Понятие и основные признаки конфликтов. Конфликт и журналистика

В современной науке отсутствует согласие в определении понятия «конфликт». Основные сложности здесь связаны с тем, что конфликт как социальный феномен представляет собой сложное явление, которое может находить проявления в различных сферах жизнедеятельности общества. Существует упрощенная дефиниция конфликта, в соответствии с которой он определяется как столкновение сторон, мнений и сил. В то же время при использовании такого подхода к конфликтам можно было бы причислить большое количество явлений, отнесение которых к конфликтным является спорным: речь идет, к примеру, о спортивных соревнованиях, различных дискуссиях, спорах и т. д. В данной ситуации необходимо в первую очередь обозначить признаки конфликта, выделить его сущностные характеристики. К числу таких признаков можно отнести «субъектность», которая предусматривает наличие людей как участников конфликта, обладающих способностью к совершению осознанных действий. Исходя из этого, к конфликтам нельзя относить противостояния в мире животных, или такие случаи, когда невозможно определить конкретные противоборствующие стороны (конфликт Востока и Запада, человека и природы и т. д.).

Конфликт, как правило, характеризуется наличием двух основных сторон или полюсов, противостоящих друг другу, причем те субъекты, которые представляют эти стороны (в качестве этих субъектов могут выступать индивиды, социальные группы, организации, страны), характеризует наличие представлений о существовании у них определенных несовместимых целей. Одним из признаков конфликта является восприятие сторонами ситуации как конфликтной. На практике у сторон конфликта могут быть объективные причины для противостояния: в качестве примера можно привести конфликт, возникающий между работниками предприятия и его руководством по причине крайне неблагоприятных условий труда. В то же время в действительности причиной конфликта могут стать и субъективные факторы, связанные с раздражительностью, плохим настроением, когда руководитель организации или рядовой сотрудник могут начать придираться по пустякам к своим подчиненным и коллегам. В науке употребляется понятие псевдоконфликтов, фальшивых или ложных конфликтов, к числу которых относятся конфликты, возникающие в результате неверного понимания, восприятия, ошибок в коммуникации. В целом конфликт предполагает наличие открытой борьбы, которая проявляется в конфликтном поведении или активном противодействии оппоненту, выражающемуся в различных действиях насильственного и ненасильственного характера.

Известные отечественные конфликтологи А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов выделяют пять простых и четыре сложных форм борьбы в конфликте. Так, к простым формам были отнесены:

  • бойкот;
  • саботаж;
  • травля (преследование);
  • словесная агрессия (выдвижение обвинений, неблагоприятных мнений, оскорбления, распространение сплетен);
  • физическая агрессия (нападения, драки, убийства, теракты, вооруженная борьба).

В свою очередь, к сложным формам борьбы данные исследователи причислили революцию; войну; общественный протест (публичные действия с выражением неодобрения кого-то или чего-то); бунт (массовое стихийное выступление). По мнению другого специалиста в области конфликтов, А. В. Дмитриева, о начале конфликта свидетельствует прохождение следующих трех этапов: на первом этапе один из участников действует в ущерб другому сознательно и активно; на втором этапе противоположная сторона осознает, что действия были направлены против его интересов; на третьем этапе вторая сторона предпринимает активные действия против первой.

Как следует из приведенных высказываний, в конфликте принимают участие как минимум две конфликтующие стороны, которые, как правило, испытывают друг к другу негативные эмоции. Наличие эмоций негативного характера, несовместимых целей, активной борьбы друг против друга — все это отличает конфликт от других жизненных ситуаций. В то же время чувство враждебности одного лица по отношению к другому еще не обязательно предполагает наличие конфликта, если отсутствует активное конфликтное противоборство, возникающее вследствие несовместимых целей. На существование конфликта не всегда указывают наличие борьбы, желание одержать победу над соперником: противоборство присутствует и во время дискуссии, спортивных соревнований, которые не всегда сопровождаются негативными эмоциями и несовместимыми целями их участников. Напротив, участников дискуссии может объединять позитивная цель, связанная с улучшением функционирования того или иного объекта, решения определенной задачи. Несовместимые цели участников конфликта могут иметь разнообразный характер: в специальных исследованиях выделяются три основные группы причин, из-за которых происходит возникновение несовместимых целей: ресурсы, роли и ценности. К числу основных видов ресурсов, могущих вызвать несовместимые ценности, относятся материальные ценности, власть и престиж.

