекта (Ананьев Б. Г., Выгодский Л. С., Леонтьев А. П., Рубинштейн Л. С., Суходольский Г. В., Тутушкина М. К. и др.).

Деятельность это целесообразная жизнедеятельность высокоорганизованных форм жизни, это универсальная активность, условие удовлетворение потребностей. Она осуществляется с затратой энергии. В процессе деятельности человек совершает работу, иначе, — прикладывает усилия по преодолению сил внешней и внутренней среды. Работа в психофизиологическом смысле предполагает трату психофизической энергии (И. М. Палей, В. Магун и др.).

В психологической структуре любой деятельности можно выделить следующие элементы: время и пространство деятельности, или условия и этапы; объект; субъект; предмет; результат, эффект; цель; мотив; действия в собственном смысле слова; способ, средства принятия решений; критерии успеха — неуспеха (достижение — не достижение результата); внешние признаки (уровень достижений); внутренние признаки (уровни формирования и выполнения деятельности).

Деятельность проявляется на макро уровне — это разновидовости деятельностей; а также на уровне действий, на уровне операций, на уровне психофизических функций человека.

Человеческая деятельность сложна по своему строению, многообразна по свойствам и отношениям, функциям и результатам, условиям и формам существования и познания. Методологически не просто эмпирически исследовать внутренние компоненты деятельности. Здесь возможны опоры на самоотчеты и самоанализ человека — деятеля: познающий субъект познает себя как объект — это сложно очень.

Теоретически для изучения человеческой деятельности создана концепция «субъекта деятельности». Она позволяет через внешнее своеобразие активности субъекта рассматривать внутренние характеристики деятельности.

В предпринимательской деятельности представлены все элементы концептуальной модели субъекта.

Предприниматель — носитель активности в системе предпринимательства, субъект предпринимательской деятельности. Им может быть один человек, группа людей, объединенных в организацию разного уровня сложности.

Субъект деятельности (или внутренняя деятельность) характеризуется с позиций умений, способностей, средств, операций, типа мышления, стратегии и тактики поведения, таланта, творчества и этапов развития этих названных конструктов.

Внешние характеристики предпринимательской деятельности — это эффекты, производимые в обществе или результаты и характер этой деятельности, наблюдаемый со стороны. Напомним, что речь идет о претворении идей в деловые возможности, о появлении новых рабочих мест, новых профессиях, новых потребностях; о создании таких ниш рынка, которые в обществе, терпящем кризис, экономят время и в короткий срок дают прибыли, необходимые для воспроизводства.

Результаты предпринимательской деятельности: товары, услуги, рынки, источники сырья, которые возникают вследствие новых комбинаций и использование информации и деловых отношений.

Предметное содержание предпринимательской деятельности — трансформация этих эффектов, или — создание новых организационных структур и пространственных возможностей для протекания инновационных процессов. В отличие от руководителей — предприниматели создают новые отношения. Предприниматель — агент рынка и производства (Й. Шумпетер). Это главный предмет деятельности предпринимателя.

Экономист Королев В. И. и другие специалисты называют такие признаки предпринимательской деятельности: самостоятельность; независимость; принцип личной заинтересованности и ответственности; жесткие условия работы; новаторство; творческий поиск; конкурентная борьба; риск; инициатива снизу; умение увлечь людей; целеустремленность; энергичность; настойчивость; незаорганизованность; сметание рутины и мешающих традиций; нетипичность действий в организации производственных процессов; конструирование новых структур в пространстве хозяйственных отношений; высокий уровень компетентности в технологиях, экономике, юриспруденции; продуктивное позитивное взаимодействие с людьми; эффективные прибыли и сбережения ресурсов за счет эвристичности мышления и уровня контроля над этапами производственной ситуации.

Предпринимательская деятельность — это вид деятельности, в ходе которой организуется новый потенциал в экономике и в жизни общества в целом. Это — творческая активность в хозяйстве.

Цели предпринимательской деятельности — получение прибыли, расширение производства, получение известности, достижение устойчивого положения фирмы, выигрыш или удержание в конкурентной среде.

