Политические идеи Наполеон Бонапарта

Наполеон Бонапарт (1769-1821) — французский политический деятель и полководец, император Франции (1804-1815). Родился в семье небогатого корсиканского дворянина, адвоката Карло Бонапарта. Воспитанный на передовых идеях Просвещения, последователь Ж.-Ж. Руссо, Г. Рейналя, Бонапарт воспринял Великую французскую революцию с горячим одобрением и энтузиазмом. В 24 года он становится бригадным генералом. Органическое единство таланта военного и политика, умение находить и использовать талантливых людей позволили ему вначале добиться назначения пожизненным консулом (1802), а через два года — провозглашения императором.

Он ликвидировал национальное представительство даже в том урезанном виде, который сохранился при Директории, уничтожил выборное самоуправление, независимую печать и другие завоевания революции. Их заменила чиновничье-полицейская система префектов, мэров и их подчиненных, назначавшихся сверху.

Ему приходилось часто отвечать тем, кто обвинял его в узурпации власти: «Я человек из народа, я вышел из него... Когда я пришел в правительство, нация бросилась к моим ногам. Я отнюдь не узурпировал корону, я подобрал ее в канаве, народ сам водрузил ее на мою голову. Я взял себе меньше власти, чем мне предлагали. Я очистил от грязи революцию, облагородил и укрепил властителей».

Диктаторскую власть Наполеон направил на укрепление буржуазного государства, защиту частной собственности и правопорядка.

«Моя политика, — говорил Наполеон, — сводится к руководству людьми таким образом, как того желает большинство из них. Высокая политика есть не что иное, как здравый смысл, приложенный к серьезным вещам».

По своим убеждениям и естественному желанию Наполеон был сторонником мягкого правительства, однако объективные обстоятельства требовали макиавеллистского подхода к власти. Поэтому он, ничего не скрывая, говорил:

«Я то лиса, то лев. Весь секрет власти сводится к тому, чтобы знать, когда надо быть тем или другим... Если я шел на завоевания, то лишь потому, что был вынужден защищаться. Европа никогда не переставала бороться против Франции, против ее принципов. Меня заставляли убивать, иначе убит был бы я».

Он был противником тирании и хорошо знал политические механизмы ее недопущения. По его мнению, чтобы избежать тирании, необходимо создать прочный правовой порядок, ведь «право — это самый сильный инструмент управления». Выработанные при личном участии Наполеона гражданский, коммерческий и уголовный кодексы устанавливали правовые нормы буржуазного общества. Будучи гениальным политиком, Наполеон ясно понял необходимость гражданского кодекса для упрочения созданного им политического режима. Согласно Наполеонову кодексу, французы равны перед законом независимо от социального положения. Свобода личности гарантируется всем. Свобода прессы закрепляется как право. Свобода культов гарантируется. Все виды собственности неприкосновенны. Гражданский кодекс не дает определения права собственности, но перечисляет основные правомочия собственника: пользование и распоряжение вещами. Все французы, обладающие гражданскими правами, являются избирателями (из проекта Конституции 1820 г.).

Высшим своим достижением Наполеон считал внедрение свободы и равенства как во Франции, так и в Европе. «Я сеял свободу полными горстями повсюду, где внедрял мой Гражданский кодекс. Я хотел, чтобы каждый верил и думал по-своему, чтобы все. были равны». В России Наполеонов кодекс органично вписался в структуру реформы М. Сперанского. С многочисленными поправками он действует во Франции и по сей день. Он воплощает и развивает гражданско-правовые принципы, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

С приходом к власти Наполеон поспешил восстановить религию, используя ее как прочную опору государства. В его глазах она представлялась «основой доброй нравственности, истинных принципов, хороших нравов.» «Общество без религии, — говорил он, — все равно что корабль без компаса».

Особое покровительство он оказывал развитию образования, промышленности и торговли. Из всех областей политического управления для него самой важной было народное образование, от которого, как он считал, зависит все — настоящее и будущее. В его понимании народное образование должно быть разумным, классическим и единым, чтобы «целое поколение могло быть отлитым в одной форме». Главное его назначение должно заключается в том, чтобы не оставить возможности невежеству.

Он был уверен, что история его оправдает, оправдает его деспотизм. Он ограничил свободу, чтобы преградить дорогу анархии и упорядочить хаос, ибо анархия, великие беспорядки, слабость высшей власти — самое ужасное бедствие для народов.

Наполеон мыслил не только категорией нации, но европейскими масштабами. Он предполагал ввести Европейский кодекс, Европейский апелляционный суд, единую денежную систему, единые системы мер и весов, единые законы для Европы. Он верил, что наступает новая эра, когда европейцы действительно станут одним народом. Эта эра принесет независимость всем колониям, которые все последуют примеру Соединенных Штатов, освободившимся от колониальной зависимости от Великобритании.

Источник: 
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Политические идеи Готфрида Лейбница
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи лорда Болингброка
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Дэвида Юма
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Вольтера
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Шарля Монтескье
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Жан-Жака Руссо
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические учения Мелье, Морелли, Мабли
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Генотип российской политической культуры
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Оставить комментарий