Понятие «духовный кризис» в психологии

Понятие «духовный кризис» еще не стало общеупотребимым в психологии, и поэтому его нередко трактуют как синоним понятия «экзистенциальный кризис». Но тем не менее анализ трактовок духовного кризиса позволяет выявить некоторые отличия его от экзистенциональных кризисов.

Согласно классификации В. В. Козлова, в которой основанием считаются три базовые подструктуры личности (Я-материальное, Я-социальное и Я-духовное), выделяются три вида кризисных состояний: материальные, социальные и духовные (Козлов В. В., 2007).

Ведущими паттернами при переживании духовных кризисов являются обращение к Богу, размышление о смысле жизни, кардинальное изменение системы ценностей, переживание одиночества и ощущения несправедливости жизни.

В большинстве описаний духовные кризисы связывают с переломными этапами жизни и эмоционально трудным процессом глубокого психологического преображения, затрагивающего все уровни существования индивида. Чаще всего они проходят в форме неординарных (измененных) состояний сознания, сопровождаются сильными эмоциями, яркими видениями и другими изменениями чувственного восприятия, необычными мыслями, а также разнообразными физическими проявлениями. Темы таких эпизодов часто включают в себя последовательности (или метафоры) психологической смерти и возрождения, переживания, которые трактуются как воспоминания прошлых жизней, сопровождаются чувством единства с Вселенной, встречи с различными мифологическими существами, и другие сходные мотивы. Характер эмоциональных переживаний часто обладает большой амплитудой — от чувства блаженства до ужаса и отчаяния. Интенсивность переживаний и их специфика нередко имеют признаки психопатологической симптоматики. Содержание переживаний, как правило, включает в себя представления о добре и зле, правильности или неправильности отношений и поведения, мыслей и чувств. Выраженность эмоций интенсифицирует оценочную функцию и может создавать основу для видения эталонов человеческой жизни и проявлений духа.

Амбивалентность эмоций усиливает переживания несоответствия с этими эталонами своей реальной жизни, мыслей, чувств, поступков и провоцирует угрызения совести, чувства вины, греховности. Именно данные чувства и их интенсивность и глобальность являются первым из трех отличий духовного от экзистенциального кризиса.

Второе отличие — присутствие трансцедентальных и трансперсональных переживаний человека, в частности — религиозных.

Третье отличие заключается в акценте на эмоциональной модальности неординарных состояний сознания (измененных состояний сознания). Это модель «Рая и Ада» или описанная Эрихом Фроммом модель «синдрома роста» и «синдрома распада». В концепции Э. Фромма есть два противоположных мира, в которых субъективно находится человек. Первый из них — холодный, безжизненный, темный, безразлично жестокий и механический, в нем человек ощущает себя мелким неодушевленным «винтиком» мира. Другой — теплый, живой и светлый, изменчивый и неожиданный, в нем человек ощущает себя небольшой, но важной и живой его частью, неразрывно связанной со всеми его частями, где любое его движение отзывается во всей вселенной (Фромм Э., 1992).

Так как в остальном духовный кризис практически идентичен экзистенциальному, то условия и причины его возникновения такие же. То есть, если основные смыслы человеческого существования не разрешаются на каком-то этапе и в каком-то приближении, то возникает экзистенциальная пустота и человек вплотную сталкивается с абсурдом существования. В такой момент жизнь становится попыткой превозмочь абсурд человеческого существования.

Основой преодоления духовного кризиса является процесс понимания и принятия человеческих переживаний и страданий как естественной и необходимой составляющей жизни, которая именно и позволяет человеку чувствовать себя живым и дает ему возможность по-настоящему быть счастливым.

Наиболее вероятен выход из кризиса через принятие религии и опыта религиозных переживаний (Джеймс У, 1993).

Ключевые слова: Кризис, Религия
Источник: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. — 748 с.
Материалы по теме
Причины возникновения и существования религии
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Виды государственного регулирования кризисных ситуаций
«Антикризисное управление. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008
Религия инков
История религии. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавров / под ред. И. Н. Яблокова. — 4-е изд...
Классификация индивидуальных жизненных кризисов
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Религиозный фанатизм
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Наркотики и религиозный опыт
...
Органы чувств и религия
...
Антикризисный менеджмент
Корпоративный менеджмент
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий