Интернет как ресурс политических партий

Сегодня вряд ли найдется политическая партия, которая не присутствовала бы во Всемирной сети. По-разному используя ее возможности, политические партии все же ощутили влияние новых информационных коммуникационных технологий (ИКТ). Политические партии начали осваивать сетевое пространство с середины 1990-х годов. В Нидерландах в январе 1994 г. поместила свой сайт левая Партия зеленых, в ноябре того же года — Лейбористская. В 1998 г. все парламентские партии этой страны (за исключением ортодоксально-протестантской партии — Политическая реформированная партия) имели свои сайты. В Великобритании первой партией, отметившей свое присутствие в Интернете, была Лейбористская. В октябре 1994 г. она поместила онлайн-конференцию своей партии во Всемирную паутину наряду с некоторыми другими данными о партии (рис. 12.1). С тех пор партии и их представители в Палате общин стали использовать сети для своей деятельности. В 2000 г. 16% депутатов Палаты общин имели свои веб-сайты, в 2004 г. их доля увеличилась до 63%, в 2007 г. — до 73%. В Рунете пионером в создании сайта стала в марте 1996 г. российская политическая партия «Яблоко».

Первые попытки использования онлайн-пространства были связаны с чисто информационным присутствием, затем появились каналы обратной связи, а потом партии стали осваивать технологии свободного создания контента и присутствия в социальных сетях. Особенно интенсивно процесс освоения партиями и политиками онлайн-пространства начинается с 2004 г., когда произошел переход от технологии Web 1.0 к Web 2.0, что позволило осуществлять интерактивное взаимодействие и наполнять контент веб-сайтов на основе визуализации, персонификации и коммуникационного стимулирования. Первым использованием новых ИКТ по модели Web 2.0 была президентская кампания демократа Говарда Дина в 2004 г., в которой использовались блоги и новые каналы коммуникации (например, сервер meet. com). Хотя для данного претендента кампания была неудачной, но уже в 2007—2008 гг. Барак Обама выиграл президентские выборы благодаря не в последнюю очередь активному использованию новых возможностей Интернета.


Так как любая партия состоит из своего организационного ядра, активистов и сторонников, то присутствие партий в сетях позволило организовать их взаимодействие более эффективно и быстро. Интернет стал ресурсом мобилизации политических действий партий и их представителей в парламентах. Партии стали активно использовать социальные сети для своего представительства там и для позиционирования партий и их активистов. Пиппа Норис, описывая основные задачи, которые позволяют решать веб-сайты политических партий, подчеркивает два момента: во-первых, они функционируют в качестве плюралистических форумов, которые дают возможность высказываться оппозиционным политикам и увеличивают объем информации, касающейся партийной политики и их намерений; во-вторых, они функционируют как каналы для политического участия, облегчая установление взаимных связей между гражданами и партиями.

Имеются три основных подхода к описанию роли представительства партий в Интернете. Согласно первому подходу выход партий во Всемирную сеть не изменяет сути политики и деятельности партий. И в условиях современного информационного общества политика существует «как обычная политика»2. Добавляются лишь новые инструменты и появляются дополнительные возможности, но сути это не меняет, так как обычные средства информации и традиционные структуры организации партий являются все же преобладающими в современном мире. При этом рост затрат на представительство во Всемирной паутине способствует большой дифференциации среди политических акторов. Обладающие значительными ресурсами могут позволить себе более развернутое представительство в сети, но и это не заменяет традиционной активности. Обоснование, сделанное на основе опыта 1990-х, находит тем не менее и сегодня своих сторонников.

Второй подход является более оптимистичным. В нем основным аргументом выступает демократическая природа Всемирной сети, позволяющая усилить равенство представительства и информационных возможностей политических акторов в политических процессах. Особенно это значимо для небольших политических групп, которые не могут себе позволить на равных конкурировать, используя обычные ресурсы и информационные каналы влияния. Вот почему ряд небольших и радикальных партий показывают часто электоральные результаты, которые в отсутствие Интернета им вряд ли удалось получить. Последнее обстоятельство, конечно, не является основным в обосновании электоральных успехов таких партий, но равные возможности, предоставляемые Всемирной паутиной, помогают услышать и сравнить голос всех политических сил.

