Причины подросткового суицида

В последние годы обеспокоенность общества ростом суицидов среди подростков привела к повышению усилий по их предотвращению на всех уровнях управления: местном, уровне штатов и на федеральном уровне. Это беспокойство оправданно. В 1992 году 4963 подростка и молодых взрослых в возрасте от 15 до 24 лет и 314 детей моложе 15 лет совершили суицид. Суицид - третья по частоте причина смерти среди подростков после несчастных случаев и убийств; при этом статистика, возможно, недооценивает число самоубийств. Существует тенденция умалчивать о некоторых случаях суицида по религиозным соображениям и по причине беспокойства о чувствах других членов семьи. Исследования старшеклассников показали, что от 54 до 62,6% школьников либо проявляли суицидальное поведение, либо думали о самоубийстве.

Обследования подростков, пытавшихся совершить самоубийство, а также «психологическая аутопсия». уже совершенных суицидов выявили определенные факторы риска. Хотя многие подростки, сталкивающиеся с ними, не приходят к мыслям о самоубийстве и не пытаются его совершить, эти факторы могут служить сигналами, предупреждающими о возможной опасности. В целом к факторам риска суицида у подростков относят.

  • Ранее совершенная попытка суицида (основной отдельный прогно-стический признак).
  • Депрессия, включающая сильные переживания беспомощности и безнадежности (возможно, второй по силе прогностический признак).
  • Прочие психиатрические проблемы, такие как расстройство поведения (психическое расстройство 312.8 по DSM-IV-TR, включающее в себя асоциальные черты поведения (жестокость, кражи, драки, побеги из дома) или асоциальное личностное расстройство (психическое расстройство 301.7 по DSM-IV-TR, включающее в себя выраженные психопатические черты (импульсивность, нарушения закона, агрессивность, безответственность и пр.), подлежащее диагностике только у лиц старше 18 лет).
  • Злоупотребление алкоголем и другими веществами, вызывающими зависимость.
  • Жизненные обстоятельства, порождающие напряжение, такие как серьезный разлад в семье, развод или раздельное проживание.
  • Доступ к оружию и его применение.

Подростки, совершающие попытку суицида, не просто реагируют на отдельное расстраивающее событие. Самоубийства обычно происходят в ситуации длительно существующих личностных или семейных проблем, хотя сама попытка может быть импульсивной.

Элкинд относит разительный рост числа подростковых суицидов на счет возрастающего давления, оказываемого на детей в попытке добиться от них достижений и ответственности в предшествовавшие самоубийству годы. Другие ученые обвиняют средства массовой информации: наблюдается существенный рост суицидального поведения после того, как по телевидению или в газетах сообщается о фактах самоубийства. Описание суицидов в художественной литературе также влияет на рост суицидального поведения. «Подражательные суициды» особенно часто встречаются в подростковом возрасте, когда индивиды наиболее уязвимы перед убеждением, что они не контролируют свое будущее или никогда не получат то, о чем мечтают.

Кризисные службы и телефоны доверия получили признание у всего населения как средство профилактики суицидов. У подростков есть доступ более чем к 1000 телефонов доверия по вопросам суицида. Относительно новый подход, превентивное образование, обычно адресован школьникам старше 12 лет, их родителям и педагогам. Эти программы, как правило, включают в себя обзор статистики самоубийств, описание признаков опасности возможного суицида, список районных служб помощи и средств контакта с ними, а также информа-цию о том, как лучше убедить друга или члена семьи обратиться за по-мощью при возникновении угрозы суицидальных попыток.

Американская психологическая ассоциация (The American psychological Association) создала программу профилактики суицидов, которая включает в себя следующие рекомендации.

  • Профессиональная подготовка педагогов, медицинских сотрудников и работников служб психического здоровья.
  • Запрет доступа к оружию через принятие законов о строгом контроле его использования.
  • Образовательная подготовка персонала СМИ в сфере суицидального поведения для обеспечения корректной и уместной подачи информации.
  • Выявление и терапевтическая помощь молодежи из группы риска.

Учитывая все сложности проблемы, наилучшие средства профилактики суицидов у подростков могут предложить всесторонние программы, такие, как упоминавшаяся выше. Несомненно, за профилактикой должно следовать лечение. В ходе психотерапии подростки с суицидальными тенденциями осознают свои проблемы и формируют копинг-стратегии. Терапия улучшает их самочувствие, повышает самооценку. Лечение может также включать в себя прием антидепрессантов, например элавила (elavil), тофранила (tofranil) и прозака (prozak) (Shuchman, Wilkes, 1990).

Исследователи также обнаружили этнические и другие групповые различия в частоте депрессии у подростков. Например, тинэйджеры, отнесенные к белым или азиатам, чаще проявляют симптомы депрессии при стрессе, чем те, кто относится к чернокожим или латиноамериканцам. Американцы индейского происхождения в подростковом периоде демонстрировали повышенную степень депрессии. Гомосексуально ориентированные подростки также показали высокую степень депрессии. Кроме того, вероятность суицида у них в два-три раза выше, чем у гетеросексуальных подростков. Предположительно, это вызвано негативным социальным давлением, с которым они часто сталкиваются как группа меньшинств.

Ключевые слова: Подростки, Суицид
Материалы по теме
Причины суицидального поведения подростков
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Особенности суицидального поведения подростков
Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты
Младший школьный и подростковый возраст
Е.Б. Усова. Возрастная психология - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Психологические особенности подростков с девиантным поведением
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Девиантная виктимность подростка
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Особенности преступности несовершеннолетних
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Подростковый вариант акцентуированных личностей А. Личко
...
Психологические особенности подростковых девиаций
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Оставить комментарий