Назначение лидерства как социального института. Институт лидерства возник давно. Его появление отражало объективную потребность в упорядочении и согласовании нарастающего многообразия социальных интересов людей в целях их цивилизованного совместного проживания. Эта естественная политическая функция обусловливает появление человека, способного наиболее полно выразить идею, объединяющую все социальные группы, четко сформулировать цели, отвечающие общим интересам, и повести за собой людей для их реализации.
Лидерство — понятие многогранное, оно изменялось вместе с развитием общества. Первоначально, в примитивных обществах, где еще не осознаны частные интересы автономной личности, а существуют потребности нерасчлененного «целого» (рода, племени), функции лидера выражены слабо. Они сводятся в основном к обеспечению физического выживания общинников, соплеменников.
Рост разнообразия потребностей, появление новых видов деятельности вследствие разделения труда (выделение земледелия, скотоводства, ремесел, торговли, умственного и физического труда) существенно усложнили социальные отношения. Сложная организованная система, какой становилось общество, все больше нуждалась в упорядочении поведения индивидов, гармонизации и согласовании человеческих потребностей и действий. Эту функцию упорядочения и стал осуществлять политический лидер путем определения общих целей, способов их достижения, распределения ролей и функций внутри общества.
Идея лидерства в истории политической мысли
Этико-мифологическая интерпретация феномена лидерства. Реализация естественной политической
функции, состоящей в придании отношениям между людьми целесообразности, разумности, упорядоченности, обусловила стремление осмыслить сложную природу лидерства. Уже в древности политика, история изучались сквозь призму людей, управлявших и руководивших другими. Сложилась этико-мифологическая интерпретация феномена лидерства, согласно которой право на руководство обосновывалось их высокими моральными качествами и достоинствами. Лидеры представали в образе героев, наделенных особыми физическими качествами и нравственными добродетелями.
Платой изображал лидера человеком, имеющим прирожденную склонность к знанию, характеризующимся правдивостью, решительным неприятием лжи, любовью к истине. Его отличают скромность, благородство, справедливость, великодушие, духовное совершенство. Таким, по мнению Платона, является прирожденный философ. Право философов на политическое господство античный мыслитель обосновывал тем, что они созерцают нечто стройное и вечно тождественное, не творящее несправедливости и от нее не страдающее, полное порядка и смысла.
Он верил: подражая этому, лидеры внесут то, что они находят в мире идеального бытия, «в частный общественный быт людей», сделают человеческие нравы угодными Богу. Лидеры, в понимании Платона, выступали подлинными творцами истории. Философ писал:
Достаточно появиться одному такому лицу, имеющему в своем подчинении государство, и человек этот совершит все то, чему теперь не верят.
В труде «Параллельные жизнеописания» греческий писатель и философ Плутарх (ок. 45 — ок. 127) продолжил платоновскую традицию изображения идеального образа лидера. Он создал блестящую галерею образов греков и римлян, следовавших, по описанию Плутарха, высоким моральным нормам и принципам.
Этико-мифологическая традиция в анализе политического лидерства сохранила свое влияние и в Средневековье, привнося в нее значимость богоизбранности лидеров в отличие от простых смертных.
Теория лидерства Макиавелли. Новый этап в осмыслении идеи лидерства связан с Макиавелли, сформировавшим традиию политического реализма. Он перенес проблему политического лидерства из области воображаемого и должного в плоскость реальной жизни, а также обозначил прикладные аспекты эффективного лидерства. В работах «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» Н. Макиавелли определил природу, функции и технологию лидерства. Выявить содержание лидерства ему помогли наблюдения за реальным поведением правителя и его взаимоотношениями с подданными.
В основе поведения людей, по Н. Макиавелли, лежат два главных мотива: страх и любовь. Их и должен использовать правитель. В идеале при осуществлении власти лучше сочетать оба мотива. Однако в реальной жизни это почти недостижимо, поэтому для личной выгоды правителя лучше держать подданных в страхе. Но надо поступать так, чтобы страх не перерос в ненависть, иначе лидера могут свергнуть возмущенные подданные. Чтобы этого не произошло, лидер не должен посягать на имущественные и личные права граждан.
Кроме страха и любви поведением людей правит честолюбие. Оно присуще каждому человеку, и лидеру важно знать, кто честолюбивее и потому опаснее для него как правителя: желающие сохранить то, что имеют, или стремящиеся приобрести то, чего у них нет. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедные жаждут приобретения точно так же, как и богатые. Оба мотива к власти, за которыми нередко прячется обыкновенная страсть к разрушению, одинаково порочны. И богатые, имеющие в своем распоряжении рычаги власти, и бедные, стремящиеся завоевать эту власть, в принципе ведут себя одинаково. Аморализм не зависит от социального происхождения, он продиктован самим участием в борьбе за власть.
Технология прочного, стабильного лидерства, по Н. Макиавелли, состоит в умелом сочетании средств поощрения и наказания. Люди мстят, как правило, за легкие обиды и оскорбления. Сильное давление лишает их возможности мстить. Лидер, стремящийся к абсолютной власти, должен держать подданных в таком страхе, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление. Благодеяния и добрые дела правильнее расточать по капле, чтобы подчиненные имели достаточно времени для благодарной оценки. Поощрения должны цениться только тогда, когда они выполняют свое предназначение. Наградами и повышением по службе дорожат тогда, когда они редки, когда раздаются помалу. Напротив, отрицательные стимулы, наказание лучше осуществлять сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, нежели растянутая во времени.
Строя теорию лидерства на взаимоотношениях «правитель — подданные», Н. Макиавелли выводил из данного взаимодействия характер самого лидера. Мудрый лидер соединяет в себе качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство). Следовательно, он включает как прирожденные, так и приобретенные качества. Роль лидера в обществе обусловлена функциями, которые он призван выполнять. Среди важнейших функций Н. Макиавелли выделил:
- обеспечение общественного порядка и стабильности в обществе;
- интеграцию разнородных интересов и групп;
- мобилизацию населения на решение общезначимых целей.
В целом теория лидерства Н. Макиавелли содержит в себе четыре основных положения:
- власть лидера коренится в поддержке его сторонников;
- подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них;
- лидер должен обладать волей к выживанию;
- правитель — всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.