Понятие предпринимательского правоотношения

В теории права понятие правоотношения раскрывается по-разному: например, сторонники естественноправового и социологического подходов понимают правовое отношение существенно иначе, чем представители юридического позитивизма (нормативизма), для которых оно есть лишь возможное следствие права, проистекающее из государственно установленных норм (законов) и не имеющее самостоятельного значения.

В системе предпринимательских отношений правовые нормы устанавливают взаимные права и обязанности, которые связывают людей и государство в коммуникативное правовое сообщество, определяя их соотнесенное друг с другом поведение, направленное на удовлетворение потребностей и экономически значимого интереса.

В период плановой экономики расхождение между представителями цивилистической концепции, с одной стороны, и хозяйственно-правовой концепции, с другой, начиналось с определения сущности социалистических производственных отношений. Хозяйственно-правовая концепция предпринимательских отношений основывается на использовании стоимостной, товарной формы производственных отношений. И вертикальные, и горизонтальные хозяйственные отношения служат цели производства и обращения товара. Как единое целое эти отношения выступают в качестве предмета правового регулирования.

Вступая в хозяйственные правоотношения, их участники реализуют общий интерес, проявляют общую природу и определяют взаимные права и обязанности. Хозяйственные отношения, их особенности и потребность в обособленном и дифференцированном регулировании определены их рыночной природой и соответствующими экономическими законами их развития.

История показала, что хозяйствование в государстве возможно на основе либо плановой экономики, либо рыночного хозяйства. Первая полностью дискредитировала себя на опыте Германии и СССР, вторая - требует существования свободной конкуренции, свободного занятия предпринимательской деятельностью, автономии. Рынок - едва ли не единственный способ эффективного создания валового продукта, и государство обеспечивает его нормальное (в соответствии с его законами) развитие.

Субъекты предпринимательских (хозяйственных) отношений имеют общую природу не в качестве физических или биологических существ, а в качестве особых субъектов, совершающих осмысленные и ценностно значимые с экономических позиций (обладающие экономической и хозяйственной ценностью) всего общества поведенческие акты.

Государство, санкционируя соответствующие нормы, создает определенную поведенческую модель, обусловленную внутренними социальными и экономическими законами рынка (когнитивные правоотношения). Субъекты, вступая в контакты друг с другом по поводу производства, распределения, обмена и потребления, находятся в коммуникативных отношениях, которые в непосредственном, реальном взаимодействии в социальном пространстве конкретных субъектов выражаются посредством внешних актов поведения. Причем поведение участников предпринимательских (хозяйственных) отношений соотнесено по своему смыслу с поведением друг друга и ориентировано на него.

Государство, воздействуя на экономику, право и поведение участников предпринимательских отношений, обеспечивает выполнение своих функций: предприниматели осуществляют свою деятельность для получения прибыли и социальной реализации, потребители удовлетворяют свои потребности.

Хозяйственные правоотношения представляют собой правовую связь между субъектами, складывающуюся на различных стадиях воспроизводственных процессов (производство, обмен, распределение, потребление) и в процессе воздействия на них государства. В зависимости от производственной стадии применяются различные формы и институты государственного регулирования.

Таким образом, под предпринимательским (хозяйственным) отношением следует понимать поведение его участников, соотнесенное по своему экономическому смыслу друг с другом по поводу реализации экономического интереса и воздействия государства на него и выражающееся в различных формах взаимозависимости, взаимосвязи и взаимодействия (коммуникации).

Хозяйственные отношения складываются в экономической сфере, где экономические основы общественного отношения, цель и интерес его участников формируют содержание этого отношения. Право формализует это отношение, задает юридическую форму воспроизводственным процессам. Пожалуй, в отрасли хозяйственного права, как ни в какой иной, всегда необходимо точно определять реальное экономическое содержание конкретного правоотношения, адекватно переводить его на язык права. Это требование не всегда выполняется в практической, а подчас и нормотворческой деятельности, вследствие чего регулирование «пробуксовывает» и не дает желаемого результата.

Государство, воздействуя на экономические процессы, формирует модель правового поведения при соответствующих условиях. Государство в процессе нормотворчества задает параметры общественного отношения, определяет направление его развития, функции его участников. Заданная правовая форма с ее собственным субъектным составом, функциями, содержанием, субъективными правами и обязанностями, структурой тоже является одним из элементов правоотношения.

Хозяйственное правоотношение может рассматриваться как урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями.

Однако в литературе можно встретить утверждение о том, что предпринимательская деятельность - это уже урегулированное правом отношение. В связи с этим хозяйственное отношение нельзя рассматривать как результат воздействия правовой нормы на общественное отношение. Государство конструирует определенные модели поведения, в форму которых и облекается производственное и вообще экономическое отношение (в том числе и деятельность государства в экономической сфере). Хозяйственное правоотношение, таким образом, следует рассматривать не как результат, а как средство регулирования общественных отношений. В этом случае именно правовое отношение воздействует на отношение общественное, существуя в модели отдельно от него.

Источник: 
Бортников С.П., Пашков А.В. - Рыночное предпринимательское право Российской Федерации - 201