Понятие и признаки бюджетно-правовой ответственности

Одной из наиболее важных гарантий реализации должного бюджетного обеспечения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина в бюджетной сфере является ответственность за нарушение бюджетного законодательства. С ее помощью решаются задачи строгой регламентации отношений в области публичных доходов или расходов, обеспечения социальной стабильности в бюджетной сфере, охраны общества от нарушений бюджетного законодательства.

До недавнего времени правовые нормы об ответственности в бюджетной сфере не были кодифицированы. Такие нормы содержались в федеральных и региональных законах о бюджете на соответствующий финансовый год, утратившем силу Законе РФ от 15.07.1992 № 3303-1 «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу», Положении о Министерстве финансов Российской Федерации и Положении о Федеральном казначействе.

Неуклонный рост правонарушений в сфере образования и расходования бюджетных фондов обусловил включение законодателем в БК охранительных норм, устанавливающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Бюджетно-правовая ответственность, являющаяся институтом бюджетного права, выступает одновременно в качестве разновидности финансово-правовой ответственности как самостоятельного вида ответственности.

В БК не дано определения понятию «бюджетно-правовая ответственность», есть только определение нарушения бюджетного законодательства. Согласно ст. 306.1 БК бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого БК предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Ответственность за нарушения бюджетного законодательства не сводится только к бюджетно-правовой ответственности. В зависимости от возрастания степени общественной опасности оснований «ответственности за нарушения бюджетного законодательства», в ее содержании выделяются «бюджетно-правовая ответственность», «административная ответственность», «уголовная ответственность».

Ответственность за нарушения бюджетного законодательства — это обязанность лица, нарушившего бюджетное законодательство, претерпеть лишения имущественного характера в результате применения к нему государством в лице органов, исполняющих бюджет или ответственных за его исполнение, а также суда соответствующих мер принуждения.

Таким образом, бюджетно-правовая ответственность — это применение к субъекту бюджетного правонарушения (субъекту РФ, государственному органу, органу местного самоуправления) мер публичного государственного принуждения, выражающаяся в установлении отрицательных последствий для нарушителя, которые заключаются в наложении на него дополнительных обременительных обязанностей, предусмотренных санкцией нарушенной бюджетно-правовой нормы, в строго определенном для этого процессуальном порядке.

В связи с тем что в настоящее время БК ориентирован на ответственность участников бюджетного процесса, а ответственность должностных и юридических лиц установлена в КоАП, физических лиц — в УК, субъект ответственности является критерием разграничения бюджетной, административной и уголовной ответственности.

Бюджетно-правовая ответственность характеризуется следующими признаками:
• наступает за бюджетное правонарушение;
• выражается в применении к правонарушителю санкций бюджетно-правовых норм. Бюджета о-правовые санкции установлены в БК. Правом применения бюджетно-правовых санкций наделены Минфин России, Федеральное казначейство, Росфиннадзор, контрольно-счетные палаты субъектов РФ, органы, исполняющие бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
• влечет для правонарушителя определенные отрицательные последствия имущественного характера. Это обусловлено спецификой бюджетно-правовых санкций, имеющих имущественный характер и, таким образом, воздействующих на экономические интересы правонарушителей. В сфере бюджетной деятельности государство стремится получить возмещение ущерба, причиненного ему бюджетным правонарушением и наказать правонарушителя, но в форме, присущей сфере бюджетно-правового регулирования, т.е. в денежной форме;
• реализуется в специфической процессуальной форме. Так, письмом Федерального казначейства от 18.06,2009 № 42-7.4-05/5.4-344 определен порядок применения к нарушителям бюджетного законодательства меры принуждения в виде изъятия в бесспорном порядке денежных средств бюджета субъекта РФ;
• правонарушитель несет ответственность перед всем обществом как источником публичной власти.

Источник: 
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд., перераб. и доп.
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.