Политическая система общества — это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, осуществляющих власть, взаимоотношения между социальными группами и индивидами. Таким образом, в понятие «политическая система» обычно включают следующие структурные элементы:
- политические институты: «горизонтальные» ветви законодательной, исполнительной и судебной власти; ее «вертикальные» составляющие: власть центра, региональная власть, местное самоуправление; аппарат всех ветвей и составляющих власти; политические партии, другие группы интересов, средства массовой информации;
- политические отношения между структурами власти, между государством и гражданским обществом, между партиями по поводу власти;
- политическую культуру, под которой понимаются политические ценности, нормы и образцы поведения, а также отношение граждан к политической системе и правящему режиму на основании этих ценностей и норм;
- политические и правовые нормы (конституция, законы о политической деятельности, регламенты парламентов и других властных структур).
Необходимо отметить, что нормы и ценности определяются интересами доминирующих в обществе социальных групп. Так, после крушения коммунистического режима в странах Восточной Европы произошла коренная смена политической системы в этих государствах.
В качестве основных функций политической системы Г. Алмонд и Дж. Пауэлл выделили следующие:
- функция политической социализации, то есть процесса приобретения человеком политических знаний и ценностей, верований, ощущений, присущих обществу, в котором он живет;
- функция адаптации к внешней и внутренней среде;
- функция реагирования, с помощью которой политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы;
- экстракционная функция, с помощью которой черпаются ресурсы из внутренней или внешней среды;
- дистрибутивная функция, необходимая для согласования интересов различных групп внутри общества, содержание которой составляет распределение благ, услуг и статусов;
- регулирующая функция, реализуемая через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют люди и их группы, а также путем применения наказания в отношении нарушителей правил. В современном мире существуют два основных типа политических систем: демократическая и тоталитарная. Промежуточным типом является авторитарная политическая система, которая образуется на конституционной базе демократической системы.
Основные типологические (системные) черты демократической и тоталитарной политических систем представлены в табл. 3.
Политическая система СССР была, безусловно, тоталитарной. В структурном отношении она представляла собой замкнутую и жесткую конструкцию (см. схему 2). Ядром политической системы, как гласила Конституция СССР, являлась единственная правящая партия. Все население, от детей до пенсионеров, было «охвачено» официальными организациями, служащими сателлитами, приводными ремнями от партии к массам. Все политические идеи, программы генерировала партия, которая и приводила в движение всю политическую организацию. Таково было положение в СССР до реформ М. С. Горбачева.
В процессе реформирования замкнутая политическая система СССР начала «размыкаться». В центр политической системы были поставлены «всевластные» шветы, но разделение властей только намечено.
Политические партии поставлены в один ряд, но КПСС от роли «организующей и направляющей силы общества» перешла к роли первой партии среди равных партий.
Политические партии не играют большой роли, выборы проводятся на основе индивидуальных программ. Политические связи носят преимущественно центробежный характер, так как партии и общественные организации не обладают пока достаточным влиянием. Это — размыкающаяся система или тоталитарная политическая система в процессе трансформации, который отражает смысл политической реформы М. С. Горбачева в 1988-1990 гг. (см. схему 3).
Дальнейшие реформы и, главное, принятие Конституции в 1993 г. привели к полному «размыканию» политической системы России. Новые партии не только выровнялись в своем политическом значении с компартией, но и обошли ее. Общественные организации и граждане получили все возможности политического участия. Политические отношения между государством и гражданским обществом (партиями и общественными организациями) стали двусторонними. Проведено разделение властей и определены функции каждой ее ветви. Вместо советов — профессиональный парламент и местное самоуправление. Общественное мнение оказывает значительное влияние на решения властей. Политические связи носят взаимный характер (см. схему 4).
Правовой основой политической системы демократического государства, как следует из показанной выше ее структуры, является Конституция, которая определяет политическое устройство, характер взаимоотношений общества и органов государственной власти, права и свободы человека, порядок и принципы образования органов власти. Современная политическая система России определена Конституцией, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.