Способы предпринимательской деятельности хорошо определил Петр Щедровицкий. Он говорил, что предпринимательская деятельность определяется тогда, когда осознается факт, что производство не создает новые ресурсы. Предприниматель в процессе мыследеятельности — это способ — создает новые функции продукта и пустоту в рынке (через формирование потребности, запроса на этот продукт). Для этих процедур нужны знания и проекты в голове. Эффект — презентация будущего. Функции нового продукта и пустоты рынка — параллельные процессы. Моменты изменения мыследеятельности — это источник ресурсопорождения. Мышление — основной ресурс и способ предпринимателя. Способ теории — производить изменения в голове, способ мышления — контролировать мышление.

Человек — объект и субъект, который, получив знание о себе, себя изменяет. Предприниматели отличаются по типу знаний и проектов. Субъект видит будущее и переносит будущее через свои проекты. Есть такое определение: предпринимательство — интеллектуальная деятельность энергичного инициативного человека, который, владея какими-либо ресурсами, использует их для бизнеса (дела), которым управляет.

Управленец, предприниматель, владелец капитала и т. д. это не одно и тоже. Существует как ролевые и функциональные, так и отличия по способностям, тактике и стратегии поведения этих субъектов в хозяйственной организации.

Для предпринимательской деятельности характерно проявление такого качества человека как предприимчивость, или предпринимательская способность. Эту способность прекрасно описал русский социолог Гинс.

Предприимчивость — это добавочное свойство, которое появляется в результате работы сознания, когда требуется обеспечить удовлетворение основных потребностей живого существа, приспосабливаясь к новой обстановке. Под влиянием предприимчивости к хозяйственному инстинку присоединяется инициатива... единообразные действия (ресурс которых исчерпался) не повторяются, но вносится нечто творческое, проявление хитрости, ловкости. Предприимчивость может быть удачна лишь при наличии двух свойств: ума и решительности.

Ум выражается в находчивости и приспособляемости; решительность — в длительном осуществлении задуманного, в готовности к риску. Предприимчивость предполагает смелость в новой обстановке, гибкость сознания, настойчивость. Она всегда была источником новых полезных навыков и способом адаптации к новым условиям существования. Ей присущ утилитарный характер, т. к. смысл ее заключается в обеспечении какой-нибудь новой выгоды или преимущества. Предприимчивого человека отличают разные оттенки этого свойства: большее сознание, чем у других, сообразительный ум, степень направленности, находчивости, решительности, смелости, настойчивости.

Главное выражение предприимчивость получает в области хозяйственной деятельности, т. е. деятельности, направленной на обеспечение возможности существования в новых условиях — склонность к расширению хозяйственной деятельности, способность предвидения, умение составить план. Смекалка и способность не всегда ведут к предприимчивости, если натура не решительная и пассивная.

Предпринимательское поведение, по описаниям Й. Шумпетера, — это особый тип поведения, когда субъект делает не то, что другие и не так, как другие (в хозяйстве). Своеобразие выделенного типа заключается в огромном напряжении духовных сил, неавтоматических поступках свободе от рутины, умении действовать в непривычных рамках, в отсутствии необходимых для принятия решений правил. Это поведение содержит догадку, чутье, способность видеть вещи в таком свете, который нельзя обосновать настоящим моментом ... способность отделять существенное от несущественного, когда еще неизвестны принципы осуществления предприятия. Подготовка, знания дела, глубина ума, способность к логическому анализу излишни здесь.

Сила воли, реализм, игра воображения при этом, духовная раскрепощенность, наличие сил и энергии, объем которых выходит далеко за пределы потребностей трудовых будней. Это качество своеобразное и в природе встречается очень редко.

Общество осуждает отклонения в поведении, непохожесть на многих. Специфический «предпринимательский» характер частному руководству в экономике — как поведению, так и типу, — придают особенные условия этой деятельности. Специфически сочетаются острота видения и ограниченность кругозора с умением идти вперед в одиночку. Он лишен блеска, он типичный выскочка, лишенный традиций, и поэтому за пределами своего кабинета он, зачастую, робок, неуверен в себе, старается приноровиться к обстановке.

Мотивация поведения хозяйственных субъектов непроста. Мотивы предпринимателей: своя империя, династия, простор, власть, желание борьбы, стремление к успеху ради успеха, величина прибыли безразлична, иначе это тип уже другого субъекта. Предпринимателей ведет радость творчества, отвага, избыток сил. Это — способ реализации себя в жизни.

