Как уже было отмечено ранее, наиболее полное представление о структуре политической системы общества дает структурно-функциональный подход, который представляет ее в виде следующих подсистем (элементов): институциональная, коммуникативная, нормативная, идеологическая и культурная.
Анализ вышеперечисленных подсистем показывает, что ведущая роль в политической системе общества принадлежит институциональной подсистеме, которая обеспечивает ее целостность и стабильность, формирует нормативно-правовую базу и другие средства воздействия на общество и представляет собой политическую организацию общества.
Институциональная подсистема включает в себя совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. Составляющие институциональную подсистему элементы в теории условно подразделяются на следующие группы:
- Собственно политические: это те организации, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть - государство (стержневой элемент системы), политические партии и отдельные общественные организации, имеющие политический характер.
- Несобственно-политические: профсоюзы, молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы, экологические движения и др.
- Неполитические организации - организации, имеющие в своём содержании лишь незначительный политический аспект.
Идеологическая подсистема состоит из совокупности различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни общества. Данная подсистема функционирует на следующих уровнях: теоретический - политическая идеология (формы проявления: взгляды, принципы, лозунги, идеалы, концепции, теории и т.д.); эмпирический -политическая психология (формы проявления: чувства, настроения, эмоции, мнения, традиции, предрассудки и т. д.). Структурно подсистема состоит из следующих компонентов: индивидуальные идеи и взгляды; классовые (групповые) воззрения; общечеловеческие (межклассовые, межгрупповые) представления.
Нормативная подсистема выступает как совокупность различных политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы. В структуру данной подсистемы входят: правовые нормы (конституция, законы, нормативные акты); нормы деятельности общественных организаций; неписаные обычаи и традиции; этико-моральные нормы.
Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации осуществления и развития политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики. Коммуникативная подсистема включает следующие виды отношений (по социальной направленности): политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя; политические отношения, выражающие интересы оппозиционно-умеренных или революционных сил.
Культурная подсистема представляет собой интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения. Культурная подсистема обеспечивает: стабильность политической системы общества через достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя; единство различных слоев населения через установление связи между участниками политического процесса как «по горизонтали», так и «по вертикали» в соответствии с иерархией политической системы; прочность социальной базы политической власти правящей элиты; возможность предвидеть реакцию населения на принимаемые политико-управленческие решения через создание условий для эффективного развития политической системы и общества в целом; воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Отдельно необходимо выделить элементы функционального процесса, который показывает, как действуют, взаимодействуют на практике вышеперечисленные элементы политической системы (подсистемы). К нему относятся: политические действия (митинги, демонстрации, забастовки, собрания, сходы, шествия, пикеты и др.); политические процессы (процессы формирования парламента и общественного мнения, которые характеризуются длительностью, протяженностью во времени, состоят из ряда последовательных действий); акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы (например, одна из функций политической партии - выдвижение кандидатов в выборные государственные органы, следовательно, фактическое выдвижение кандидата и будет являться актом реализации функции политической партии).
Такова структура политической системы общества с точки зрения распространенного в западной политологии структурно-функционального подхода.
В отечественной политологии наиболее распространенной является четырехэлементная структура политической системы, в состав которой входят: политическая организация общества, политические отношения, политическое сознание, политические и правовые нормы.
Политические отношения - отношения, складывающиеся между классами, социальными группами, нациями, государствами по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти, в связи с выработкой и проведением в жизнь политики, которая определяет направление, содержание и цели развития общества.
Политическое сознание - осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, социальными группами, всем обществом). Содержанием политического сознания выступает совокупность соответствующих знаний и оценок.
Политические и правовые нормы - конституционные положения, законы государства, уставные нормы политических и общественных организаций, традиции и обычаи, выступающие регулятором существующих в обществе отношений и закрепляющие основные принципы деятельности их субъектов.
Политическая организация общества - совокупность политических институтов, включающих государство, политические партии и движения, массовые общественные организации, через деятельность которых осуществляется политическая власть, политическое руководство и управление общественными процессами. Являясь ведущим элементом политической системы общества, политическая организация выступает в качестве ее материального носителя. В ней как бы материализуются политические отношения, политическое сознание, политические и правовые нормы.
Как и любая система, политическая система общества обладает определенными функциями. Под функциями политической системы понимается любое ее стандартизированное действие, которое способствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшего развития. Мировая практика показывает, что функции политической системы постоянно развиваются, обновляются с учетом конкретной исторической обстановки. Обычно выделяют следующие функции:
- Политическое руководство (управление) обществом (управление общественными делами) - предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания.
- Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция).
- Регулятивная функция, которая связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе, а также с системой ценностей, в которых находят свое выражение наиболее существенные и распространенные в обществе представления, взгляды и воззрения, объединяющие и связующие воедино более или менее разрозненные его части.
- Мобилизационная функция обеспечивает максимальное использование ресурсов общества.
- Дистрибутивная функция направлена на распределение ресурсов и ценностей между его членами.
Легитимация - достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.
С функционированием политической системы связан вопрос о ее эффективности. Политическая система эффективна тогда, когда она выполняет свои функции. Так как они разнообразны, то и проблема эффективности выглядит неоднозначно.
Таким образом, структура политической системы многообразна, а процесс ее функционирования эффективен тогда, когда она объединяет общество; сохраняет свою целостность и автономию от общества; формирует гармоничные отношения со средой.