Политические учения Мелье, Морелли, Мабли

Жан Мелье

Жан Мелье (1664-1729) — французский философ-материалист, атеист, утопический коммунист, автор известного сочинения «Завещание», опубликованного в трех томах в 1864 г. в Амстердаме. Родился в зажиточной семье сельского ткача. В 23 года Жан Мелье получил сан священника и в течение 40 лет, до самой смерти, в качестве духовного наставника обслуживал приход в деревне Этрепинье. Хорошо осведомленный о жизни крестьян, он полностью разделял все то, чем жили, о чем думали, к чему стремились его прихожане.

Считая непримиримыми противоречия между народом и «сильными мира сего», Мелье отвергал мысль о «просвещенном государе», служащем обществу. Обличая тиранические порядки абсолютистской Франции и видя безысходность положения крестьян, угнетаемых дворянами и духовенством, Мелье призывал народ к революции.

В «Завещании» он набросал контуры идеального коммунистического общества, в котором все люди одной местности объединяются в единую семью-общину с общим владением всеми благами, где все трудятся и любят друг друга, как братья. Тиранические порядки — результат того, что у народа нет ясного сознания тяжести своего положения, его причин и своей силы. Народ обманут и подавлен предрассудками, главную роль среди которых играет религия, которую Мелье подверг разносторонней критике. Он учил, что народ, для которого правители должны быть слугами, установит новый строй с помощью просвещения, объединения, путем освободительной борьбы (эта революционность отличала воззрения Мелье от идей других утопистов XVIII в.).

Свою рукопись «Завещание» Мелье начал так:

«Я видел и познал ошибки, заблуждения, бредни, безумства и злодеяния людские. Я почувствовал к ним ненависть и отвращение. Я не осмелился сказать об этом при жизни, но я скажу об этом, по крайней мере, умирая и после смерти. Пусть знают, что я составляю и пишу настоящий труд, чтобы он мог служить свидетельством истины для всех тех, кто его увидит и прочтет, если им будет угодно».

Сочинение Ж. Мелье полностью не публиковалось целых два столетия. В XVIII в. Вольтер составил краткое «Извлечение» из труда Мелье и бесплатно разослал по многим адресам. В 1882 г. Гольбах опубликовал книгу «Здравый смысл кюре Мелье», которая по приговору парижского парламента была сожжена.

Морелли

Морелли (XVIII в.) — французский писатель, философ, политический мыслитель, один из ранних провозвестников утопического коммунизма. Достоверных биографических данных о Морелли не сохранилось. Взгляды Морелли наиболее обстоятельно развиты в поэме «Базилиада» и трактате «Кодекс природы, или Истинный дух ее законов»(1755).

В первом из названных трудов описывается коммунистическое общество, якобы существующее в одной из дальних стран. А во втором в развернутом виде излагаются философские и социальные идеи автора, раскрывается структура коммунистического общества так, как представлял ее себе Морелли.

В отличие от Т. Мора и Т. Кампанеллы, чьи взгляды оказали большое влияние на Морелли, он излагал свои идеи о будущем коммунистическом обществе не в виде описания некоей фантастической страны, а в форме законодательных проектов.

Морелли сформулировал три «основных и священных» закона, с издания которых начнется переустройство общества на коммунистических началах. Первый из них отменяет частную собственность, второй обеспечивает всем гражданам право на труд и гарантирует получение содержания от общества, третий обязывает каждого гражданина заниматься общественно полезным трудом «сообразно своим силам, дарованию и возрасту». Морелли предполагает, что коммунизм будет осуществлен не в отдельных небольших общинах, а в масштабе целой страны, с централизованным учетом и распределением труда и его продуктов.

Почти неизвестный современникам, Морелли оказал влияние на формирование взглядов Г. Бабефа, а также французских утопических социалистов первой половины XIX в. — Э. Кабе, Ш. Фурье и др.

Габриэль Мабли

Габриэль Мабли (1709-1785) — французский политический мыслитель, утопический коммунист, историк. Выходец из дворянской семьи. Учился в иезуитском учебном заведении и в семинарии; затем отказался от духовной карьеры. Находился на дипломатической службе. Перед ним открывался путь к быстрому продвижению по служебной лестнице. Но через несколько лет Мабли покидает министерство иностранных дел, чтобы никогда больше не возвращаться на службу. Он отказывается даже от такой почетной должности, как воспитатель наследника престола (ведь ему пришлось бы преподавать дофину, что «короли созданы для народов, а не народы для королей»). Отказывается Мабли и вступить в Академию: это требовало бы произнесения речи в честь кардинала Ришелье. Мабли посвящает дальнейшую жизнь научным и литературным занятиям.

В основе взглядов Мабли на общество лежали теории общественного договора и естественного права. Первоначально, утверждал Мабли, общественная жизнь была основана на коллективном владении землей. Этот строй был разрушен в результате возникновения частной собственности. Она появилась по воле людей, не сумевших предусмотреть последствия ее установления; она — основной источник всех несчастий человечества. И хотя «система общности» имуществ отвечает принципам разума, восстановить ее невозможно. Проповедь коммунистического строя не может иметь успеха. В обществе, разделенном на богатых и бедных, нет силы, способной его осуществить.

Мабли считал, что народ является носителем верховной власти, и признавал за ним право изменять существующее правление. Он оправдывал революции и гражданские войны, когда они направлены против насилия и деспотизма.

Как политический деятель Мабли приобрел не только европейскую, но и всемирную известность. Его произведения были известны и в России; одно из них было переведено А. Н. Радищевым.

Источник: 
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Политические идеи Готфрида Лейбница
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи лорда Болингброка
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Дэвида Юма
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Вольтера
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Шарля Монтескье
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Жан-Жака Руссо
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Наполеон Бонапарта
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политическая культура и национальный характер
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Оставить комментарий