В предпринимательской активности, как писал Й. Шумпетер, нельзя пребывать долго. Предпринимательская деятельность функциональна. Роль предпринимателя исполняет человек, способный проявить особый тип поведения в момент, когда условия хозяйственной среды требуют отступления от обычных правил, и порождается новый момент, правила работы в котором неизвестны. В подобных условиях отсутствуют необходимые показатели для принятия решения, оценки и прогноза исхода выбираемого шага. Появляется новый источник ошибок, так как в новых условиях неизвестно, что изменится после принимаемого шага. Так как действовать необходимо, не имея времени продумать во всех деталях, что произойдет, план действий строится только с опорой на представления о ситуации. Тогда работает интуиция, «чутье».

Успех, в этом случае, зависит «от способности видеть вещи в таком свете, который нельзя обосновать только данным моментом и правильность которого выявится лишь впоследствии. Успех зависит от способности отделять существенное от несущественного тогда, ... когда нельзя еще дать себе отчет о тех принципах, на основе которых осуществляется все это».

Таким образом, несмотря на кажущуюся импульсивность характера предпринимательских действий, последующий успех, возможно, объясняется такими психологическими механизмами, как: натренированностью воображения, особенностью хранения в памяти информации о ситуациях и опыте в своем деле. Запасом энергии для быстрого поступка, умением корригировать предстоящие ошибки, раскрепощенностью, независимостью, силой волеизъявления.

Предпринимательское поведение может проявить и домашняя хозяйка, и вождь индейского племени, но воспринять предпринимателя как деятеля можно лишь тогда, когда результат его работы приобретает общественную значимость.

Как в любом виде творчества, предпринимательский талант развивается со временем. Примером тому могут служить биографии известных предпринимателей — Генри Форда, Эндрю Карнеги, Саввы Морозова и многих других.

Границы предпринимательской деятельности такие: верхняя — целесообразность среды, нижняя — желание самого субъекта. На уровне социально — значимых явлений границы деятельности обозначаются как успех, удача, неуспех, неудача в делах.

Успех — это достижение цели, результата деятельности с минимальными моральными, психологическими, материальными потерями.

Успех и неудачу предприниматели и не предприниматели представляют по-разному. В нашем исследовании о семантики этих понятий у разных групп людей оказалось, что только предприниматели понимали удачу, как выполнение дела, действий в полную силу своих способностей, а неудачу, как ситуацию, когда не полно использовал все ресурсы индивидуальных способностей и резервы ситуации.

Этапы предпринимательской деятельности можно различать на уровне макро-, микро социума, и на уровне отдельного индивида.

В деятельности отдельных предпринимателей выделяются стадии: поиск новой идеи, ее оценка; составление бизнес плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием.

На стадии поиска новой идеи происходит планомерный или непроизвольный отбор информации из общения с людьми, анализа прессы и литературы, осознания нужд общества и собственного окружения. Осуществляется итеративный синтез: нужды общества соотносятся с научными методами и существующими технологиями.

Составление бизнес-плана — это определение сегмента рынка (акция может происходить и в голове предпринимателя), его размера, рассчитывание и обдумывание основных характеристик сегмента: составление плана маркетинга: плана производственного и финансового обеспечения.

Поиск ресурсов предполагает представление, что главное, что второстепенное в деле с моральной, технической, экономической, интеллектуальной точки зрения. На этой же стадии осуществляется контроль и коррекция планов с идеей.

Стадия управления предприятием предполагает работу с организационными структурами, руководство людьми, удержание в конкурентной среде, оценка потенциала и создание капитала для воспроизводства. Предприниматели в этот момент затевают другое дело, оставляя предприятие на менеджеров — управленцев-профессионалов.

Каждая стадия сопровождается контактами с разными людьми, в которых можно находить социальный ресурс успеха предприятия. Поэтому для предпринимателя важно совершенствоваться в искусстве межличностного и делового общения и в специальных психологических методах принятия решения.

Психолог Рощин приводит такие критерии успевающего предпринимателя:
— Ориентация на собственный анализ.
— Собственная оценка всей текущей информации.
— Малая подверженность конформным влияниям.
— Стремление прогнозировать.
— Природный интеллект плюс высокая профессиональная подготовка.
— Эрудиция.
Всемирно известные фирмы были сравнены по многим критериям. Из 62 оставили 15, равные по таким показателям:
— Экономические успехи за 20 лет.
— Стабильность роста.
— Измерение инновационности.
— Скорость реагирования на конкурентный рынок. Среди фирм победительниц были и такие: Проктер энд Гембел, Боинг, Ай Би СИ и др.
Лучших из лучших предпринимательских фирм отличало следующее:
— Ориентация на время (опережающая, передовая тактика поведения, опережающая).
— Близость к потребителю («лучшая реклама — довольный покупатель», Г.Форд).
— Автономия (свое внутреннее творчество).
— Производительность через людей
— Специализация
— Децентрализации власти
— Отличное качество товара.
— Высококачественное обслуживание.
— Гибкость (способностью быстро реагировать при изменении в спросе).
— Квалифицированный менеджмент.
— Честность и порядочность в ведении дел.
— Конкурентоспособность.

Мы спрашивали в анкетировании, от чего зависит успех предпринимателей (выборка — 570 человек, 1993). Респонденты назвали следующие причины.
— Размер первоначального капитала.
— Использование новых технологий.
— Соответствие запросам потребителей.
— Умения обойти препятствия в законе.
— Производства качественного товара.
— Способности генерировать идеи.
— Знания законодательства.
— Умения полагаться на свои силы.
— Работоспособность.

Предприниматели эти причины указали в другом ранговом порядке. На первом месте по важности у них были названы факторы капитал и знания (законодательства и другие). На втором — соответствие запросам потребителя и использование новых технологий, на третьем — работоспособность и умение полагаться на свои силы, на четвертом месте — поддержка государства и производство качественного товара.

Как видим, предприниматели ценят труд. Когда респонденты указывали факторы выхода из экономических трудностей, только у предпринимателей в первых рангах стояла трудоспособность, приложение усилий, другие группы респондентов передвинули фактор «труда» низко.

Таким образом, предпринимательство в обществе творится людьми, которые «чуть-чуть не так, как другие, себя ведут», когда есть необходимость действовать, чтобы выжить в условиях новой хозяйственной ситуации.

Индивидуально-психологические особенности предпринимателей
Индивидуально — психологические особенности предпринимателей раскрываются через исследование своеобразия предпринимателей как социальной группы общества и черт личности человека, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

По данным Комитета поддержки малого предпринимательства при Госкомимуществе РФ и ИНЭПАЕН РФ (института экономики и организации предпринимательства при академии естественных Наук РФ) в 1992 году в предпринимательском секторе России было занято 5% населения региона.

Специалисты в области мирового менеджмента М. Мескон и другие пишут, что 95% активно трудящихся людей работают по найму. Это означает, что идеально они не являются предпринимателями, хотя в смысле внутрифирменного предпринимательства некоторые люди могут выполнять функции предпринимателя.

Профессоры социологии А. Турэну, М. Вивьерка, Л. Гордон, Э. Клопов — авторы и руководители франко-российского проекта «Новые социальные движения в России» дали социальную характеристику предпринимателей России по структуре, форме и содержанию.

Согласно определению этих ученых, группа предпринимателей в России по структуре — это люди разных социальных позиций на старте их бизнеса: врачи, инженеры, военные, рабочие, научные работники, представители номенклатуры, сферы торговли и услуг, финансов и промышленности, люди разных сфер деловой активности. Отечественных предпринимателей отличает высокий образовательный уровень. 84% — это люди высшего гуманитарного и технического образования, 11% из них имеют два высших образования или ученые степени; 71% этих людей — это интеллектуалы во втором поколении. Среди предпринимателей есть мужчины и женщины.

Что привело их в предпринимательство? По данным социологического опроса газеты «Коммерсант», 25% опрошенных предпринимателей объясняли приход в эту деятельность как вынужденный обстоятельствами; 60% — как результат личной активности, использование шанса в новой ситуации в обществе, снимающей диктат обязательности, командности в выборе сферы труда, интересом к творческой деятельности; любовью к свободе; 4% ответили, открыто, что свой выбор они осознают как стремление к богатству и владению благами как единственно возможный путь реализации себя в этом мире.

Толчком поведения являются мотивы.

Специалисты выделяют такие мотивы предпринимательской деятельности:
— максимальный контроль над своим будущим;
— надежда объединить работу и личную жизнь;
— реализовать способности;
— стремление распространить свой стиль и образ жизни на сферу деловой активности;
— желание получать вознаграждение за труд и обеспечить рост благосостояния в ближайшем и будущем времени.

Поступок человека обычно выстраивается в русле ведущего мотива. Критерием выбора являются ценности. По данным того же источника, предприниматели исповедовали такие приоритетные ценности.

На первом месте по важности они обозначали будущее своих детей; на втором — здоровье свое и своих родных; на третьем — стабильность и мир; на четвертом — возможность самореализации и личный успех; на пятом — для них одинаково значимо уважение других и счастливая семейная жизнь; нравственность и достаток; на самом последнем, шестом месте они располагали значимость власти и подчинения других.

Хизрич и Питерсон, американские специалисты по предпринимательству, указывают, что по социальному происхождению предприниматели это выходцы из разных семей — семей предпринимателей, фермеров, людей независимых профессий. Главное в деле — неутомимый поиск. Они могут бросить дело и начать снова. Возраст начала занятия предпринимательством — 22-25, критичные периоды — 25, 30, 35, 40, 45, 50 лет. Важен опыт: берись за свое дело.

Психологическое отличие предпринимателей от людей, занимающихся в российском обществе иной деятельностью, стало предметом нашего исследования в 1993-1995 году.

Черты, характеризующие предпринимателя, многие авторы перечисляют такие: стремление к лидерству, способность к умеренному риску, новизна в идеях, эвристичность мышления, ускоренная реакция на ситуацию, чутье, самостоятельность и ответственность, высокая мотивация достижения, способность переносить неудачу, работоспособность и трудолюбие, независимость, свободолюбие, усердие, стрессоустойчивость, решительность, смелость, адекватна самооценка, прогнозирование и анализ, информированность.

Мы определили предпринимательскую деятельность как активность человека в напряженной общественно значимой ситуации, результатом которой является порождение новой энергозаряженной структуры в хозяйственной среде посредством внутри индивидуального, интеллектуального (культурно-образовательного, социально-опытного, природного) источника — субъектного потенциала человека.

Предприниматель, по нашему определению, — это человек, создающий ресурсы развития ситуации за счет своего субъектного потенциала тогда, когда энергия среды стремится к нулю (условно исчерпана). При этом предприниматель как человек — деятель обладает комплексным индивидуально-личностным качеством «помехоустойчивость» на социальном уровне.

Помехоустойчивость определяется как способность человека эффективно выполнять деятельность в условиях разной степени напряженности, в том числе, приближающихся к стрессовым, не относя шумы и помехи к числу значимых, полезных сигналов (Бодров В. Е. и Венда В. Ф., 1992). «Полезность» сигнала связана с целью решаемой человеком задачи. Полезность сигнала может быть оценена, исходя из вероятности достижения цели до получения информации и после ее получения (Ганзен В. А., 1974).

Понятие помехоустойчивость разрабатывается инженерными психологами и психологами труда в концепции надежности человека-оператора и в системе взаимодействия компонентов СЧМС (среда-человек-машина-среда) между собой и с окружающей средой. Помехоустойчивость рассматривается наряду с такими системными качествами, как эффективность, надежность, безопасность. Также она существует на биологическом, психологическом, социально-бытовом уровне.

В результате исследования мы получили динамические и структурные психологические особенности людей, пребывающих в предпринимательской активность.

Динамические, или ситуативнодеятельностные признаки предпринимателей в отличие от других групп испытуемых были такими. Предприниматели в большинстве жизненнозначимых ситуаций управляют ими по типу интернальному (внутреннему). То есть, они полагаются на свои силы и берут ответственность за ход ситуации на себя. Особая значимость различий подтверждена статистиками по показателю общего контроля, по контролю над ситуациями здоровья, межличностных отношений, в области достижений и семейных отношениях.

Семантическое расстояние между понятием «успех» и «неудача» наименьшим оказалось у предпринимателей. Можно сказать, что предприниматели меньше мечтают и раскачиваются, быстрее сосредотачиваются и переходят от одной ситуации к другой.

Можно думать, что предприниматели непосредственны и непредвзяты в отношении к неудачам, как школьники, и интеллектуально рациональны по отношению к ним, как студенты с техническим мышлением.

Для предпринимателей суть успеха определялся как соответствие того, что сделал, внутреннему потенциалу: «сделал соответственно своим способностям»; радостная работа; одоление; «смог». Неудача у предпринимателей по содержанию определяется такими составляющими: «не хватило сил, плохо продумал, не знаешь, где искать».

По способам решений проблемных ситуаций предпринимателей отличало то, что они соседствовали с проблемой, в то время как, например, медики шли на компромисс, педагоги решали ситуации в соответствии с законом, студенты были радикальны в решении проблемы, а группа временно неработающих конфронтировали с проблемой или отвергали ее.

Оценки эффективности решений экспертами-предпринимателями носили более сдержанный характер: из самых высоких и низких оценок их оценки были самыми низкими.

По структуре профиля личности предприниматели отличались в следующем.

Глубина переживаний или уровень осознания собственных проблем у них был больше, также большая импульсивность и спонтанность поведения. Индивидуалистичность у мужчин предпринимателей выражалась сильнее, чем у таковых женщин. Показатель оптимистичности у предпринимателей был выше в целом. Но они оказались более избирательны в общении, чем другие группы испытуемых.

Предприниматели меньше корректировали свою интеллектуальную активность (то есть, они более раскованны, спонтанны в динамике мыслительной деятельности).

Отмечены также значимые различия по показателям эмоциональной интеграции, порогу допустимости новых сигналов, уровню реакции тревоги. Все три этих показателя у предпринимателей были выше, что подтвердило часть гипотезы о присущем предпринимателям качестве помехоустойчивости.

При этом, предприниматели оказывались не в прямом понимании «стрессоустойчивы», как раз наоборот, они оказались тревожнее и чувствительнее среднестатистической нормы. Это подчеркивает, что предприниматели скорее всего за счет своей чувствительности и помехоустойчивости быстрее реагируют на новые незнакомые, но существенно «полезные» сигналы среды.

Таким образом, из всего нашего исследования следовали такие психологические особенности предпринимателей:
— готовность к энергозатратам, труду, расширению знаний о законах и чувствительность в восприятии новых стимулов;
— ответственность и развитый внутренний контроль управления ситуациями;
— способность в затрудненных ситуациях соседствовать с проблемой и строить ситуацию по-новому;
— концентрация границ деятельности на индивидуальных способностях независимо от конвенциальных норм при глубоком осознании собственных проблем и сохранении цели;
— сдержанность, требовательность в оценке результатов деятельности;
— высокое эмоционально-психическое напряжение как индекс индивидуально-личностных энергоресурсов (высокий показатель шкалы эмоциональной интеграции, повышенный уровень тревоги).

Конечно, собственно среди людей, занимающихся предпринимательской деятельности были и экстраверты, и интроверты, интерналы и экстерналы.

Более того, специалист по проблемам предпринимательства, немецкий психолог Рольф Рюттингер, консультирующий известные западноевропейские фирмы «Хьюлетт Паккард», «Даймлер-Бенц», «Мерседес-Бенц», пишет, что характер человека, стиль его поведения, его мировоззрение, преобладающее настроение в обыденной жизни имеют значение для благоприятной адаптации в той или иной сфере предпринимательства.

Он различает предпринимательские культуры по специфике отрасли, каждую из которых характеризует быстрая или медленная связь с внешней средой, и большая или меньшая степень риска.

Рюттингер выделяет культуру торговли или коммерции, культуру выгодных сделок или спекулятивную культуру, административную культуру, инвестиционную культуру предпринимательства.

Культура коммерции составляют организации, занимающиеся торговлей, сбытом. Это маклеры по продаже недвижимости, или риэлтеры и т. д. Успех у них быстрый, риск небольшой, прибыли получаются в короткий срок. В этой отрасли адаптируются люди общительные, веселые, не скрывающие информацию по большому счету друг от друга.

Культура спекулятивная включает сделки с ценными бумагами, платежными средствами, сырьем, сферу моды, косметики, рекламы, шоу, профессиональный спорт. Риск большой и прибыли быстрые. Люди по характеру здесь не очень открытые, эгоистичные, авантюристичные, агрессивные, решения должны принимать быстро.

Административная культура — это сферы общественного обслуживания, управленческие ведомства, банки, системы страхования. Люди здесь по характеру скрытные, интриганы, амбициозные и претенциозные. Риск мал и прибыли медленные.

Инвестиционная культура представлена промышленностью тяжелой, нефтяными и сырье добывающими компаниями, инвестиционными банками, строительством, армией, производством средств производства. Люди здесь работают солидные, основательные, серьезные, с глубоким аналитическим складом ума, с высоким уровнем ответственности. И риск большой, и прибыли быстро ожидать не приходится.

Таким образом, разная культурная отрасль предпринимательства, возможно, востребует и отдельные индивидуально-психологические стороны человека.

Источник: 
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник. Под редакцией д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К. Тутушкиной