Право граждан на обращение в органы государственной власти

Важнейшим конституционным правом граждан в сфере государственного управления является право на обращение в органы государственной власти: граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

Данная конституционная норма находит свое дальнейшее развитие в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (далее — Ф.З № 59), который вступил в юридическую силу 02.11.2006.

Обращение гражданина — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме иди в форме электронного документа предложение, заявление или жадоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Классификацию обращений можно провести по нескольким основным критериям:
1) по субъектам (индивидуальные и коллективные; подаваемые физическими лицами и юридическими лицами);
2) по форме (устные; письменные; в форме электронного документа):
3) по адресату (направленные в органы государственной власти; в органы местного самоуправления; должностному лицу);
4) по содержанию:

  • предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и обше-ства;
  • заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
  • жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод иди законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Порядок подачи и рассмотрения обращений органами государственной власти и местного самоуправления регулируется Федеральным законом № 59, включает следующие положения.

1. Право на обращение имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением случаев, установленных международным договором РФ или федеральным законом), объединения граждан, в том числе юридические лица.

2. Граждане могут обращаться лично (ст. 13 ФЗ № 59 — порядок проведения личного приема граждан должностным лицом), а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

3. Праву граждан обращаться в органы государственной власти корреспондирует обязанность уполномоченных органов и должностных лиц работать с обращениями граждан (принимать их, рассматривать в установленные законом сроки и принимать решения). Лица, виновные в нарушении установленного порядка рассмотрения обращений граждан, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ (ст. 5.59 КоАП РФ).

4. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, со-держащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

5. Закон не предусматривает сроков для подачи обращения.

6. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает:

  • либо наименование государственного органа (органа местного самоуправления), в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • свои фамилию, имя, отчество (в противном случае ответ на обращение не дается — ч. 1 ст. 11 ФЗ № 59);
  • почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме, адрес электронной почты, если ответ должен быть в форме электронного документа (в противном случае ответ на обращение не дается — ч. 1 ст. 11 ФЗ № 59);
  • излагает суть предложения, заявления иди жалобы; - ставит личную подпись и дату;
  • вправе приложить к письменному обращению документы и материмы либо их копии.

7. Права гражданина при рассмотрении обращения предусмотрены ст. 5, 16 ФЗ № 59, права и обязанности соответствующих органов и должностных лиц — ст. 10 ФЗ №59.

8. Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

9. В случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

10. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны дать мотивированный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Обращения граждан позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов управления, исправить их ошибки. Обращения выступают и как форма обратной связи, по каналам которой руководители получают информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности властных субъектов.

Ключевые слова: Право, Власть
Источник: Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс, 2015. - 112 с.
Материалы по теме
Правовые формы осуществления государственной власти
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Понятие, признаки и правовой статус органов исполнительной власти
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс...
Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. — 3-е изд.,...
Законодательная власть
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Легитимность государственной власти
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Правовые и этические нормы работы журналиста
Цвик В.Л. - Введение в журналистику. Учебное пособие - 2000
Взаимосвязь права и морали
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Понятие и виды источников предпринимательского права
В, С. Белых, Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России
Комментарии
Аватар пользователя Салаутдин
Салаутдин

Здравствуйте. Однажды прочитав ст. 33 конституции РФ, я обратился в Службу жилищного надзора Астраханской области, с заявлением: о нарушении законов РФ, правил содержания общего имущества и постановлений правительства по предоставлению коммунальных услуг, не в своем, а в соседнем МКД, при этом все не обходимые данные указал свои. При личной встрече специалист занимавшийся рассмотрением моего заявления, сказал. Не все граждане имеют право сообщать о подобных нарушениях, это прерогатива собственников помещений проживающих в указанном МКД. На мое замечание, что это право любого гражданина РФ, специалист возмутился и сказал, мы можем не отвечать не ваше заявление. А я решил выяснить так ли это. Подскажите пожалуйста, может ли гражданин РФ, заявить властям о нарушениях указанных законов, если гражданин стал очевидцом подобного нарушения. Прав ли я, или прав сотрудник СЖН АО. Спасибо.

Оставить комментарий