Причины и последствия компьютерной зависимости в подростковом возрасте

Проблема компьютерной зависимости очень актуальная, имеющая свои факторы формирования, и представляет собой сложную форму социального поведения. Эта проблема рассматривается не только в общепсихологическом, но и возрастном аспекте.

Важным вопросом является вопрос о причинах компьютерной зависимости подростков. Проблема факторов компьютерной зависимости подростков поднималась во многих исследованиях. И в первую очередь исследователи подчеркивают, что предпосылкой возникновения любого зависимого поведения выступают психологические особенности подросткового возраста, особенно выраженное протекание подросткового кризиса.

Подростковый возраст, как известно, является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Это объясняется бурным развитием всех ведущих компонентов личности, которое сопровождается сильными физиологическими изменениями, связанными с половым созреванием. В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе и развиваются процессы самопознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь. В кризисный период у подростка возникает множество противоречий и не-согласованностей как с самим собой, так и с обществом.

В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С. Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Л.С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному).

Первый, кто обратил внимание на новое социальное явление - подростковый период развития, был Ж.Ж. Руссо. В своём романе «Эмиль» он впервые обратил внимание на то психологическое значение, которое этот период имеет в жизни человека. Руссо, охарактеризовав подростковый возраст как «второе рождение», подчеркнул важную особенность данного периода - это рост самосознания.

Самосознание - это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Появление самосознания как некой новой возможности понимания себя связанно с открытием мира собственных переживаний. Самосознание не дано изначально, оно возникает постепенно, в меру того как человек с помощью слова научается понимать самого себя. Становление подросткового самосознания включает, по мнению М. Кле, три основные задачи развития:

  1. самосознание временной протяжённости собственного «Я», включающее детское прошлое и определяющее проекцию себя в будущее;
  2. осознание себя как отличного от интериорезированных родительских мнений о себе;
  3. осуществляющие систему выборов, которые обеспечивают цельность личности.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается так называемое чувство взрослости, которое порождает стремление самостоятельно принимать решения, касающиеся собственной жизни.

Как считает Д.И. Фельдштейн, чувство взрослости проявляется у подростка в основном в желании подражать взрослым. Взрослость подростка субъективно связывается им не с подражанием, а с приобщением к миру взрослых, с появлением у него чувства социальной ответственности как возможности и необходимости отвечать за себя и за общие дела.

У подростков ярко проявляется потребность общаться со сверстниками. Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.

Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся подростков в благоприятном доверительном общении со взрослыми и сверстниками в школе очень часто не получает своего удовлетворения. Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. Кроме того, неудовлетворенная потребность в общении толкает подростка удовлетворить ее в виртуальном пространстве за счет обращения к компьютеру.

В этот возрастной период другой человек начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. Соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.

Необходимо также отметить, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Эта социальная действительность является значимой для человека, является источником его развития. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Общение со сверстниками - ведущий вид деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной в деятельность общения. Главное происходит на переменах. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. В группе можно сравнивать себя с другими, оценивать свои успехи и неудачи, занять должное положение, получить признание, уважение среди сверстников своими действиями.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.

Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т. п.

При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

Отрочество - возраст противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентаций и поступков. Чувство принадлежности к особой «подростковой» общности и к определенной её группе, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают для него как его собственные, влияя на нравственное развитие. При этом подростки продолжают ждать от взрослых помощи, защиты и т. д. Эта противоречивость, подчинённость нормам группы делает подростковый возраст особо опасным из-за возможности возникновения различных форм девиантного, зависимого поведения.

В любом обществе находятся люди, предпочитающие «убегать» от проблем, а компьютерные игры, особенно ролевые, являются одним из способов так называемой «аддиктивной реализации», то есть ухода от реальности. «Выныривая» из виртуального мира в реальный, дети и подростки испытывают дискомфорт, ощущают себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной среде. И желают как можно скорее вернуться туда, где он победитель. Их компьютерный герой и весь виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни. Этого героя уважают, с его мнением считаются, он супермен. Для подростка очень приятно входить в роль такого персонажа, чувствовать себя им. Далее, чем больше он играет, тем больше начинает чувствовать контраст между «им реальным» и «им виртуальным», что еще сильнее притягивает его к компьютерной игре и отстраняет от реальной жизни. Игра становится средством компенсации жизненных проблем.

Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. На первых порах компьютер компенсирует общение, потом окружающие становятся неважны.

Подростковый возраст - это период формирования жизненных ценностей, расширения социальных контактов. А зависимый ребенок ограничивает свой круг общения компьютером. Компьютерные игры в настоящее время стали для многих детей важнее учебы или прогулки с друзьями. Они привязывают подростка к несуществующим объектам, мешая получать удовольствие от общения с окружающими людьми. В результате у некоторых подростков отмечается отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации. И это при том, что умственный коэффициент у таких детей, как правило, высок.

Как отмечает Н.Ю. Максимова, предрасположенность к зависимому, аддиктивному поведению в подростковом возрасте - это личностное новообразование, детерминирующее готовность к употреблению психоактивных веществ. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению включает:

  1. преобладание избегающей мотивации;
  2. несформированность функций прогноза;
  3. низкий уровень развития самосознания, отсутствие навыков рефлексии;
  4. низкий уровень самоуважения, вплоть до неприятия образа «Я», что, однако, может маскироваться защитным поведением, демонстрирующим завышенную самооценку;
  5. самозащитный тип реакции на фрустрацию, детерминируемый неуверенностью в себе, что проявляется в отказе от деятельности при столкновении с малейшими трудностями;
  6. противоречивость самооценки и уровня притязаний, проявляющаяся в алогичности и непоследовательности деятельности, связанной с преодолением препятствий;
  7. тенденция к уходу от реальности в стрессовой ситуации. С.В. Фролова, Т.В. Сенина, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский отмечают, что трудные жизненные ситуации, с которыми приходится сталкиваться подростку, могут способствовать развитию аддиктивного поведения (в нашем случае компьютерной зависимости).

С.В. Фролова, Т.В. Сенина все неприятные (стрессовые) ситуации разделили на пять видов и связали их со следующими сферами жизни:

  1. семья («ссоры в семье»);
  2. взаимоотношения со сверстниками («конфликт с другом»);
  3. взаимоотношения со значимым взрослым («конфликт с учителем»);
  4. учебная деятельность («неудача на контрольной»);
  5. здоровье («болезни, травмы»).

Таким образом, перечисленные личностные особенности и стрессовые ситуации в подростковом возрасте, как указывает Т.М. Попова, могут детерминировать психологическую предрасположенность к развитию аддиктивного поведения.

«Глобальными» причинами компьютерной зависимости в подростковом возрасте А.Г. Макалатия видит в особенностях игры:

  • сюжетный или эмоционально-эстетический аспект - игрока привлекает сюжет, эмоциональная атмосфера, качество и графический стиль игры;
  • раскачка (в терминологии самих игроков) - возможность приобретения умений, новых средств, которые помогают влиять на решение игровых задач;
  • достижение - победа над противником, достижение цели, соревнование;
  • интеллектуальное удовольствие - процесс решения задач, интеллектуальные достижения;
  • коллекционно-исследовательский аспект - возможность исследовать игру;
  • творчество - возможность создания в игре чего-то нового, например, ранее отсутствовавших предметов;
  • внеигровые аспекты - социализация, эскапизм, способ проведения досуга и т. д.

Таким образом, А.Г. Макалатия причины компьютерной зависимости связывает с содержанием игры и делит их на две группы: игровые (позволяющие удовлетворять определенные потребности в творчестве, в исследовательской деятельности, интеллектуальные эмоции, потребность в достижении, «зрелищность») и внеигровые.

Причины компьютерной зависимости изучал и П. Мунтян. Одной из причин компьютерной зависимости в подростковом возрасте он видит в эффекте «вживания» в реалистичную компьютерную игру. «Люди подросткового периода настолько вживаются в реалистичную компьютерную игру, что им «там» становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. Там поставлены вполне конкретные задачи, невыполнение которых не приведет к каким-либо потерям, к плохим оценкам, к ругани со стороны родителей. Сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры».

Распространенность компьютерной игры в подростковой среде имеет гендерные особенности. Ю.М. Евстигнеева изучая особенности обращения подростков к компьютерным играм, определила, что среди мальчиков число «регулярно» играющих в компьютерные игры выше, чем среди девочек (соответственно 65,7% и 46,5%; различия значимы на уровне 0,001). Таким образом, ген-дер является фактором, определяющим возникновение компьютерной зависимости среди подростков.

Итак, факторами возникновения зависимого поведения, в том числе и компьютерной зависимости, в подростничестве являются психологические особенности пубертатного периода, среди которых Л.С. Выготский, Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, И.С. Кон, Ц.П. Короленко, А.Е. Личко и др. выделяют следующие:

  • физиологические изменения организма (проявляются первичные и вторичные половые признаки);
  • интенсивное развитие интеллекта: развитие мышления, воображения, стремление к творчеству, категоричность высказываний и суждений;
  • бурное развитие всех ведущих компонентов личности: новый уровень самосознания, чувство взрослости, независимость и самостоятельность;
  • неустойчивость эмоциональной сферы, перепады настроения;
  • желание подростка быть признанным и оцененным другими, сочетающееся с показной независимостью и бравадой, борьбу с авторитетами и обожествление кумиров;
  • адаптация к социально-устойчивым представлениям о мужчине и женщине, стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, с родителями. Новая позиция проявляется во внешнем облике, манерах (как часть поведенческой идентификации со своим полом), в копировании отношений (как часть половой идентификации), во включении во взрослую интеллектуальную жизнь (участие в таких отраслях жизни, как: наука, искусство, занятие самообразованием), в виде помощи в решении ежедневных домашних проблем (например, ежедневные обязанности по дому);
  • ревностное отношение к своей внешности, ощущению принятия себя взрослыми как «взрослого». Именно пониженное самоуважение статистически связано у подростков практически со всеми видами девиантного поведения.

В большинстве исследований в качестве причин компьютерной зависимости рассматриваются отдельные факторы, способствующие возникновению у подростков пристрастия к компьютерным играм. Наиболее полная картина факторов игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте представлена в исследовании А.В. Гришиной.

Проанализировав современные подходы к исследованию игровой компьютерной зависимости, А.В. Гришина выделяет факторы, которые могут способствовать развитию игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте:

  • индивидуальный личностный фактор: низкие умственные способности, завышенная самооценка, низкий уровень коммуникативных способностей, высокая склонность к риску, несбалансированное развитие параметров субъектности, высокий уровень тревожности, слабая волевая саморегуляция;
  • социально-психологический фактор: проблемы в системе детско-родительских отношений, проблемы общения с одноклассниками (статус и место в группе), узкий круг общения с одноклассниками вне школы.

Итак, подростковый возраст как яркий кризисный период сопровождается пониженным самоуважением, утратой чувства безопасности и комфорта, нарушением внутреннего равновесия, возрастанием тревожности относительно общения со сверстниками и взрослыми. В связи с этим возникает опасность выбора аддиктивной линии поведения. В поисках средств защиты от напряжения и дискомфорта, стресса подростки часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения, в том числе и к компьютерным играм.

Компьютерные игры неоднозначно влияют на психику подростка. Положительное воздействие компьютерных игр на личность подростка видит В.И. Слободчикова. Она указывает на то, что игра дает полезный развивающий эффект прежде всего тогда, когда входит в систему сознательных психотехнических действий. Развитие может заключаться в необходимости для игрока обдумывать и контролировать действия, что приводит к появлению опыта и знаний о своих неудачах и успехах, что, в свою очередь, приводит к изменению представлений о себе, образа «Я» и локуса контроля.

Указывая на положительную роль компьютерных игр, исследователи указывают на то, что подросток с помощью игры познает мир, законы отношений между людьми, правила поведения. Каждый раз подросток «с головой» уходит в игру, взаимодействуя с объектами, участвующими в ней, которые подчиняются определенным законам, описывающим их поведение. Он имеет возможность исследовать в деталях все время новый, постоянно обновляющийся мир игры, сталкиваясь порой с неожиданными явлениями в рамках предварительно определенных законов этого мира. Игра дает выход избыточной жизненной силы, отдых и разрядку, стремление к главенству, компенсацию вредных побуждений, восполнение монотонной деятельности, подчинение врожденному инстинкту подражания, упражнение в самообладании, удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний, осуществляет тренировку перед серьезным делом.

Компьютерные игры оказывают мощное влияние на эмоциональную сферу подростка. Исследование Ю.М. Евстигнеевой показало, что наиболее популярными при обращении к компьютерной игре являются два мотива. Один мотив - «скучно, нечем заняться» (44,8%), второй - «желание развлечься» (33,2%). Подобная мотивировка характеризует особое состояние «пустоты» и «незаполненности» жизненно-смыслового пространства многих подростков. В этом случае подростки рассматривают компьютерную игру как развлечение, позволяющее пережить позитивные эмоциональные состояния. Анализ данных, относительно эмоциональных состояний, переживаемых подростком, при игровой компьютерной деятельности показал, что позитивные эмоции (азарт, радость, чувство превосходства над соперником) явно доминируют над негативными (недовольство собой, страх). При этом она обращает внимание на то, что мальчики, по сравнению с девочками, чаще испытывают разнообразные как позитивные, так и негативные эмоции.

Мотивационную и эмоционально-волевую сферу подростков с позиции влияния на них компьютерных игр агрессивного содержания изучала Л.И. Шакирова. Анализ показателей эмоциональной сферы выявил ряд особенностей: испытуемые экспериментальной группы (подростки, часто играющие в компьютерные игры) характеризуются более выраженным внутренним состязательным мотивом (что обусловлено их увлечением компьютерными играми). Познавательный мотив и мотив избегания имеют приблизительно равную выраженность, что она объясняет характерной для этого возраста познавательной направленностью личности.

Личностные особенности испытуемых экспериментальной группы с «крайними» показателями представлены следующими свойствами: невротичность, депрессивность и эмоциональная лабильность. Это позволяет предположить следующую структуру мотивации данных подростков: целью игровой активности является улучшение результативности, основанное на предыдущем опыте. Компьютерная игра становится особой формой подкрепления эмоционального состояния. Игра дает все те эмоции, которые не всегда предоставляет ребенку жизнь.

Отрицательное влияние компьютерной игры проявляется в том, что под влиянием компьютерных игр реальность искажается как в кривом зеркале. У ребенка возникает эмоциональная холодность, замкнутость, не способность к сопереживанию, психологический инфантилизм - неумение брать на себя ответственность, контролировать свои поступки. Подростки теряют чувство реальности и начинают транслировать сюжеты и действия игр на реальную жизнь.

В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения детей и подростков.

Так, считается, что компьютерные игры с агрессивным содержанием повышают уровень агрессивности подростков. Однако не все исследователи придерживаются такой точки зрения. Интересна в этом плане позиция Г. Кузнецова, который подходит к проблеме агрессии в компьютерных играх. Он утверждает, что игра является лишь средством реализации имеющейся у человека агрессии, то есть компьютерная игра, выглядящая агрессивной, на самом деле не формирует агрессивность у играющего, а позволяет «разрядить» имеющуюся у него агрессию. Компьютерные игры психологически готовят человека к напряженным эмоциональным ситуациям, а также позволяют проявить в символической форме свою физическую активность и способность эффективно действовать в кризисных ситуациях. Автор также отмечает, что игры без насилия не только не интересны, но невозможны. Игра отражает реальность, а реальности присущи и жизнь, и смерть.

А.В. Федоров отмечает, что в игре есть и другой важный аспект: ребенок получает власть над миром, практически не прикладывая усилий, используя лишь в качестве аналога волшебной палочки компьютерную мышь. У него создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся фрагмент игры.

Это особенно захватывает подростка, который болезненно ощущает свою неуспешность, которого привлекает возможность избавления от своих комплексов, сиюминутного получения удовольствия, представления себя в различных обличьях.

На основе анализа литературы мы систематизировали негативные последствия влияния компьютерных игр на здоровье подростка и разделили их на 4 сферы: когнитивная, эмоциональная, поведенческая и физиологическая сферы. Рассмотрим их подробнее (табл. 3).

Имеются исследования, в которых указывается на то, что компьютерная зависимость является фактором, влияющим на характер общения в подростковом возрасте. Так, в исследовании Л.М. Шипициной было выявлена взаимосвязь между зависимостью от компьютерных игр подростков с нарушением слуха и эмоциональным отношением к понятиям: «Школа», «Учитель», «Родители». Почти половина подростков (40%) подростков группы риска относятся к ним отрицательно, зависимые - нейтрально, а не увлекающиеся компьютерными играми - чаще положительно. Также отмечается выраженное влияние игровой компьютерной зависимости на стили взаимодействия личности. Зависимые от компьютерных игр школьники демонстрируют в поведении большую покорность, слабоволие, беспомощность, конформность. Таким образом, компьютернозависимые подростки отличаются от подростков, не увлекающихся компьютерными играми, отрицательным отношением к школе и значимым взрослым - учителям и родителям. Их поведение характеризуется зависимостью от других людей, что проявляется в неспособности быть самостоятельной и свободной личностью в отношениях с другими людьми.

Таким образом, компьютерная зависимость в подростковом возрасте имеет ряд негативных последствий, затрагивающих когнитивную, эмоциональную, поведенческую и физиологическую сферы развития личности. Подростковый возраст является фактором риска возникновения компьютерной зависимости. Среди всего многообразия факторов, способствующих развитию компьютерной зависимости подростков, можно выделить индивидуально-личностные и социально-психологические. Недостаточно изученной является проблема влияния совладающего поведения на возникновение компьютерной зависимости в подростковом возрасте.

Источник: 
Гагай, В.В.: Компьютерная зависимость подростков как социально- психологическая проблема современности : монография / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; В.В. Гагай, Ю.Н. Быкова. - Сургут : РИО СурГПУ, 2014.
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.