При третьем подходе обращается внимание на то, что, переходя в онлайн-пространство, партии начинают трансформироваться организационно и проводить свою политику, учитывая особенности информационной сети. Они фактически превращаются в новые сетевые партии. Интернет в этом случае становится пусковым механизмом трансформации традиционных структур и форм деятельности — так, что природа партий начинает меняться. Правда, это только тенденция, а не свершившийся факт. Появляются собственно интернетовские партии, о деятельности которых будет рассказано в соответствующей части главы.

В целом современные партии становятся профессионализированными медиакоммуникационными партиями, обладающими следующими основными признаками:

  • профессиональный коммуникационный менеджмент;
  • постановка проблем, основанных на критериях медиалогики (Twitter);
  •  ориентация скорее на отдельные вопросы, чем на согласованные программы;
  • осознанные способности, отфильтрованные стратегическим центром власти;
  • незначимость ресурса активного членства (волонтеры в кампаниях).

Политические партии стали размещать свои материалы в сети Интернет в виде веб-сайтов.

Веб-сайт — это совокупность определенным образом структурированных и систематизированных материалов (информации, интерактивных средств, поисковых систем, библиотек и др.), оформленных для размещения в Интернете организацией или частным лицом для свободного, авторизуемого или ограниченного доступа пользователей сети.

Размещение на сайтах партий видов информации и опций со временем менялось в зависимости от функциональной направленности сайтов и возможностей, которые предоставляли развивающиеся ИКТ.

Как видно на одном из первых партийных сайтов Великобритании (см. рис. 12.1), сайт выполнял три основные функции: информационную, мобилизационную, функцию участия. Отсюда следующие опции, которые предлагал сайт: участие в виртуальной конференции партии; информация о партийном манифесте, партийных деятелях, текущих событиях; знакомство с особенностями политики партии; участие женщин в партийной деятельности; магазин партийной символики и литературы. Дизайн первых сайтов был упрощенным, но и здесь уже присутствовали такие необходимые элементы, как партийный слоган («Новые Лейбористы — новая жизнь для Британии»), партийная символика (красная роза), портрет лидера (говорящий Тони Блэр). В настоящее время функции веб-сайтов значительно расширены и детализированы, хотя остается определенная ориентация сайтов на выполнение трех основных названных функций. Например, лейбористы отмечают, что в ходе избирательной кампании 2010 г. количество еженедельных контактов в сети выросло до 450 тыс. по сравнению со 150 тыс. в 2005 г.

Выделяются следующие функции партийных веб-сайтов: функция укрепления бренда партии, функция партстроительства, функция распространения информации и убеждения, функция артикуляции и объединения интересов, функция социализации и мобилизации, функция сбора партийных финансов, коммуникативная функция и создание партийных сообществ, функция связи с социальными сетями и другими сотрудничающими с партиями организациями в сети4. Наполняя эти функции содержанием, партии двигались от пассивных форм взаимодействия с гражданами к активным. Общая тенденция здесь может быть выражена динамикой различных форм активности партий в сети: информационные веб-сайты партий — персональные веб-сайты — рассылка новостей через электронную почту — сетевая организация политических кампаний — сетевые дискуссионные форумы — электронная переписка — использование мобильной связи — блоги — участие в социальных сетях — чаты.

Посещение сайта гражданами является главным показателем значимости партии, ее активности и привлекательности. Ясно, что этот показатель значительно возрастает во время избирательных кампаний или обсуждения сложных событий, происходящих в стране. Общее сравнение посещаемости сайтов партий можно сделать на основании данных специализированной информационной компании «Alexa» (The Web Information Company «Alexa»; веб-сайт компании — www.alexa.com), использующей специальную метрику для анализа посещаемости сайтов в глобальной информационной сети. Табл. 12.1 дает общее сравнение активности использования сайтов политических партий в сети в зарубежных странах.

В феврале 2014 г. наиболее посещаемыми были партийные сайты Лейбористской партии в Великобритании, Социал-демократической партии в Германии, Демократической партии в США, Национального фронта во Франции. Сравнение показывает, что популярность партии в стране соотносима с высокими показателями глобальной коммуникации партий. Интересно, что ряд партийных сайтов активно посещается зарубежными пользователями сети. Так, сайт Либертарианской партии в США посещается жителями США — 78,2%, Китая — 4,5%, Румынии — 3,3%. Сайт Национального фронта (Франция) посещается жителями Франции — 72,3%, США — 9,8%, Германии — 5,0%, Таиланда — 2,8%, Великобритании — 2,5%.



Неравномерно представлены связи партийных сайтов с другими сайтами в сети. По показателю количества ссылок на партийный сайт на других доменах лидируют Консервативная партия Великобритании (2556 доменов), Социал-демократическая партия Германии (4334 домена), Либертарианская партия в США (4048 доменов), Социалистическая партия во Франции (2333 домена). Количество связанных с сайтами доменов свидетельствует о сетевой активности партийных сайтов и уровне интереса к ним. В определенной мере это показатель сетеви-зации (networking) сайтов политических партий. Данные о количестве просматриваемых страниц на одно посещение сайта могут свидетельствовать об информационной насыщенности и разнообразии информации, представленной на партийных сайтах. Здесь лидируют Либеральная демократическая партия Великобритании, объединенные Левые в Германии, Либертарианская партия в США и Национальный фронт во Франции.

Анализ российских партий представлен в табл. 12.2. Как видно из этих данных, показатели российских партий соотносимы с показателями зарубежных партий, что свидетельствует о высоком уровне представительства российских партий в сети. Наибольшей популярностью

в России пользуются веб-сайты КПРФ и «Единой России». У КПРФ показатели глобального и национального трафика даже выше, чем у «Единой России». Заметно представлены эти партии и на других доменах, что свидетельствует о высоком уровне связи сайтов с другими сайтами. Наиболее читаемыми являются сайты политических партий КПРФ (2,90), «Единой России» (2,50) и ЛДПР (2,30). По странам посещаемость сайта КПРФ дифференцируется следующим образом: 78,3% — жители России, 7,3% — Украины.


Сайты политических партий анализируются довольно часто. В общем, такие показатели, как информационное обеспечение, увеличение ресурсной базы (членство, финансирование, партийная торговля), участие (почта, обратная связь, голосование, чаты, дебаты), сетевизация (число связей сайта и посещение сайтов), организация кампаний и др., служат базой для оценки эффективности партийного киберпространства. При этом отмечается, что партийные сайты создают новое пространство возможностей для участия граждан в деятельности партий посредством открытости, обратной связи и дебатов. Особое внимание в настоящее время уделяется представительству партий в социальных сетях. Здесь важную роль начинают играть блоги и представительство партий в социальных сетях: «ВКонтакте», Facebook, Twitter, YouTube и др. Это мощный канал организации поддержки и мобилизации. Многие исследователи подчеркивают, что для современных партий членство не является особо важным. Важно присутствие партий и их лидеров в социальных сетях. Не все российские партии пока имеют там свое представительство (табл. 12.3). Первую позицию занимает партия «Единая Россия», на страницу которой «ВКонтакте» подписано 16 330 читателей, а в Twitter — 44,4 тыс. читателей (рис. 12.2). У нее же и лидирующие позиции занимает лидер партии — Д. А. Медведев с 2 млн 220 тыс. подписчиков. Меньше всего представлена «Справедливая Россия». Как партия она слабо представлена «ВКонтакте», нет ее в Twitter (есть некоторые региональные отделения), хотя руководители и лидеры партий имеют там свое представительство. В Twitter у лидера «Справедливой России» С. М. Миронова насчитывалось 128 тыс. читателей.


Присутствие партий в Интернете свидетельствует о значимости данного информационного ресурса. Однако упование только на него не является эффективным для политической деятельности. Трюгве Олсон и Терри Нельсон подчеркивают, что у Интернета нет никакого магического влияния на победу партии в выборах. Они предлагают десять советов для стратегии использования веб-пространства в политической деятельности5:

  • Интернет является многоуровневым политическим ресурсом — он позволяет использовать эти ресурсы в зависимости от их качеств более эффективно, с большей скоростью, для большей аудитории и с низкими затратами.
  • Интернет является постоянно развивающейся платформой, на основе которой могут создаваться и использоваться новые инструменты для достижения стратегических политических целей. Успешное использование Интернета в политике связано не только с инструментами, которые были выработаны ранее, но и с определением новых инструментов и даже их созданием для решения стратегических задач.
  • Для того чтобы сделать базовые инструменты Интернета эффективными, нужно соединить их со стратегическими целями и развить в таком направлении, чтобы они стали полезными для индивидов, борющихся за стратегические цели.
  • Так как Интернет стал политическим инструментом, который развивался в направлении перехода от средства коммуникации к становлению в качестве необходимой части любого структурного компонента политической партии и кампании, то он является не дополнением к партии и ее кампании, а инструментом для связи и для использования всеми формами партийной деятельности.
  • Наиболее важные перемены, которые принес Интернет, связаны не с его внешним влиянием на организацию политических кампаний и взаимодействие с избирателями, а на внутреннюю работу партий. Извлечение выгоды из власти Интернета требует каждый раз продумывания многообразных путей, как можно увеличить эту власть для улучшения деятельности партий по достижению внешних целей.
  • Глобальный доступ и скорость движения информации через Интернет требуют, чтобы политические партии и кампании всегда находились в динамике.
  • Способность Интернета объединять индивидов для политических действий означает, что политики должны постоянно помнить об управлении политическими кампаниями не только сверху вниз, но и учитывать их движение снизу вверх. В то же самое время они должны знать, что если сами не заполнят ценностное пространство, то Интернет позволит другим индивидам, группам и политическим партиям быстро заполнить этот вакуум.
  • Использование новых веб-технологий является решающим для перевода интернет-активности в политическую поддержку. Однако важно помнить, что не кандидат или партия с большим количеством друзей в Facebook или с огромным количеством твиттов выигрывает выборы; выигрывает тот, кто получает большинство голосов в день выборов.
  • Интернет стал постоянным хранилищем для оппозиционных исследований всего, что делают и говорят партии и их кандидаты, и эта информация доступна их оппонентам в любой момент. Наличие политического успеха в век Интернета требует от политиков признания того, что их слова и дела находятся потенциально в публичном пространстве и могут быть использованы за или против них в любое время.
  • Только лишь потому, что другая партия или кандидат используют основные средства Интернета или тактику как часть их усилий, не означает, что это является частью и вашей побеждающей стратегии. В то время как часто стараются делать все то, что делают через Интернет оппоненты, значимая онлайн-деятельность должна предприниматься только для достижения особых политических целей, а не просто для активности.
Ключевые слова: Политические сети, Партия
Источник: Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А. С. Шерстобитов. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2014
Материалы по теме
Виртуальные (кибер) политические партии
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Политические партии и группы интересов
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Политическая партия: сущность, структура, генезис становления
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с....
Понятие и признаки политической партии
Ашкеров А.Ю., Бударигин М.А., Гараджа Н.В., Данилов В.Н. Основы теории политических партий....
Классификация политических партий
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с....
Организационная структура политических партий
Ашкеров А.Ю., Бударигин М.А., Гараджа Н.В., Данилов В.Н. Основы теории политических партий....
Типология партийных систем
Ашкеров А.Ю., Бударигин М.А., Гараджа Н.В., Данилов В.Н. Основы теории политических партий....
Развитие партийной системы России
Ашкеров А.Ю., Бударигин М.А., Гараджа Н.В., Данилов В.Н. Основы теории политических партий....
Оставить комментарий