Политический иррационализм Фридриха Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) — немецкий философ-иррационалист, волюнтарист, поэт. Родился в саксонской деревне Реккен (близ Лютцена), в семье лютеранского пастора отдельного прихода. Образование и воспитание получил в знаменитой монастырской школе Пфорты (недалеко от Наумбурга). Учился в Боннском и Лейпцигском университетах. В 1869-1879 гг.— профессор классической филологии Базельского университета.

Творческую эволюцию Ницше можно охарактеризовать как углубление, радикальное заострение воинствующей аристократической мировоззренческой позиции. У него нет систематически разработанного учения о государстве, политике, праве. По Ницше, мораль, общество, государство, политика приобретают смысл лишь «в широком контексте культурологических положений и идей». По его концепции, государство, законодательство, политика — лишь служебные определения, средства, орудия, инструментарий культуры, проявления «космической игры сил и воль».

Мировая воля, подобно кантовской «вещи в себе», управляет миром, человеческой жизнью. Если у Шопенгауэра все учение представляет собой морфологию воли, то у Ницше — морфологию воли к власти. Различные воли находятся в постоянном столкновении и борьбе, ибо каждое специфическое тело (общество, государство, обычай, авторитет) стремится к максимуму силы и власти, сталкиваясь с притязаниями других. Итог столкновения — вступление в соглашение с родственными силами, а заговор направляет на завоевание власти.

Вся социально-политическая история характеризуется Ницше как борьба двух воль к власти: воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада). Средством рождения привилегированного культурного человека и господства его над остальной массой является государство. Именно «железные тиски» государства создают условия для расцвета гения и искусства.

«Более высокое, искусство, культура там, — пишет он в книге «Человеческое, слишком человеческое», — где существуют различные человеческие касты: касты принудительного труда и касты свободного труда».

Соответственно этому Ницше различает два основных типа государства: аристократический (высший тип) и демократический (упадническая форма). Современное народное («плебейское») государство не может быть союзником новой аристократической культуры. Только идеальное государство может положить конец «демократической разноголосице».

Смысл ницшеанского антиэтатизма — потеря всяческих надежд на современное государство как на средство создания новой аристократической культуры. Трудности ситуации Ницше выразил словами «Бог умер». Это означает, что сверхчувственный мир лишился своей действительной силы созидать, утратил свою обязанность влияния на чувственный мир, высшие ценности обесценились. Нравственный закон, авторитет разума утратили свое назначение, и идеальный мир никогда не удастся осуществить в пределах реального мира.

Провозглашая новую переоценку ценностей вместо старой христианской «морали рабов», Ницше, до существу, стремится возродить новую «мораль господ» в откровенной и жестокой форме, согласно которой «высший человек» совершенно свободен в поступках по отношению к низшим. «Высший человек», или «сверхчеловек», как новый тип человеческой породы выступает у Ницше в качестве субъекта «морали господ». «Новый господин мира» («вождь, фюрер») становится у него основой новой мифологии.

В книге «Так говорил Заратустра» — в этой своеобразной библии ницшеанства — устами Заратустры (легендарного основателя зороастризма) в притчах, поучениях, афоризмах изложена своеобразная программа преодоления существующего антропологического типа ради торжества сверхчеловека, отличительной чертой которого является творческая мощь, не связанная никакими моральными ограничениями. Имморализм, по Ницше,— «великая политика добродетели», образец которого — макиавеллизм, требующий свободы моралиста от морали, применяющий любые средства (насилие, ложь, клевету, несправедливость) в целях достижения «эпохи сверхчеловека».

В период становления и всеобщей борьбы за приближение новой эпохи и самоупразднения современного человека Ницше признает необходимость войн (в духовном и историческом смысле) и «большой политики». Политика, по Ницше, растворяется в духовной войне, с помощью которой «все формы старого общества, покоящиеся на лжи, взлетят в воздух». Он с уверенностью произносил пророческие слова:

«Будут войны, каких еще не было, на земле, только с меня на земле начинается большая политика», и только с достижением новой эпохи, «постепенным пересозданием образа мыслей справедливость должна стать во всех большей, инстинкт насилия должен всюду ослабеть».

Ницше вряд ли предполагал, что его идеи радикального вызова обществу и пророческий политический пафос могли оказать влияние на его современников. Для одних он был позитивистом, для других — натуралистом. Одни считали его гуманистом, другие — мизантропом, ненавистником человеческого рода. Однако политическая и философская ситуация XX в. действительно характеризовалась постоянным возрастанием влияния идей Ницше.

Ключевые слова: Ницше, Иррационализм, Политика
Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Политический иррационализм Артура Шопенгауэра
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Иррационистическое направление в философии - А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Определение, предмет и методы политологии
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Теоретический спор реалистов и идеалистов о понимании мировой политики
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
СМИ как политический институт
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Региональная политика Китая
Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И., Основы региональной политики: Учебник - СПб.: Изд-во...
Утопический социализм XIX в. Анри де Сен-Симон
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические партии и государственная политика
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Оставить комментарий