Причины суицидального поведения подростков

Среди совершивших попытки самоубийства подростков соотношение числа психопатий и акцентуаций характера примерно одинаково. В то же время роль различных акцентуаций характера при суицидальном поведении подростков различна. Так, при демонстративных суицидах 50 % подростков являются истероидными акцентуантами, 32 % — эпилептоидными и лишь 18 % составляют другие типы акцентуаций. Суицидальные покушения чаще встречаются у подростков с сенситивной акцентуацией (63 %) (Личко А. Е., 1983). Лишь 5 % суицидов и попыток самоубийства падает на психозы. На психопатии — 20—30 %, остальные формы суицидального поведения — подростковые кризы (Otto U., 1972).

A. Adler полагает, что поиск преодоления собственной неполноценности может натолкнуться на значительные препятствия и привести к кризисной ситуации, с которой начинается бегство к суициду.

По К. Г. Юнгу (1996), бессознательное стремление человека к духовному перерождению может стать важной причиной смерти от собственных рук. Это стремление обусловлено актуализацией архетипа коллективного бессознательного, принимающего различные формы.

Основная тенденция жизни состоит в актуализации, сохранении и усилении «Я», формирующегося во взаимодействии со средой и другими людьми. Если структура «Я» является ригидной, то не согласующийся с ней реальный опыт, вос-принимаясь как угроза жизни личности, искажается либо отрицается. Не переставая от этого существовать, опыт отчуждается от «Я», в силу чего теряется контакт с реальностью. Таким образом, вначале не доверяя собственному опыту, впоследствии «Я» полностью теряет доверие к себе. Появляется ненависть и презрение к жизни, смерть идеализируется, что приводит к суицидальным тенденциям (Роджерс К., 1993).

Предполагают также, что человек в жизни сталкивается с экзистенциальной ограниченностью на трех уровнях: терпит поражения, страдает и должен умереть. Поэтому задача человека состоит в том, чтобы, осознав ее, перенести неудачи и страдания. Самоубийство лишает человека возможности, пережив страдания, приобрести новый опыт и, следовательно, развиваться дальше. В конечном счете самоубийца не боится смерти — он боится жизни (Франкл В., 1990).

Суицидоопасная группа подростков чаще переживает одиночество, беспомощность, углубление эгоцентризма, нарастание склонности к обособлению и индивидуализму. Это препятствует формированию гражданственности, социальной ответственности, чувства долга, способности к сопереживанию. Снижается интерес к профессиональному образованию. Тускнеют творческие элементы, и деятельность превращается в манипулирование. Профессиональная компетентность снижается, перестает приносить удовлетворение. Мельчающие цели разрушают структуру деятельности. Это приводит к потере смысла и цели жизни или к краху самооценки. Складывается мироощущение, при котором искажается структура ценностей. Искаженная аксиологическая система приводит в тупик, поскольку закрывает зону личностного роста. Это, в свою очередь, ухудшает ориентировку в ситуациях и адаптацию к ним. Подростки чаще всего попадают в ситуации неосвоенные, переживаемые ими как стрессовые или как ситуации повышенной нагрузки, ситуации, истощающие жизненные силы. На этом этапе они переходят к конкретизации своей суицидальной направленности. При такой готовности реализацию суицидального поведения обычно провоцирует любой микроконфликт в любой из жизненно важных, но не обеспеченных адаптивной реакцией областей деятельности (профессиональной, отношений со значимыми другими людьми, учебной, сексуальной и т. д.).

Антисуицидальные факторы (чувство долга, сочувственность, сильные привязанности и др.) не срабатывают, так как они либо выпали из системы ценностей, либо не оформились в эмоционально незрелой психике.

Рознь поколений и разрушенный институт семьи провоцирует эмоциональную лабильность, повышает эмоциональную реактивность, препятствует активности логического поиска выхода из стрессовой ситуации, снижая оперирование и без того недостаточной социальной информацией.

К этиологическим факторам суицидального поведения у здоровых подростков А. А. Султанов (1983) относит:

  1. дезадаптацию из-за нарушения социализации при несоответствия притязаний;
  2. конфликты с семьей в связи с неприятием системы ценностей старшего поколения;
  3. алкоголизацию и наркотизацию как почву для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.

По мнению Х. Ремшмидта (1994), к факторам, обуславливающим и провоцирующим суицидальные попытки у молодежи, относятся наряду с тяжелыми психическими заболеваниями конфликты самооценки, одиночество, нарушение межличностных отношений, неудовлетворенность своей внешностью (комплекс Тер-зита), разочарование в отношениях с представителями противоположного пола, депрессивные состояния.

М. В. Горская (1994) указывает на следующую этиологию суицидального поведения:

  1. проблемы во взаимоотношениях с родителями, которые зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания, нормативности отношений;
  2. проблемы в школе, чаще связанные с личностью учителя (авторитарной, попустительской, сотрудничающей), социометрическим статусом подростка в классе (лидер, изгой и т. д.) и личностными отношениями к успеваемости, факторам жизненных перспектив;
  3. проблемы во взаимоотношениях со сверстниками: обращение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение (любовь, конфликты с противоположным полом).

