Правовое положение товарных бирж

Основы правового положения товарных бирж установлены Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»3 (далее - Закон о биржах), другими законодательными и подзаконными нормативными актами, а также локальными нормативными актами, принимаемыми самой биржей. Это, например, Устав биржи (ст. 17 Закона о биржах), Правила биржевой торговли (ст. 18), Положение о биржевой арбитражной комиссии и о порядке рассмотрения споров (ст. 30).

Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.
(Ст. 2 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»)

Основные цели деятельности товарной биржи - организация и регулирование биржевой торговли. Являясь носителем исключительной хозяйственной компетенции, товарная биржа не вправе заниматься деятельностью, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли, в том числе торговой, торгово-посредни-ческой, осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, не имеющих цели ведения биржевой деятельности.

Биржевая деятельность представляет собой систему осуществляемых биржевых сделок.

Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.
(Ст. 7 Закона РФ *0 товарных биржах и биржевой торговле»)

Сделки, не отвечающие данным требованиям, не являются биржевыми, и на них не распространяются гарантии биржи. Так, нельзя считать биржевой сделку, заключенную в отношении товара, не соответствующего признакам биржевого.

Под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.
(Ст. 6 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»)

Биржевые сделки можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от вида биржевого товара выделяют:
- реальные сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;
- форвардные сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки;
- фьючерсные сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;
- опционные сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара.

В Законе о биржах отсутствует указание на возможные организационно-правовые формы, которые может воспринимать биржа. Вместе с тем анализ Закона о биржах дает возможность сделать вывод о том, что биржа не может быть унитарным предприятием, так как «доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10 процентов», т.е. биржа может возникнуть только на долевой имущественной основе1. Установленные этим законом персонификация членов биржи и особенности управления ею исключают возможность функционирования биржи в качестве открытого акционерного общества. Так, в учреждении биржи не могут участвовать:
- высшие и местные органы государственной власти и управления;
- кредитные организации;
- страховые и инвестиционные компании и фонды;
- общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды;
- физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Биржевая деятельность отнесена Законом о биржах к лицензируемым видам деятельности. Лицензии выдаются Комиссией по товарным биржам при Федеральном антимонопольном органе2 в соответствии с Положением о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории РФ.

Участниками биржевой торговли являются члены биржи и посетители биржевых торгов. Члены биржи - это лица, участвующие в формировании ее уставного капитала (учредители) либо внесшие членские или иные целевые взносы в ее имущество. Членство в бирже возникает в порядке и на условиях, установленных учредительными документами. Членство в бирже дает право участвовать в биржевой торговле, в принятии решений на общих собраниях, а также в работе других органов управления; получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами, и др.

Члены биржи, являющиеся учредителями, могут иметь особые права и обязанности вне сферы биржевой торговли, предоставляемые не более чем на три года с момента государственной регистрации биржи.

Закон о биржах выделяет две категории членов биржи:
1) полные члены - с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учредительными документами биржи число голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи;
2) неполные члены - с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) и на определенное учредительными документами биржи число голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции (отдела, отделения) биржи.

Посетители биржевых торгов - это лица, не являющиеся членами биржи, но имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и разовыми. Они приобретают право на участие в биржевой торговле на определенный срок за установленную плату.

Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки:
- непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;
- через организуемые ими брокерские конторы;
- на договорной основе с брокерскими фирмами и конторами, независимыми брокерами, т.е. биржевыми посредниками;
- непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром, без права на биржевое посредничество.

Закон о биржах ограничивает время участия постоянных посетителей в торгах на конкретной бирже тремя годами, а их общее число не может превышать 30 процентов общего числа членов биржи. Разовые посетители имеют право только на совершение сделок по реальному товару, от своего имени и за свой счет.

Биржевые сделки совершаются в ходе биржевых торгов через биржевых брокеров, под которыми Закон о биржах понимает служащих или представителей организаций - членов биржи и биржевых посредников. Деятельность биржевых посредников и биржевых брокеров, осуществляющих фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле, является лицензируемой.