В целом конфликт можно определить как процесс, в котором два или более взаимозависимых субъекта демонстрируют убеждение, что у них есть несовместимые цели (из-за ресурсов, ролей, ценностей) и используют друг против друга сопровождающееся негативными эмоциями конфликтное поведение, чтобы добиться своих целей.

Как справедливо отмечает О. П. Герасимович, знания о конфликтах необходимы для представителей журналистской профессии, поскольку они «не только готовят материалы о конфликтах, но и сами оказываются в конфликтных ситуациях».

По этой причине журналистам необходимо иметь представления о сущности и специфике конфликта, владеть навыками выстраивания наиболее оптимальной позиции по отношению к проблеме, противоборствующим сторонам в конфликте. Журналистика сама по себе является конфликтогенным видом деятельности, что обуславливает объективную потребность в умении выбирать наиболее оптимальную стратегию поведения в ситуации конфликтного противоборства, будь то конфликт в журналистской редакции или конфликт с источником информации. Как указывается в специальных пособиях по конфликтологии журналистики, начинающему журналисту достаточно непросто научиться профессионально освещать конфликты: для этого необходимы не только знания в области теории конфликта, но и определенная практика.

С точки зрения Вильгельма Кемпфа, являющегося экспертом в области конфликтологии журналистики, для того «чтобы делать хорошую журналистику, журналистам нужны знания, компетентность и квалификация, которые выходят за пределы традиционной журналистской профессиональной подготовки и позволяют им противодействовать ошибочным восприятиям реальности, располагающим к эскалации».

В социологии получило широкое распространение общее представление о том, что существование конфликтов является неизбежным в любых обществах в различные периоды их развития. Не все конфликты выполняют позитивные функции, поэтому задача науки и практики состоит в том, чтобы научиться управлять конфликтными противоборствами, разрешать конфликты наиболее оптимальными способами, контролируя при этом негативные проявления конфликтов и используя их позитивные возможности для улучшения условий жизни в обществе, выстраивания более эффективных отношений между людьми. Интересно, что в зарубежной конфликтологии существует концепция «конфликт как суть новостей» (conflict is news), согласно которой «большая часть новостей, передаваемых по каналам СМИ, сообщает о конфликтах»1. При этом влияние самих журналистских материалов на конфликтное противоборство может быть как конструктивным, так и деструктивным. Журналистика выступает в качестве важнейшего социального института, который обеспечивает информационное сопровождение конфликтов и обладает способностью воздействовать на различные противостояния. К функциям журналистов относится сбор, обработка и распространение информации о конфликтах, включающей сведения об их участниках, причинах, возможных последствиях противоборств, способах разрешения конфликтов. Информация подобного рода передается не только участникам конфликтов, но и многочисленной аудитории средств массовой информации (так называемой массовой аудитории).

С точки зрения А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова, роль СМИ в регулировании конфликтов состоит в «комплексном и всестороннем управляющем воздействии на общественное сознание, конкретных участников конфликта в целях его конструктивного завершения».

По мнению данных авторов, зачастую единственным способом прекращения развития конфликта является публичное изложение альтернативных точек зрения, широкое обсуждение конфликтной ситуации. Воздействие средств массовой информации на конфликты осуществляется посредством передачи информации, а также организации обсуждения проблем, лежащих в основе конфликтного противоборства (такое обсуждение может организовываться в рамках специальных круглых столов с участием сторон конфликта, различных телевизионных дискуссий). В развитии конфликта важнейшую роль играет информация: именно она определяет возникновение конфликтов, а также их развитие и завершения. Эффективному управлению информационными процессами во время различных конфликтных противоборств благоприятствует наличие точных и полных сведений, в то время как проблемы в информационной сфере конфликтов, напротив, способствуют созданию пространства для слухов, непроверенных сведений.

Ключевые слова: Конфликт
Источник: Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Материалы по теме
Определение конфликта
Менеджмент. Учебное пособие
Педагогические конфликты
Стасенко В.Г., Психология общения
Конфликты мотивов
Хайнц Хекхаузен, Психология мотивации достижения
Характеристики социального конфликта
Фролов С.С., Основы социологии
Двойственный характер функций конфликта
Анцупов А.Я., Конфликтология
Общая типологизация конфликтов
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Причины проблем в отношениях между родителями и детьми
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Конфликтные действия в социальном конфликте
Соколов С.В., Социальная конфликтология
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий