Причины неврозов у детей

Психологические факторы

Психическая травма — ведущая причина, ее патогенное значение определяется сложнейшими взаимоотношениями со множеством предрасполагающих условий: генетически обусловленной «почвы» и «приобретенного» предрасположения, являющегося результатом всей жизни индивида. С целью объяснения патогенеза невроза применяются психодинамические и когнитивно-поведенческие теории личности и происхождения неврозов. Для понимания их возникновения используется также полифакторная этиология невротических расстройств, в которой психологический фактор занимает основное место. По мнению В. Н. Мясищева, невроз — глубокое личностное расстройство, возникающее в связи с нарушением системы отношений личности. В структуре отношений выделяются три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий (Карвасарский Б. Д., 1990). В патологии эти компоненты отношений оказываются несогласованными. Данные изменения — источник невротических конфликтов и нервно-психического напряжения, которое может контролироваться различного вида защитными психологическими механизмами. Сами конфликты и напряжение полностью или отчасти разряжаются посредством возникновения симптомов. Основное значение при невротической декомпенсации приобретает нарушение отношения к себе, проявляющееся в пониженной и противоречивой самооценке на всех этапах онтогенеза личности. Обнаруженная условная выгодность невротических симптомов для болеющей личности отчасти объясняет продолжительность течения и трудности лечения неврозов.

Происхождение и оформление клинической картины неврозов в значительной степени определяют преморбидные особенности личности. Так, невротические расстройства чаще возникают у лиц с акцентуациями характера и расстройствами личности. Уязвимость первых и нарушенная адаптация вторых ослабляют их сопротивление жизненным трудностям. Чем больше под влиянием неправильного воспитания меняется природный темперамент, тем тяжелее протекает невроз у больных детей. Эмоциональная чувствительность и выраженное чувство «Я» у больных неврозом проявляются в повышенной потребности в эмоциональном контакте, признании, любви и привязанности со стороны близких и в чувствительности к оттенкам их отношения.

Для развития невроза имеет значение и возрастной фактор. Средний возраст начала заболевания у детей 6 лет. Начало невроза в старшем дошкольном возрасте объясняется значительной эмоциональностью детей и интенсивным развитием мышления. Именно в этот период больше всего распространены возрастные страхи. В то же время возрастает интерес к общению со сверстниками. Появляется потребность в ролевой идентификации с родителем того же пола при сохранении чувства любви к родителю другого пола. Возникновение у ребенка препятствий на пути удовлетворения этих потребностей, отсутствие чувства безопасности и уверенности в себе, так же как болезненно переживаемый опыт неудач в жизни, приводят к неразрешимому эмоциональному стрессу, а в дальнейшем к невротическому расстройству. По сравнению с дошкольным возрастом, когда неврозы возникают в 2/3 случаев, школьники заболевают реже — не более чем в 1/3.

Социальные факторы

В происхождении неврозов ведущую роль играют супружеские и семейные конфликты (80 % пациентов).

В детском возрасте внутриличностные конфликты нестойкие и рудиментарные, поэтому для формирования неврозов большое значение имеют межличностные конфликты в семье — дисфункция семейного контекста (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999).

Родители заболевших детей (особенно матери) чаще, чем родители детей в норме, являются более невротизированными, раздражительными, возбудимыми, беспокойными, тревожными, утомляемыми, неуверенными, нерешительными и депрессивными. У них чаще имеются психосоматические расстройства. Они переживают значительное число конфликтов (с семьей, по отношению к себе, прошлому, страхи и чувства вины).

У детей, страдающих неврозами, обнаруживается недостаточное психологическое влияние отца в противовес преобладающему влиянию матери. Бабушки по линии матери характерологически более отягощены в сравнении с дедушками.

Самыми важными из факторов этого ряда считаются трудности в родительской семье (развод, внебрачное рождение, воспитание приемными родителями). Предрасполагают к заболеванию неврозом материнская депривация (16—27 %), неправильное воспитание (избалованность, чрезмерная опека или необычная строгость), несоответствующее половое воспитание (пуризм, распущенность).

Из социально-психологических факторов заслуживают внимания наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; семейные конфликты. Другие семейные трудности: одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье), перестановка или инверсия традиционных семейных ролей, низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в сфере внешних контактов. Среди разнообразных патогенных ситуаций микросоциальной среды выделяют проблему неполных семей, когда ребенок воспитывается одним родителем. Особенно неблагоприятная ситуация складывается, когда мальчик лишен отца и воспитывается матерью.

К социально-культурным факторам формирования невротических расстройств относятся проблемы, связанные с проживанием в большом городе, ускорением темпа современной жизни, недостатком времени, скученностью. Имеет значение также некоторая обезличенность и все более сложный характер межличностных отношений, недостаточные условия для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения. Нарушение режима отдыха, сна, питания также достоверно способствует возникновению неврозов.

Социально-экономические факторы включают в себя, во-первых, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия семьи, что является причиной формирования серьезных стрессовых ситуаций в семье и нередко приводит к разводам, во-вторых, постоянную занятость родителей, вследствие чего ребенок лишен полноценного воспитания. Вместе с тем нарастание нервно-психической нагрузки у работающих и занятых семьей женщин сопровождается их большей невротизацией, что также отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. К этой же группе относится уровень доходов родителей и взаимосвязь с уровнем невротизации детей. Одной из причин этого часто является конфликт, связанный со свойственной подросткам реакцией группирования и желанием быть похожими на более благополучных в материальном плане сверстников и отсутствием у родителей возможности удовлетворить эти требования.

Патогенность обстоятельств жизни проявляется лишь в сочетании со значимым отношением личности к сложившейся ситуации. В свою очередь особенности личности, системы ее свойств и отношений могут быть поняты лишь из истории ее развития в определенной социально-бытовой среде, прежде всего в семье.

Психическая травма — аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. Она представляет более конкретное понятие, нежели часто описываемое в качестве причины заболевания неблагоприятное стечение обстоятельств. Психическая травма — осознанное восприятие определенных, значимых для личности событий, их переработка в виде переживаний и развитие негативного аффекта или состояния. Роль психической травмы часто играют жизненные ситуации: испуг, вызванный животным, госпитализация, поступление в детский сад. Как правило, причиной невроза становится хроническая психическая трав-матизация, например длительное отсутствие родителей при неумелом воспитании дальних родственников.

В связи с возникновением болезненных противоречий, вызванных психической травмой, развивается внутренний психологический конфликт. Основное болезненное противоречие при неврозах — несоответствие требований родителей и воспитания в целом психофизиологическим возможностям детей, особенностям формирования характера и личности (Захаров А. И., 1988).

Биологические факторы

В происхождении неврозов играет определенную роль наследственность, что подтверждает, в частности, конкордантность по неврозам в 23 % у двуяйцевых близнецов и в 45 % у однояйцевых. Патологическая беременность и аномально протекавшие роды вносят свою лепту в создание предрасположения к неврозам. Перенесенные соматические заболевания отмечены у 42,7 % детей, страдающих неврозами, что подтверждает сенсибилизирующую роль телесных болезней в происхождении невротических расстройств. При этом чаще всего речь идет об общей соматической ослабленности детей. Известное значение имеет резидуальная церебральная недостаточность. Длительно протекающий стресс, вызывающий невроз, приводит и к расстройствам в диэнцефальных отделах мозга.

Наряду с неврозами, в особенности у детей младшего школьного возраста, могут наблюдаться такие психогенные расстройства, как невротические реакции.

Невротические реакции — кратковременные патологические состояния (1—2 мес.), при которых удается выявить психотравмирующий фактор, имеющий большое значение для ребенка. Их причиной могут быть разлука с родителями, поступление в детское учреждение, потеря любимого животного. Клиническая картина реакций относительно разнообразна. Это могут быть тревожно-депрессивные расстройства (плаксивость, недовольство происходящим, беспокойство, суетливость, нарушение сна, отказ от еды, жалобы на боли в животе и т. д.). Другой тип невротической реакции — возникновение навязчивостей (подергивание отдельных групп мышц на лице, подергивание плечами, покашливание и др.). Еще один вариант реакций — истероформные проявления, например аффективно-респираторные приступы (возникновение на высоте негативного аффекта кратковременных задержек дыхания, побледнения, посинения, судорог).

Обычно невротические реакции по мере привыкания ребенка к сложившимся обстоятельствам или при исчезновении психотравмирующего фактора становятся менее выраженными и постепенно исчезают. В неблагоприятных случаях эти реакции становятся начальными симптомами неврозов.

Ключевые слова: Невроз, Дети
Источник: Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб. : СпецЛит, 2013. — 481 с.
Материалы по теме
Невротические расстройства сна у детей
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Истерический невроз у детей
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Невротические расстройства в детском и подростковом возрасте
Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та...
Сосание пальцев у детей
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Восприятие и пространственно-временные представления у детей с задержкой психического развития
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Особенности оказания психологической помощи детям, пострадавшим от насилия
Попова Р.Р., Психологическая помощь
Компетентности детей
Раттер М., Помощь трудным детям
Виды неврозов
...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий