Понятие, признаки, структура административно-правовой нормы

Административно-правовые нормы являются разновидностью юридических норм, соответственно им присущи все признаки последних (правила поведения носят общеобязательный, формально-определенный характер, устанавливаются и охраняются государством и т. д.). Однако они обладают и рядом особенностей, вытекающих из специфики предмета отрасли.

Выделяют следующие признаки административно-правовых норм:

  1. определяют правила поведения субъектов в сфере государственного управления, но они не регулируют отношения между гражданами, негосударственными организациями, объединениями и внутри них;
  2. предназначены для обеспечения эффективного исполнения требований законов;
  3. принимаются достаточно широким кругом субъектов законодательной и исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов РФ;
  4. административно-правовые нормы имеют определенную иерархию (от конституционных норм, норм законов до норм, устанавливаемых непосредственно субъектами исполнительной власти);
  5. как правило, носят императивный характер, так как регулируют вертикальные отношения (властеотношения):
  6. имеют собственные юридические средства защиты — в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения административно-правовых норм наступает административная ответственность;
  7. носят универсальный характер, могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений (финансовых, земельных, таможенных и т. п.).

Административно-правовые нормы — это устанавливаемые и охраняемые государством правила поведения, регулирующие возникновение, изменение и прекращение общественных отношений в сфере государственного управления, в связи с охраной общественного порядка и разрешением административно-правовых споров.

Структура административно-правовой нормы — это ее внутреннее строение, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы. Традиционно выделяют три элемента в логической структуре административной нормы:

  1. гипотеза — часть нормы права, устанавливающая разнообразные обстоятельства, при наличии которых реализуется данная норма:
  2. диспозиция — часть нормы права, устанавливающая само правило поведения;
  3. санкция — часть нормы права, которая определяет меры государственного и иного воздействия в случае реализации (выполнения или невыполнения) правила поведения. Санкция административно-правовой нормы понимается в широком смысле и включает не только меры принуждения на случай невыполнения предписания, но и меры поощрения за совершение одобряемого государством варианта поведения.
Источник: 
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс, 2015. - 112 с.
Темы: 
Материалы по теме
Порядок осуществления безналичных расчетов
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Соотношение законности и правопорядка
Общая теория права и государства, под ред. Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Гражданство и правопреемство государств в отношении территории
Международное право. Общая часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук;...
Естественно-правовая теория
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Право граждан на обращение в органы государственной власти
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс...
Международные правовые основы внешнеэкономической деятельности
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Понятие правотворчества, его виды и принципы
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Понятие и принципы межбюджетных правоотношений
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Оставить комментарий