Познание и творчество

Мы с вами говорили, знание – это результат, а познание – это процесс, и процесс достаточно сложный. В то же время надо отметить, что этот процесс отличает творческий характер. Что такое «творчество»? Творчество – это создание чего-то нового, того, чего ранее не было.  Бывают разные виды творчества.

  1. Художественно творчество . Сюда входят как зарисовки непрофессиональных авторов, например детские рисунки (все рисовали в детстве, в том числе и на обоях, это тоже творчество), так и профессиональные работы: работы художников, писателей, музыкантов.
  2. Прикладное творчество . Оно очень часто встречается в нашей с вами повседневной жизни: многие шьют, вышивают, делают сами вещи из дерева, плетут кружева. Сюда же относится изготовление керамики, ковка, ювелирное искусство. И опять же образом этого вида творчества может быть как произведение заслуженного художника, так и первая ученическая работа, например, вышивка, которую ученица второго класса сделала на уроке труда.
  3. Также, бесспорно, мы можем выделить такой вид творческой деятельности, как производственно-техническая . Она немножко напоминает прикладное творчество, это, например, деятельность инженеров, рационализаторов, но осуществляется на более высоком уровне.
  4. Следующий вид творчества – это политическое творчество . Это деятельность политиков, и она выражается в создании политических программ, политических листовок, произнесении речей, агитации.
  5. Очень интеллектуальным видом творчества является научное творчество , результатом которого является создание новых знаний. Это весьма сложный вид творчества, для него нужна определенная подготовка, овладение базовым уровнем знания. Поэтому если маленький ребенок может на высоком уровне заниматься художественным творчеством (персональные выставки бывают даже у самых юных художников), то заниматься научным творчеством дети не могут, т. к. не обладают базовыми знаниями.

Творчество обязательно отличает такое качество, как индивидуальность.  Результат творческой деятельности одного человека не может совпадать с результатами творческой деятельности другого человека, если это действительно творчество. В этом плане можно напомнить, что две работы, выполненные разными людьми, не могут быть одинаковыми. Это касается и студенческих работ: рефератов, контрольных. Две контрольные не могут быть абсолютно похожи, даже если студенты пользовались одними и теми же исследованиями! Будет разная степень подробности изложения материала, будет разная его подача, будет разная стилистика, даже орфографические ошибки будут разные, если студенты действительно делали самостоятельно и подошли к работе творчески. И мировоззрение у авторов рефератов тоже разное, что отразится на работах. Учитывая особенность своего мировоззрения, каждый по-своему интерпретирует работы авторов.

В творчестве проявляются индивидуальные черты, особенно это характерно для художественного творчества.  Художественное творчество, как зеркало, отражает внутренний мир создателя. Злость человека или его доброжелательность – все это отразится в его произведениях, в какой бы форме они ни были выполнены: стихи, картины, прикладное искусство, фотография.

Однажды в Смоленске в местном педвузе автор посетил выставку курсовых и дипломных работ студентов технологического факультета, т. е. факультета, где готовят учителей труда. Дипломные и курсовые работы у них представлены не стопкой папочек письменных работ, а различными вещами, которые можно потрогать, надеть, это или вещи носильные, или игрушки, элементы декора, быта и т. д. Автора лекции привлекла курсовая работа одной студентки: очень симпатичная мягкая игрушка достаточно большого формата, дракончик. Самым привлекательным в этой игрушки было то, что она была очень эмоциональна. Морда дракончика выражала эмоции, вид его был добренький и немножко грустный. Про него можно сказать, что он улыбался грустной улыбкой. Вертя животное в руках, автор предположила, что создатель – девочка (трудно представить, что такое создал молодой человек), что у девочки непростой характер, может быть даже сложная судьба. Разговор с куратором выставки подтвердил предположения: девочка воспитывалась в детском доме, замкнутая, но добрая. Личность создателя отразилась на игрушке.

Итак, познание – это тоже творческий процесс. Как проявляется творчество в познании? Можно выделить несколько моментов.

  • Во-первых, творчество проявляется в выборе сферы познания , проблемы познания. Чем глубже идет это познание, тем ярче проявляется этот момент. Когда мы учились в школе, у нас было меньше возможностей выбирать. Мы не могли выбирать, какие предметы нам учить, какие не учить, но и в школе мы ведь изучаем самые азы. Обучение в вузе более углубленно, но, выбрав, на каком факультете получать более углубленное профессиональное образование, человек автоматически выбирает круг изучаемых вопросов. Тему курсовой или дипломной студент уже, как правило, может предлагать сам, выбрать, что ему интересно. И уж конечно, только сам исследователь выбирает тему для диссертации.
  • Во-вторых, в чем проявляется творчество – в выборе методов, приемов, инструментов познания . Конечно, сама выбранная тема нередко задает использование определенных методов. Однако все равно остаются возможности для выбора, например, историк может сам выбирать, какие источники использовать, какими методами обрабатывать данные.
  • В-третьих, в чем проявляется творчество в процессе познания – в интерпретации полученных результатов . Одни и те же факты могут вызывать различную оценку. Например, после прочтения художественного произведения как школьник, так и ученый может по-разному оценивать образы героев, их поступки. Также обстоит дело и с историческими фактами. Одно и то же событие может получить разную оценку в научной литературе. Например, значение отмены крепостного права в 1861 г. вызывает неоднозначную оценку у историков.

Процесс творческого познания в себе сочетает разные моменты, как рациональные, так и иррациональные. Бесспорно, сам процесс познания во многом рационален. Важное место, может быть даже основополагающее, в познании играют именно рациональные  моменты, то есть связанные с деятельностью мышления, логикой. В познании человек обязательно оперирует понятиями, доказательствами, логическими рассуждениями. И как правило, результат процесса познания, то есть получение новых знаний – это результат логических рассуждений, которые основываются на доказательствах. И здесь субъект процесса познания может четко объяснить, как он пришел к данному выводу. В данном случае процесс познания похож на подъем по лестнице, когда человек шаг за шагом поднимается по ступенькам.

В то же время нередко в процессе познания проявляются иррациональные  моменты. Таким ярким иррациональным моментом является интуиция или внезапное озарение , то есть это процесс постижения истины без предварительных логических рассуждений и доказательств. Такой процесс познания сопоставим с прыжком на лестнице через несколько ступенек вверх. История науки знает немало случаев, когда открытие делалось внезапно. Самый распространенный пример – яблоко, которое упало на голову Ньютона: оно упало на голову, и ему пришло озарение о существовании закона всемирного тяготения. Также не менее известный пример – таблица Д. И. Менделеева, которую он осознал во сне. Здесь постижение истины происходило внезапно. Интуиция – неясное знание – порою помогает не только ученым, но иногда и людям в быту: иногда люди интуитивно ощущают опасность, которая над ними нависает, какую-либо трудность, которая возникает, и иногда это даже спасает людям жизнь. Считается, что интуиция у женщин развита лучше, однако вот здесь вопрос: а что, это действительно происходит просто так, что это такие особые счастливчики, к которым приходило такое озарение? Нет. Вот здесь надо сказать, что если проанализировать каждый случай такого интуитивного или открытия, или даже проявления интуиции в быту, когда человек интуитивно почувствовал опасность и среагировал, то вот здесь нетрудно будет заметить, что все это происходило, как правило, не просто так. Обычно за каждым таким случаем озарения стоит определенный опыт. Интуитивное открытие, как правило, базируется на каком-либо опыте. Тот же Менделеев, который, по преданию, вроде бы как увидел свою таблицу во сне, начал ли он над этим думать только лишь накануне того, как лечь спать? Нет. Он работал долго, и здесь его сознание просто обобщило вот эту наработанную информацию и дало ответ. Потом он уже провел логическую схему объяснения. Мы можем говорить о профессиональной интуиции, например: интуиция педагога, интуиция врача, интуиция работника правоохранительных органов, интуиция военнослужащего, когда человек, проработав не один год, научился, может быть даже без логического объяснения, даже для самого себя, анализировать внутреннюю информацию и давать ответ. Так, учитель, проработав много лет в школе, увидев новенького ученика в первый раз и его родителей, уже сразу может сделать предположение об этом ребенке, как он будет учиться, как себя вести и пр. Этот вывод делается на основе анализа множества мелких деталей, как ребенок входит, как здоровается, как ведет себя с мамой. Этот анализ даже пока не осознается самим учителем, но он делается.

Между двумя этими полюсами – рациональным и иррациональным – лежит воображение . Что такое воображение? Воображение – это способность человека представить то, чего он не наблюдает в данный момент непосредственно.  Ошибку делают родители, которые пренебрежительно относятся к развитию такого качества, как воображение, умению фантазировать. А на самом деле это качество очень важно для человека. У Николая Носова есть рассказ «Фантазеры». Два мальчика от безделья в каникулы сидят и сочиняют выдуманные истории. В этом занятии есть и определенная польза – оно развивает фантазию. Дело в том, что фантазия нужна нам в более широком плане, чем мы иногда это предполагаем. Она нужна даже тогда, когда нужно решать простые бытовые проблемы, просчитывать ход своих действий. Если вы сталкиваетесь в быту с самой простой задачкой: вы пришли на рынок или в магазин и не видите в продаже того продукта, который нужен, то вы начинаете делать просчет возможных способов выхода из ситуации. Можно пойти в другой магазин, можно попросить взаймы у соседки, можно заменить другим продуктом, можно отказаться от приготовления намеченного блюда или заменить его другим. Это тоже работа воображения.

От степени развитости воображения зависит результат любой творческой работы. Так, при шитье какой-либо вещи вначале в голове продумывается фасон, учитываются различные вещи: желания, наличие ткани, мода, особенности фигуры, затем могут придумываться какие-то детали, способы отделки, использование фурнитуры. С одной стороны, придумывается того, чего нет, но с другой стороны, идет опора на реальные обстоятельства. Поэтому воображение находится на стыке рационального и иррационального.

Развитое воображение важно для верного планирования процесса поиска, для поиска нестандартных методов научного поиска. Также воображение помогает исследователю представить те процессы, которые нельзя наблюдать лично, выстраивать модели различных процессов. Так, ученый-археолог реконструирует исторические события на основе обобщения данный раскопок, каждая найденная вещь в совокупности с остальными позволяет ему восстановить картину прошлого. Поэтому очень важно развивать у детей воображение.

Ключевые слова: Творчество, Познание
Источник: Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Материалы по теме
Творческая сущность личности. Объективное и субъективное творчество личности. Мотивация творчества
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Проблема творчества в философии
Яголковский С.Р., Психология креативности и инноваций, 2007
Мотивация творческой деятельности
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Познание. Основные принципы познания. Проблема субъекта и объекта познания
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Креативность как интегральная творческая способность
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Память как психический познавательный процесс
Маклаков А.Г., Психология XXI века. Том I
Когнитивный (познавательный) процесс
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Технологии развития творческого потенциала личности
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Оставить комментарий