Разработаны 4 вида причин, в которых группируются 17 ситуаций субъективно для подростков, не разрешимых и не совместимых с жизнью:

  1. семейные проблемы — непонимание родителями, развод, смерть одного из родителей;
  2. личностные проблемы — одиночество, бездарность, наличие врагов, провал на экзамене, болезнь, инвалидность;
  3. любовные проблемы — несчастная любовь, измена любимого, изнасилование, ранняя беременность, импотенция (муж.) или бесплодие (жен.);
  4. экономические проблемы — безденежье, отсутствие жилья, безработица (Шипицына Л. М., Иванов Е. С., Стеценко Н. В., 1997).

Выделяют 5 групп психологических потребностей, фрустрации которых объясняют большинство самоубийств (Shneidman E. S., 1985):

  1. неудовлетворенные потребности в любви и принятии, которые связаны с фрустрацией стремления к поддержке и аффилиации;
  2. нарушение контроля, предсказуемости и организованности, связанные с фрустрированными потребностями к достижению, автономии, порядку и пониманию;
  3. нарушение образа «Я» и избегание стыда, поражения, унижения или позора, обусловленные фрустрированными потребностями в аффилиации, самооправданием и избеганием стыда;
  4. разрушенные значимые отношения с возникшим вследствие этого горем и чувством потери, связанными с фрустрированными потребностями в аффилиа-ции и заботе о другом;
  5. чрезмерные гнев, ярость и враждебность, вызванные фрустрированными потребностями в доминировании, агрессии и противодействии.

Однако в жизни существует более пяти типов самоубийств.

Предвестники суицида в подростковом возрасте

Пресуицид — время, предшествующее самоубийству, состояние, обуславливающее повышенную готовность к суициду. Для характеристики состояния, предшествующего суицидальной попытке, введено понятие «предсуицидального синдрома», в котором выделяются три признака.

  1. Сужение всей сферы психической жизни (ситуативная мотивация, ограничение личностных интересов, ослабление переживания субъективной ценности мира), которое проявляется в боязни социальных контактов, в избегании привлекавших прежде ситуаций, утрате интересов, безынициативности, искаженном восприятии или интерпретации событий, разрыве межличностных связей, чувстве одиночества и абсолютного непонимания другими.
  2. Торможение агрессии, направленной во вне, и переключение ее на собственную личность. В результате сужения жизненной сферы и отчуждения от окружающих исчезает то поле, на которое молодой человек мог бы проецировать свою агрессию. Она, чаще в виде фантазий, но иногда и в форме самоповреждающих действий без истинного намерения умертвить себя, направляется против собственной личности.
  3. Желание умереть и фантазирование на темы смерти. Фантазирование на темы самоубийства очень распространено в период взросления и встречается почти у 50 % молодых людей. Однако в рамках предсуицидального синдрома эти фантазии отличаются конкретностью и становятся доминирующей темой размышлений.

Накануне самоубийства люди действительно подают предвещающие сигналы. Возможно, что это связано с двойственностью их чувств. Они одновременно и хотят уйти из жизни, и не желают этого. 90 % суицидентов демонстрируют словесные или поведенческие предвестники в течение последних недель жизни. 10 % диссимулируют свои намерения.

К. Меннингер (1985) писал о неявных эквивалентах, характеризующих скрытое самоубийство:

  1. хроническое самоубийство (аскетизм, мученичество, невротическую инвалидизацию, алкоголизм, антиобщественное поведение, психоз);
  2. частичное самоубийство (телесные самоповреждения, симуляцию, стремление подвергаться хирургическим вмешательствам, несчастные случаи с психологической подоплекой);
  3. органическое самоубийство (психологические следствия соматических заболеваний).

Критерии предсуицидального синдрома у детей и молодежи: формируются конкретные представления о способах осуществления самоубийства; в анамнезе отмечается наличие мыслей о самоубийстве; часты дисфорические состояния (чувства печали, обиды, подавленности, разочарования); появляются психосоматические расстройства, такие как бессонница, измененное пищевое поведение, утомляемость, вегетативные расстройства.

Постсуицид — состояние после совершения намерения уйти из жизни.

Ключевые слова: Подростки, Суицид
Источник: Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб. : СпецЛит, 2013. — 481 с.
Материалы по теме
Причины подросткового суицида
...
Особенности суицидального поведения подростков
Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты
Психологические особенности среднего и старшего школьного возраста. Проблемы подростка
Психология развития (детство, юность, молодость): история и проблематика : учебное пособие...
Организация профилактической работы по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Общение в подростковом возрасте
Кон И.С. - Психология ранней юности
Алкоголизм и суициды
Говорин Н.В., Сахаров А.В., Суицидальное поведение
Психотерапия подростков
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Мотивация в подростковом возрасте
Кулагина И.Ю., Личность школьника
Оставить комментарий