Политические партии и группы интересов

При сетевом анализе политических партий взаимодействие их с различными группами интересов принимает две основные формы:

  1. особенности формирования сетевого взаимодействия партий и организованных групп интересов;
  2. сетевая трансформация политических партий в условиях интенсивного взаимодействия с группами интересов.

Организация взаимодействия партий с группами интересов является предметом особого внимания. Отмечается разнообразие мнений относительно связей политических партий и заинтересованных групп. Ряд исследователей пишет о тенденции ослабления таких связей. Другие подчеркивают особый характер отношений, превращающий партии в новые структуры, так называемые расширенные партийные сети (extendedparty networks).

На ослабление взаимосвязей политических партий и групп интересов влияют те основные факторы, которые способствовали превращению партий из массовых организаций во всеохватные и картельные партии. В настоящее время отмечаются следующие основные факторы, влияющие на взаимодействие партий и организованных групп интересов, а также на ослабление его форм и интенсивности. Во-первых, это усиление дифференциации и фрагментации групп интересов. Увеличение числа и дробление интересов усложняет процесс выбора агентов взаимодействия для партий. Во-вторых, подчеркивается снижение роли различного рода социальных расколов (социальных кливиджей), которые заставляли в прошлом объединяться социал-демократов с профсоюзами, аграриев с фермерскими союзами, христианские партии с религиозными организациями. В-третьих, увеличение роли средств массовой информации, и особенно новых социальных сетей, способствует появлению новых каналов обмена информационными ресурсами, которые не предполагают тесной координируемой связи между партиями и группами интересов. В-четвертых, в связи с тем, что возможности политического влияния для групп интересов в современной политике расширились и они могут осуществлять его без особого взаимодействия с партиями, партии стали меньше внимания уделять традиционным связям. В-пятых, картельный характер современных партий и их стремление координировать межпартийную кооперацию, а также повышение значения связей партий с государством усилили раздел политического общества на относительно самостоятельные партийные слои и слои различных ассоциаций гражданского общества. Критика партий как агентов государства способствовала ослаблению традиционных связей политических партий и гражданских ассоциаций.

В концепции «расширенных партийных сетей» партийная организация и деятельность рассматривается в контексте многообразных связей, возникающих внутри и вокруг формальных организаций партий. Реально политическая партия сегодня представляет собой многообразную сеть отношений, используемую как для достижения победы на выборах, так и для проведения своей политики (правительственной или оппозиционной). Называются следующие участники сетевого взаимодействия: формальные организации партий, финансовые доноры, партийные активисты и организаторы кампаний, сотрудничающие группы интересов, дружественно настроенные средства массовой информации. Центральным вопросом таких сетей является положение формальных партийных структур. С одной стороны, в таких расширенных партийных сетях они не могут действовать вне условий взаимозависимости. Как подчеркивают Мэтт Гроссманн и Кейси Домингес на основании анализа исследований партийных сетей и их коалиционной природы, «партийные чиновники... являются просто агентами составляющих коалиции сильных меньшинств — так, что официальные комитеты не могут быть властными вне зависимости от поддержки этих интересов». С другой стороны, в таких сетях одни акторы могут оказывать большее влияние, чем другие. Но решающее значение имеет то, что формальные организации включают в себя признанных авторитетных лидеров, которые обладают властью усиливать координацию и согласие. Без иерархии более значимые игроки могут влиять только неформально и непрямо9. Вообще в связи с новыми отношениями между партиями и группами интересов в США ставится вопрос о новой теории коалиционных партий. При этом подчеркивается, что партийные политики начинают выполнять менеджериальные роли, способствуя взаимодействию заинтересованных групп в такой партийной коалиции10. Правда, анализ реальных расширенных партийных сетей демонстрирует неоднозначность роли формальных организаций в сетевом взаимодействии. Рассмотрим это на примере политических партий в США.

В табл. 12.4 приведены некоторые данные о состоянии сетей демократов и республиканцев по трем основным группам сетевого взаимодействия: кампании поддержки, законотворческие коалиции и комитеты политических действий. При этом отмечены ключевые акторы в сетях и особенности сетевой структуры. Если сравнить сети кампаний поддержки, то демократы и республиканцы не особо различаются по таким параметрам, как размер сети (количество групп в сети) — соответственно 121 и 118 групп; плотность сети (соотношение наличных связей и возможного числа связей в сети) — соответственно 0,21 и 0,11; степень централизации (показывает долю узлов, имеющих приоритет по числу связей по отношению ко всем другим узлам) — соответственно 14,1 и 14,4%. Значительно различаются показатели центральности узла (доля узлов, определяющих кратчайшие пути связи между двумя другими узлами). Для демократов — это 6,4%, для республиканцев — 13,1%, что говорит о большем количестве акторов в сети республиканцев, которые выполняют функции кратчайшей связи. Этот факт подтверждается и другими сетевыми исследованиями политических партий в США. Так, авторы сетевого исследования делегатов национальных съездов двух крупнейших партий в этой стране подчеркивают, что республиканские сети содержат больше организаций с большим числом делегатов, в то время как демократы имеют сеть с большим числом организаций с умеренным либо маленьким числом делегатов. В этом отношении Демократическая партия стремится централизовать потоки информации через официальные партийные структуры, в то время как Республиканская партия использует своих союзников для координации действий и передачи информации (рис. 12.3).



* Черными квадратами обозначены организации, указанные делегатами республиканцев, белыми кружками — организации демократов, серыми треугольниками — организации, указанные и демократами, и республиканцами. Размер фигур показывает количество делегатов, указавших на эту организацию. Изолированные делегаты не включены в граф.

Источник: Heany M., Masket S., Miller J., Strogovich D. Polarized Networks: The Organizational Affiliations of National Party Convention Delegates // American Behavioral Scientist. 2012. Vol. 56. No 12. P. 1665-1666.

Обращение к табл. 12.4 также показывает различие в ключевых акторах между двумя партиями и в структуре сети. Для демократов ключевым актором организации поддержки выступают профсоюзы, для республиканцев — бизнес. Для первой партии характерно распределение акторов между центром и периферией, тогда как республиканцы имеют более рассеянную с точки зрения национального центра структуру — множество различных групп консерваторов.

В Европе сетевая перестройка политических партий выражена не так отчетливо. Тем не менее сетевые взаимоотношения характеризуют партии и здесь. В европейские партии проникает идея сетевизации, затрагивая политические кампании и политическую организацию партий. Идея сетевых политических партий становится подходящей для анализа трансформирующейся партийной Европы. Как пишет Рун Карлсен, для Норвежской партии труда онлайн-стратегией выступал акцент на построении тематической сетевой структуры, которая была нацелена на понижение порога участия членов партии в партийной жизни, а также привлечение новых членов, что позволяет говорить о переходе к сетевой модели организации.

Ключевые слова: Политические сети, Партия
Источник: Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А. С. Шерстобитов. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2014
Материалы по теме
Виртуальные (кибер) политические партии
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Интернет как ресурс политических партий
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Политическая партия: сущность, структура, генезис становления
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с....
Понятие и признаки политической партии
Ашкеров А.Ю., Бударигин М.А., Гараджа Н.В., Данилов В.Н. Основы теории политических партий....
Классификация политических партий
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с....
Организационная структура политических партий
Ашкеров А.Ю., Бударигин М.А., Гараджа Н.В., Данилов В.Н. Основы теории политических партий....
Типология партийных систем
Ашкеров А.Ю., Бударигин М.А., Гараджа Н.В., Данилов В.Н. Основы теории политических партий....
Развитие партийной системы России
Ашкеров А.Ю., Бударигин М.А., Гараджа Н.В., Данилов В.Н. Основы теории политических партий....
Оставить комментарий