Психологические факторы
Психическая травма — ведущая причина, ее патогенное значение определяется сложнейшими взаимоотношениями со множеством предрасполагающих условий: генетически обусловленной «почвы» и «приобретенного» предрасположения, являющегося результатом всей жизни индивида. С целью объяснения патогенеза невроза применяются психодинамические и когнитивно-поведенческие теории личности и происхождения неврозов. Для понимания их возникновения используется также полифакторная этиология невротических расстройств, в которой психологический фактор занимает основное место. По мнению В. Н. Мясищева, невроз — глубокое личностное расстройство, возникающее в связи с нарушением системы отношений личности. В структуре отношений выделяются три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий (Карвасарский Б. Д., 1990). В патологии эти компоненты отношений оказываются несогласованными. Данные изменения — источник невротических конфликтов и нервно-психического напряжения, которое может контролироваться различного вида защитными психологическими механизмами. Сами конфликты и напряжение полностью или отчасти разряжаются посредством возникновения симптомов. Основное значение при невротической декомпенсации приобретает нарушение отношения к себе, проявляющееся в пониженной и противоречивой самооценке на всех этапах онтогенеза личности. Обнаруженная условная выгодность невротических симптомов для болеющей личности отчасти объясняет продолжительность течения и трудности лечения неврозов.
Происхождение и оформление клинической картины неврозов в значительной степени определяют преморбидные особенности личности. Так, невротические расстройства чаще возникают у лиц с акцентуациями характера и расстройствами личности. Уязвимость первых и нарушенная адаптация вторых ослабляют их сопротивление жизненным трудностям. Чем больше под влиянием неправильного воспитания меняется природный темперамент, тем тяжелее протекает невроз у больных детей. Эмоциональная чувствительность и выраженное чувство «Я» у больных неврозом проявляются в повышенной потребности в эмоциональном контакте, признании, любви и привязанности со стороны близких и в чувствительности к оттенкам их отношения.
Для развития невроза имеет значение и возрастной фактор. Средний возраст начала заболевания у детей 6 лет. Начало невроза в старшем дошкольном возрасте объясняется значительной эмоциональностью детей и интенсивным развитием мышления. Именно в этот период больше всего распространены возрастные страхи. В то же время возрастает интерес к общению со сверстниками. Появляется потребность в ролевой идентификации с родителем того же пола при сохранении чувства любви к родителю другого пола. Возникновение у ребенка препятствий на пути удовлетворения этих потребностей, отсутствие чувства безопасности и уверенности в себе, так же как болезненно переживаемый опыт неудач в жизни, приводят к неразрешимому эмоциональному стрессу, а в дальнейшем к невротическому расстройству. По сравнению с дошкольным возрастом, когда неврозы возникают в 2/3 случаев, школьники заболевают реже — не более чем в 1/3.
Социальные факторы
В происхождении неврозов ведущую роль играют супружеские и семейные конфликты (80 % пациентов).
В детском возрасте внутриличностные конфликты нестойкие и рудиментарные, поэтому для формирования неврозов большое значение имеют межличностные конфликты в семье — дисфункция семейного контекста (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999).
Родители заболевших детей (особенно матери) чаще, чем родители детей в норме, являются более невротизированными, раздражительными, возбудимыми, беспокойными, тревожными, утомляемыми, неуверенными, нерешительными и депрессивными. У них чаще имеются психосоматические расстройства. Они переживают значительное число конфликтов (с семьей, по отношению к себе, прошлому, страхи и чувства вины).
У детей, страдающих неврозами, обнаруживается недостаточное психологическое влияние отца в противовес преобладающему влиянию матери. Бабушки по линии матери характерологически более отягощены в сравнении с дедушками.
Самыми важными из факторов этого ряда считаются трудности в родительской семье (развод, внебрачное рождение, воспитание приемными родителями). Предрасполагают к заболеванию неврозом материнская депривация (16—27 %), неправильное воспитание (избалованность, чрезмерная опека или необычная строгость), несоответствующее половое воспитание (пуризм, распущенность).
Из социально-психологических факторов заслуживают внимания наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; семейные конфликты. Другие семейные трудности: одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье), перестановка или инверсия традиционных семейных ролей, низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в сфере внешних контактов. Среди разнообразных патогенных ситуаций микросоциальной среды выделяют проблему неполных семей, когда ребенок воспитывается одним родителем. Особенно неблагоприятная ситуация складывается, когда мальчик лишен отца и воспитывается матерью.
