А. В. Ермолин (1996) выявил, что при объяснении поступка «потребности» чаще называются лицами мужского пола, а «долженствование» — лицами женского пола. Это согласуется с данными ряда авторов, что школьницы больше предрасположены к усвоению общественных норм и требований.
Как показано Л. П. Кичатиновым (1989), мальчики во всех возрастах, кроме 4-5 лет, чаще, чем девочки, изъявляли желание мастерить, строить, конструировать. Это свидетельствует, что в процессе игры у них больше выражена преобразовательная деятельность. У мальчиков больше выражена потребность в занятиях спортом. Зато у девочек во всех возрастах больше выражены эстетические потребности.
В исследовании Ю. Е. Кочиевой и О. А. Шибалиной (2000) установлено, что мужчины демонстрируют большую потребность в познании, чем женщины.
Имеются, однако, и другие данные. Так, в исследовании А. И. Винокурова (1996) выявлено, что женщины статистически достоверно по сравнению с мужчинами имеют более высокий уровень как потребности в достижении, так и в избегании неуспеха.
Потребность достижения. Распространено мнение, что мужчины в большей степени, чем женщины, придают значение победам, превосходству, у них выше конкурентность, а у женщин потребность (мотив) достижения ниже, чем у мужчин, и они не склонны строить в отношении своей профессиональной карьеры далеко идущие планы. У женщин, занятых в традиционно женских сферах профессиональной деятельности (педагогика, социальная работа, сестринское дело), как показали исследования американских психологов, это действительно имеет место.
А по данным казанских психологов, потребность в достижениях у женщин несколько выше, чем у мужчин (соответственно 13,3 и 12,8 балла). Результаты моего исследования тоже показали, что у девушек чаще, чем у юношей, встречается высокий уровень мотива (потребности) достижения (32,2% против 20,0% у юношей). То же можно сказать и в отношении среднего уровня мотива достижения: у девушек он обнаружен в 60,7% случаев, а у юношей — в 48% случаев. Еще более резкие различия выявляются при сравнении юношей и девушек с низким уровнем мотива достижения: у девушек он только в 7,1% случаев, а у юношей — в 32,0%. В среднем для группы девушек мотив достижения равен 15,9 балла, а для группы юношей — 8,8 балла.
С другой стороны, в работе И. Мацака и Й. Безака (1973) показано, что при просьбе повысить темп точностной работы мотивация у мальчиков по сравнению с девочками оказалась более сильной. Выявлено также, что после поступления в школу девочки предпочитают работать с решенными задачами, а мальчики — с теми, с которыми не справились (Grandall, Rabson, 1960).
Однако Г. Н. Рыбка (2006) не выявила различий по мотиву достижения (методика Т. Элерса) между учащимися различного пола.
Исследования женской мотивации достижения строились из предпосылки, что успех женщин ограничивает только их гендерная роль в культуре. ...Многочисленные данные показывают, что женщины стремятся преуспеть в самых разных сферах (мужчины, по-видимому, не способны проявлять такую широту взглядов). Более того, женская потребность быть хорошим партнером и/или матерью может рассматриваться как осуществление потребностей женщин в присоединении, но вместе с тем ее также можно рассматривать как осуществление потребности в успехе в той сфере, которая традиционно считается женской (Doyle, Paludi, 1995). Тем не менее эта тема редко изучалась.
Палуди М., 2003, с. 281.
Показано, что профессиональные планы женщин, занятых в сфере коммерции, юриспруденции и медицины, оказались очень близки тем, которые строят в отношении своей карьеры мужчины, занятые аналогичными видами деятельности. Это соответствует выводу, который сделан в работе Макклелланда с сотрудниками (McClelland et al., 1953): половые различия в мотивах достижения необходимо рассматривать в соответствии с типом цели. Парадоксальность и неустойчивость половых различий в силе мотива достижения, получаемые в разных исследованиях, X. Хекхаузен (2001) тоже склонен объяснять различиями в том, какая ценностная ориентация превалирует у женщин — мужская (интеллектуальная) или женская (семейно-бытовая). Очевидно, именно с большей ориентацией на учебу можно связать лучшую успеваемость и больший мотив достижения в учебе у учащихся девочек и девушек по сравнению с учащимися мальчиками и юношами (Maccoby, Jacklin, 1978).
Многие ученые подчеркивают важность взаимоотношений родитель - ребенок в развитии у детей мотивации достижений. Например, родители могут иметь более высокие ожидания достижений от сыновей, чем от дочерей. Родители более удовлетворены уровнем достижения своих дочерей, чем сыновей, - даже тогда, когда нет различия между их академической успеваемостью (McGrath, Repeti, 2000).
Lips Н., 2008, р. 426.
Имеются три точки зрения на проявление мотива достижений у мужчин и женщин. Первая состоит в том, что женщины иначе мотивированы на достижения, чем мужчины; вторая — мужчины и женщины мотивированы разными потребностями: для женщин потребность в аффилиации (эмоциональном принятии) важнее, чем потребность в достижениях; третья — мужчины и женщины обладают мотивом достижений в равной степени, но реализуют его в разных видах деятельности (Ходырева Н. В., 1997).
Первая точка зрения находит подтверждение в данных Д. Спенса и Р. Хельм-райха (Spens, Helmreich, 1978). Мотив достижения изучался авторами в трех сферах: совершенствование, соревнование, достижение результата. На студенческой выборке было выявлено, что у женщин выше мотивация достижения результата, у мужчин — мотивация совершенствования и соревнования. В других выборках (спортсмены, бизнесмены, психологи) различия между мужчинами и женщинами по мотивации достижения результата и совершенствования были меньшими, а по соревновательности различия (в пользу мужчин) были такими же, как у студентов.
Аналогичные по сути данные получены Г. Н. Рыбка (2006): потребность достижения успеха в учебной деятельности больше выражена у девушек, а потребность достижения в спортивной деятельности — у юношей (рис. 8.2).
Эти данные могут объяснить различия в мотивах учебной деятельности студентов разного пола, выявленные в исследовании «Вопросы практической психодиагностики...» (1984): у мужчин больше была выражена направленность на получение знаний и профессии, а у женщин — направленность на получение диплома. Говоря другим языком, у женщин было более выражено стремление к достижению результата (в данном случае — получение диплома), а у мужчин — совершенствование (получение профессиональных знаний).
Мотив (потребность) избегания неудачи. Как показали Каган и Мосс (Kagan J., Moss Н. А., 1962), страх неудач и тенденция к избеганию неудач в детском возрасте коррелируют с аналогичными тенденциями во взрослом возрасте, но только у лиц женского пола.
М. П. Кубышкина (1996), изучавшая возрастные особенности мотива социального успеха, не обнаружила различий между юношами и девушками в распределении мотивационных тенденций (избегание неудачи, стремления к признанию, к соперничеству). Взрослые же женщины менее склонны к соперничеству, чем мужчины, они менее доминантны и активны, более склонны избегать неудач. Если у девушек надежда на социальный успех превалирует над мотивом избегания неудачи, то у женщин выявлено некоторое преобладание избегания неудачи над надеждой на социальный успех. Между юношами и мужчинами подобных различий выявлено не было. Автор предполагает, что девушки не менее юношей нацелены на социальную активность и ставят перед собой широкие задачи социальной самореализации, они столь же энергичны, не избегают соперничества и стремятся к признанию и деловому успеху. Обнаруженное же у женщин снижение стремления к признанию и соперничеству и усиление мотива избегания неудачи может свидетельствовать о том, что с годами происходит постепенная переориентация женщины с направленности на широкие социальные контакты и социальную активность на более узкие доверительные отношения и на семейный очаг.
Е. Фергюсон (Ferguson Е., 1976) считает, что у мужчин превалирует мотив успеха, а у женщин — мотив избегания неудач. К. Хорни тоже отмечает, что для юношей характерен доминирующий тип мотивации — ориентация на успех, у девушек доминирующая мотивация — избегание неудачи.
По данным Г. Н. Рыбка, мотив избегания неудачи больше выражен у лиц женского пола (см. рис. 8.2).
Выявлена тенденция, заключающаяся в том, что мотивация достижения у мальчиков находится в прямой зависимости с мотивацией достижения отцов и в обратной - матерей, при этом она детерминирована в основном средовыми факторами. Формирование мотивации достижения у мальчиков происходит под воздействием модели отцовского мотивационного поведения в ситуациях, связанных с достижением, а наличие у матери высокой мотивации достижения, напротив, затрудняет формирование такой же мотивации у сына. В формировании мотивации достижения девочек ведущую роль играют факторы наследственности, особенно это касается мотивации избегания неудачи.
Воробьева Е. В., 2007, с. 195-196.
Мотив (потребность) власти. И. Кант писал, что склонность к власти у женщины — черта характера не из последних. В подавляющем большинстве случаев она реализуется в семейных отношениях. Если же женщине не удается реализовать свое властолюбие в семье, она пытается сделать это в различных общественных сферах (участие в различных комитетах, комиссиях, выбор профессии учителя, психолога или журналиста). По данным Винтера (Winter, 1982), различия в потребности во власти мужчин и женщин проявляются не столько в степени, сколько в поведении (экспансивном побуждении, несдержанности). Мужчины с выраженной потребностью во власти более склонны участвовать в драках, азартных играх, употреблять алкоголь;'пытаться сексуально использовать женщин.