Биржевые сделки не могут совершаться от имени биржи и за ее счет. Не являясь участником правоотношения, биржа не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Вместе с тем, Закон о биржах предусматривает некоторые гарантии в биржевой торговле. Так, в целях обеспечения выполнения совершаемых на ней форвардных, фьючерсных и опционных сделок биржа обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании. Кроме того, законом гарантируется свободное ценообразование в биржевой торговле. Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар и размер вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками. Вместе с тем, биржа имеет право устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы, взимаемые за нарушение устава и правил биржевой торговли. Поскольку главной функцией биржи является организация биржевой торговли, в ее обязанности входит проведение, по требованию участника биржевой торговли, экспертизы качества реальных товаров.

Споры, связанные с заключением биржевых сделок, могут рассматриваться в судебном порядке, а также биржевой арбитражной комиссией, которая осуществляет функции третейского суда и действует в соответствии с положением, утверждаемым биржей.

Законом устанавливаются основы государственного регулирования создания и деятельности товарных бирж. Оно отнесено к компетенции специально созданной для этих целей Комиссии по товарным биржам1, которая осуществляет лицензирование биржевой торговли, контролирует соблюдение законодательства биржами и выполняет иные функции, предусмотренные ст. 34 Закона о биржах и Положением о ней. Для выполнения означенных функций Комиссия наделена рядом полномочий, среди которых право:
отказать бирже в выдаче лицензии на организацию биржевой торговли в случае несоответствия ее учредительных документов и правил биржевой торговли требованиям, установленным пунктом 2 статьи 12 Закона о биржах, а также отложить выдачу этой лицензии при нарушении Положения о лицензировании товарных бирж;
- аннулировать выданную бирже лицензию или приостановить ее действие, если биржа нарушает законодательство;
- направить бирже обязательное для исполнения предписание об отмене или изменении положений учредительных документов, правил биржевой торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржей, или прекращении деятельности, которая противоречит законодательству;
- направить биржевому посреднику обязательное для исполнения предписание о прекращении деятельности, которая противоречит законодательству;
- применять к бирже или биржевому посреднику соответствующие санкции в случае нарушения ими законодательства, неисполнения или несвоевременного исполнения предписаний Комиссии;
назначать государственного комиссара на биржу; ~ организовывать по согласованию с органами финансового контроля Российской Федерации аудиторские проверки деятельности бирж и биржевых посредников;
- требовать от бирж, расчетных учреждений (клиринговых центров) и биржевых посредников представления учетной документации;
- направлять в суд или арбитражный суд материалы для применения предусмотренных законом санкций к биржам и их членам, нарушившим законодательство, а в случае обнаружения признаков преступления передавать материалы в соответствующие правоохранительные органы.

Непосредственный контроль за соблюдением биржей и биржевыми посредниками законодательства осуществляет Государственный комиссар, назначаемый Комиссией по товарным биржам . Государственный комиссар вправе:
- присутствовать на биржевых торгах;
- участвовать в общих собраниях членов биржи и членов секций с правом совещательного голоса;
- знакомиться с информацией о деятельности биржи.

Государственный комиссар не вправе принимать самостоятельные решения, обязательные к исполнению, однако он может вносить предложения и делать представления руководству биржи, вносить предложения в Комиссию по товарным биржам и осуществлять контроль за исполнением решений Комиссии.

Сведения конфиденциального характера, полученные Комиссией по товарным биржам и Государственным комиссаром в процессе выполнения своих функций, не подлежат оглашению без согласия биржи и участников биржевой торговли.

Административная ответственность за нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле предусмотрено ст. 14.32 КоАП РФ. В частности, предусмотрена ответственность в виде штрафа:
- за участие служащего биржи в биржевых сделках либо создание им собственных брокерских фирм, а также за незаконное использование служащими биржи служебной информации;
- за незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании и (или) рекламе слов «биржа» или «товарная биржа», а также образованных на их основе слов и словосочетаний;
- нарушение биржей порядка информирования членов биржи и участников биржевой торговли о предшествовавших и предстоящих торгах, порядка осуществления контроля за механизмом ценообразования, а равно нарушение биржей положений учредительных документов о максимальном количестве членов биржи.

Источник: 
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник