Среди совершивших попытки самоубийства подростков соотношение числа психопатий и акцентуаций характера примерно одинаково. В то же время роль различных акцентуаций характера при суицидальном поведении подростков различна. Так, при демонстративных суицидах 50 % подростков являются истероидными акцентуантами, 32 % — эпилептоидными и лишь 18 % составляют другие типы акцентуаций. Суицидальные покушения чаще встречаются у подростков с сенситивной акцентуацией (63 %) (Личко А. Е., 1983). Лишь 5 % суицидов и попыток самоубийства падает на психозы. На психопатии — 20—30 %, остальные формы суицидального поведения — подростковые кризы (Otto U., 1972).
A. Adler полагает, что поиск преодоления собственной неполноценности может натолкнуться на значительные препятствия и привести к кризисной ситуации, с которой начинается бегство к суициду.
По К. Г. Юнгу (1996), бессознательное стремление человека к духовному перерождению может стать важной причиной смерти от собственных рук. Это стремление обусловлено актуализацией архетипа коллективного бессознательного, принимающего различные формы.
Основная тенденция жизни состоит в актуализации, сохранении и усилении «Я», формирующегося во взаимодействии со средой и другими людьми. Если структура «Я» является ригидной, то не согласующийся с ней реальный опыт, вос-принимаясь как угроза жизни личности, искажается либо отрицается. Не переставая от этого существовать, опыт отчуждается от «Я», в силу чего теряется контакт с реальностью. Таким образом, вначале не доверяя собственному опыту, впоследствии «Я» полностью теряет доверие к себе. Появляется ненависть и презрение к жизни, смерть идеализируется, что приводит к суицидальным тенденциям (Роджерс К., 1993).
Предполагают также, что человек в жизни сталкивается с экзистенциальной ограниченностью на трех уровнях: терпит поражения, страдает и должен умереть. Поэтому задача человека состоит в том, чтобы, осознав ее, перенести неудачи и страдания. Самоубийство лишает человека возможности, пережив страдания, приобрести новый опыт и, следовательно, развиваться дальше. В конечном счете самоубийца не боится смерти — он боится жизни (Франкл В., 1990).
Суицидоопасная группа подростков чаще переживает одиночество, беспомощность, углубление эгоцентризма, нарастание склонности к обособлению и индивидуализму. Это препятствует формированию гражданственности, социальной ответственности, чувства долга, способности к сопереживанию. Снижается интерес к профессиональному образованию. Тускнеют творческие элементы, и деятельность превращается в манипулирование. Профессиональная компетентность снижается, перестает приносить удовлетворение. Мельчающие цели разрушают структуру деятельности. Это приводит к потере смысла и цели жизни или к краху самооценки. Складывается мироощущение, при котором искажается структура ценностей. Искаженная аксиологическая система приводит в тупик, поскольку закрывает зону личностного роста. Это, в свою очередь, ухудшает ориентировку в ситуациях и адаптацию к ним. Подростки чаще всего попадают в ситуации неосвоенные, переживаемые ими как стрессовые или как ситуации повышенной нагрузки, ситуации, истощающие жизненные силы. На этом этапе они переходят к конкретизации своей суицидальной направленности. При такой готовности реализацию суицидального поведения обычно провоцирует любой микроконфликт в любой из жизненно важных, но не обеспеченных адаптивной реакцией областей деятельности (профессиональной, отношений со значимыми другими людьми, учебной, сексуальной и т. д.).
Антисуицидальные факторы (чувство долга, сочувственность, сильные привязанности и др.) не срабатывают, так как они либо выпали из системы ценностей, либо не оформились в эмоционально незрелой психике.
Рознь поколений и разрушенный институт семьи провоцирует эмоциональную лабильность, повышает эмоциональную реактивность, препятствует активности логического поиска выхода из стрессовой ситуации, снижая оперирование и без того недостаточной социальной информацией.
К этиологическим факторам суицидального поведения у здоровых подростков А. А. Султанов (1983) относит:
- дезадаптацию из-за нарушения социализации при несоответствия притязаний;
- конфликты с семьей в связи с неприятием системы ценностей старшего поколения;
- алкоголизацию и наркотизацию как почву для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.
По мнению Х. Ремшмидта (1994), к факторам, обуславливающим и провоцирующим суицидальные попытки у молодежи, относятся наряду с тяжелыми психическими заболеваниями конфликты самооценки, одиночество, нарушение межличностных отношений, неудовлетворенность своей внешностью (комплекс Тер-зита), разочарование в отношениях с представителями противоположного пола, депрессивные состояния.
М. В. Горская (1994) указывает на следующую этиологию суицидального поведения:
- проблемы во взаимоотношениях с родителями, которые зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания, нормативности отношений;
- проблемы в школе, чаще связанные с личностью учителя (авторитарной, попустительской, сотрудничающей), социометрическим статусом подростка в классе (лидер, изгой и т. д.) и личностными отношениями к успеваемости, факторам жизненных перспектив;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками: обращение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение (любовь, конфликты с противоположным полом).
Разработаны 4 вида причин, в которых группируются 17 ситуаций субъективно для подростков, не разрешимых и не совместимых с жизнью:
- семейные проблемы — непонимание родителями, развод, смерть одного из родителей;
- личностные проблемы — одиночество, бездарность, наличие врагов, провал на экзамене, болезнь, инвалидность;
- любовные проблемы — несчастная любовь, измена любимого, изнасилование, ранняя беременность, импотенция (муж.) или бесплодие (жен.);
- экономические проблемы — безденежье, отсутствие жилья, безработица (Шипицына Л. М., Иванов Е. С., Стеценко Н. В., 1997).
Выделяют 5 групп психологических потребностей, фрустрации которых объясняют большинство самоубийств (Shneidman E. S., 1985):
- неудовлетворенные потребности в любви и принятии, которые связаны с фрустрацией стремления к поддержке и аффилиации;
- нарушение контроля, предсказуемости и организованности, связанные с фрустрированными потребностями к достижению, автономии, порядку и пониманию;
- нарушение образа «Я» и избегание стыда, поражения, унижения или позора, обусловленные фрустрированными потребностями в аффилиации, самооправданием и избеганием стыда;
- разрушенные значимые отношения с возникшим вследствие этого горем и чувством потери, связанными с фрустрированными потребностями в аффилиа-ции и заботе о другом;
- чрезмерные гнев, ярость и враждебность, вызванные фрустрированными потребностями в доминировании, агрессии и противодействии.
Однако в жизни существует более пяти типов самоубийств.
Предвестники суицида в подростковом возрасте
Пресуицид — время, предшествующее самоубийству, состояние, обуславливающее повышенную готовность к суициду. Для характеристики состояния, предшествующего суицидальной попытке, введено понятие «предсуицидального синдрома», в котором выделяются три признака.
- Сужение всей сферы психической жизни (ситуативная мотивация, ограничение личностных интересов, ослабление переживания субъективной ценности мира), которое проявляется в боязни социальных контактов, в избегании привлекавших прежде ситуаций, утрате интересов, безынициативности, искаженном восприятии или интерпретации событий, разрыве межличностных связей, чувстве одиночества и абсолютного непонимания другими.
- Торможение агрессии, направленной во вне, и переключение ее на собственную личность. В результате сужения жизненной сферы и отчуждения от окружающих исчезает то поле, на которое молодой человек мог бы проецировать свою агрессию. Она, чаще в виде фантазий, но иногда и в форме самоповреждающих действий без истинного намерения умертвить себя, направляется против собственной личности.
- Желание умереть и фантазирование на темы смерти. Фантазирование на темы самоубийства очень распространено в период взросления и встречается почти у 50 % молодых людей. Однако в рамках предсуицидального синдрома эти фантазии отличаются конкретностью и становятся доминирующей темой размышлений.
Накануне самоубийства люди действительно подают предвещающие сигналы. Возможно, что это связано с двойственностью их чувств. Они одновременно и хотят уйти из жизни, и не желают этого. 90 % суицидентов демонстрируют словесные или поведенческие предвестники в течение последних недель жизни. 10 % диссимулируют свои намерения.
К. Меннингер (1985) писал о неявных эквивалентах, характеризующих скрытое самоубийство:
- хроническое самоубийство (аскетизм, мученичество, невротическую инвалидизацию, алкоголизм, антиобщественное поведение, психоз);
- частичное самоубийство (телесные самоповреждения, симуляцию, стремление подвергаться хирургическим вмешательствам, несчастные случаи с психологической подоплекой);
- органическое самоубийство (психологические следствия соматических заболеваний).
Критерии предсуицидального синдрома у детей и молодежи: формируются конкретные представления о способах осуществления самоубийства; в анамнезе отмечается наличие мыслей о самоубийстве; часты дисфорические состояния (чувства печали, обиды, подавленности, разочарования); появляются психосоматические расстройства, такие как бессонница, измененное пищевое поведение, утомляемость, вегетативные расстройства.
Постсуицид — состояние после совершения намерения уйти из жизни.