К социально-культурным факторам формирования невротических расстройств относятся проблемы, связанные с проживанием в большом городе, ускорением темпа современной жизни, недостатком времени, скученностью. Имеет значение также некоторая обезличенность и все более сложный характер межличностных отношений, недостаточные условия для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения. Нарушение режима отдыха, сна, питания также достоверно способствует возникновению неврозов.
Социально-экономические факторы включают в себя, во-первых, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия семьи, что является причиной формирования серьезных стрессовых ситуаций в семье и нередко приводит к разводам, во-вторых, постоянную занятость родителей, вследствие чего ребенок лишен полноценного воспитания. Вместе с тем нарастание нервно-психической нагрузки у работающих и занятых семьей женщин сопровождается их большей невротизацией, что также отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. К этой же группе относится уровень доходов родителей и взаимосвязь с уровнем невротизации детей. Одной из причин этого часто является конфликт, связанный со свойственной подросткам реакцией группирования и желанием быть похожими на более благополучных в материальном плане сверстников и отсутствием у родителей возможности удовлетворить эти требования.
Патогенность обстоятельств жизни проявляется лишь в сочетании со значимым отношением личности к сложившейся ситуации. В свою очередь особенности личности, системы ее свойств и отношений могут быть поняты лишь из истории ее развития в определенной социально-бытовой среде, прежде всего в семье.
Психическая травма — аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. Она представляет более конкретное понятие, нежели часто описываемое в качестве причины заболевания неблагоприятное стечение обстоятельств. Психическая травма — осознанное восприятие определенных, значимых для личности событий, их переработка в виде переживаний и развитие негативного аффекта или состояния. Роль психической травмы часто играют жизненные ситуации: испуг, вызванный животным, госпитализация, поступление в детский сад. Как правило, причиной невроза становится хроническая психическая трав-матизация, например длительное отсутствие родителей при неумелом воспитании дальних родственников.
В связи с возникновением болезненных противоречий, вызванных психической травмой, развивается внутренний психологический конфликт. Основное болезненное противоречие при неврозах — несоответствие требований родителей и воспитания в целом психофизиологическим возможностям детей, особенностям формирования характера и личности (Захаров А. И., 1988).
Биологические факторы
В происхождении неврозов играет определенную роль наследственность, что подтверждает, в частности, конкордантность по неврозам в 23 % у двуяйцевых близнецов и в 45 % у однояйцевых. Патологическая беременность и аномально протекавшие роды вносят свою лепту в создание предрасположения к неврозам. Перенесенные соматические заболевания отмечены у 42,7 % детей, страдающих неврозами, что подтверждает сенсибилизирующую роль телесных болезней в происхождении невротических расстройств. При этом чаще всего речь идет об общей соматической ослабленности детей. Известное значение имеет резидуальная церебральная недостаточность. Длительно протекающий стресс, вызывающий невроз, приводит и к расстройствам в диэнцефальных отделах мозга.
Наряду с неврозами, в особенности у детей младшего школьного возраста, могут наблюдаться такие психогенные расстройства, как невротические реакции.
Невротические реакции — кратковременные патологические состояния (1—2 мес.), при которых удается выявить психотравмирующий фактор, имеющий большое значение для ребенка. Их причиной могут быть разлука с родителями, поступление в детское учреждение, потеря любимого животного. Клиническая картина реакций относительно разнообразна. Это могут быть тревожно-депрессивные расстройства (плаксивость, недовольство происходящим, беспокойство, суетливость, нарушение сна, отказ от еды, жалобы на боли в животе и т. д.). Другой тип невротической реакции — возникновение навязчивостей (подергивание отдельных групп мышц на лице, подергивание плечами, покашливание и др.). Еще один вариант реакций — истероформные проявления, например аффективно-респираторные приступы (возникновение на высоте негативного аффекта кратковременных задержек дыхания, побледнения, посинения, судорог).
Обычно невротические реакции по мере привыкания ребенка к сложившимся обстоятельствам или при исчезновении психотравмирующего фактора становятся менее выраженными и постепенно исчезают. В неблагоприятных случаях эти реакции становятся начальными симптомами неврозов.