Политические идеи Аврелия Августина

Аврелий Августин, Блаженный Августин (354-430) — выдающийся христианский теолог и церковный деятель — родился в Римской империи, в правление императора Констанция в г. Тагасте (на территории современного Алжира), в небогатой семье. Христианство в то время уже было объявлено императором Константином, предшественником Констанция, государственной религией.

Типичным и вместе с тем выдающимся примером пути к христианскому единобожию для миллионов римлян стал религиозный опыт Августина. Его отец был язычником, а мать — христианкой. Он получил хорошее по тем временам образование. Учился в школе риторики сначала в г. Мадаване, затем — в Карфагене. Создал свою школу, где преподавал в течение 10 лет.

Духовные искания сначала привели Августина к манихеям — сторонникам религии перса Мани, основавшего в III в. учение о дуалистической борьбе добра и зла, света и тьмы. Несмотря на то что манихейское вероучение к концу IV в. распространилось из Персии до Китая на востоке и до Испании на западе, оно находилось в постоянной и непримиримой борьбе и с римским язычеством, и с христианством.

В 30 лет Августин перебирается в Рим, продолжая зарабатывать на жизнь преподаванием риторики римским манихеям. В Риме он углубляет свои познания в философии, особенно интересуясь учениями скептиков, стоиков и неоплатоников. Через год (в 385) он уже возглавляет риторическую школу в Медиолане (Милане) и пристально интересуется христианским вероучением.

Наконец, в 387 г. Августин принимает христианство. Он возвращается в Северную Африку, активно проповедует новую религию, борется с язычниками и еретиками. В 396 г. христиане г. Гиппона избирают его епископом. До конца жизни Августин остается страстным миссионером христианства, борцом с ересями, проповедником христианских моральных заповедей, которые, по его учению, должны поддерживаться законами и государственной политикой. Он много писал, излагая свои философские, морально-этические, социально-политические представления, опыт религиозной борьбы и богоискания, создавая вместе с другими так называемыми Отцами церкви (Василием Великим, Григорием Нисским, Леонтием Византийским, Иоанном Дамаскиным и др.) христианскую доктрину — патристику.

Августин, канонизированный христианской церковью под именем Блаженный, считается одним из наиболее авторитетных представителей западной патристики. Он оказал заметное влияние на формирование европейской культуры и европейского менталитета. Его прах, дважды перенесенный во время арабских завоеваний сначала из Гиппона на о. Сардинию, затем в г. Павию (Италия), служит теперь предметом массового поклонения и одним из главных символов христианства.

Социально-политические взгляды Августина Блаженного изложены в произведениях «О граде Божием» (413-427), «О христианском учении» (396-426), «О порядке» (388), «О блаженной жизни» (388), «О свободной воле» (395) и других, морально-этические в первую очередь в «Исповеди» (397) и «Отречениях» (426-427). При этом его мораль, этика, социальная философия и политика выводятся из грехопадения Адама и Евы, передавших всему роду человеческому склонность к греху и неизбежность смерти. Только избранным посылается божья благодать и вместе с ней возможность жить не «по человеку» (т. е. фактически «по дьяволу»), а «по Богу». Таким образом, на земле одновременно сосуществуют два общества людей, два града — Божий и человеческий, Град Небесный и град земной. Первый представляет небесный, вечный мир, наделенный благодатью, освобождающей от греха, второй — земную, дьявольскую обитель плотских людей, рожденных греховной человеческой природой. В этом делении мира на два «града» сохранилось манихейское представление о силах добра и зла, сказалось влияние социально-политических идей Платона о существовании двух миров (идеального и реального), а в каждом государстве государства богатых и государства бедных и взглядов стоиков о двух полисах: полисе-государстве, обществе, где каждый родился, и всемирном полисе, космополисе — сообществе, в котором все вместе живут. Но и на грешной земле сосуществует два града. Первый составляют люди, уверовавшие в Бога, живущие по его заветам, объединившиеся в церковь Христову. Второй град — это грешники, нарушающие заповеди, это язычники, не познавшие Бога.

Мир, по Августину, это упорядоченное состояние, гармония внутри каждого элемента и гармония между элементами.

«Мир души разумной — упорядоченное согласие суждений и действий. Мир тела и души — упорядоченная жизнь и благосостояние существа одушевленного. Мир человека смертного и Бога — упорядоченное в вере под вечным законом повиновение. Мир людей — упорядоченное единодушие. Мир дома — упорядоченное относительно управления и повиновения согласие сожительствующих. Мир града — упорядоченное относительно управления и повиновения согласие граждан. Мир небесного града — самое упорядоченное и единодушнейшее общение в наслаждении Богом и взаимно в Боге. Мир всего — спокойствие порядка».

Человеческое общество, как и отдельная личность, в своем естественном развитии проходит периоды младенчества, детства, юности, зрелости, старости. Каждый из них ставит человечество на новую ступень нравственного совершенства и постижения Бога. Но человеческая история, вписанная в мировую темпоральность (прошлое — настоящее — будущее) и опосредованная Богом, превращается в троичность: «память как настоящее прошедшего — интуиция как настоящее настоящего — ожидание как настоящее будущего». Человеческое общество развивалось от сотворения до грехопадения, от грехопадения до пришествия Спасителя. Последний период человеческой истории — время от первого до второго пришествия Христа — приведет к торжеству христианства, Града Божия.

Августин, выражая общехристианское негативное отношение к Римской империи как к средоточию насилия над человеком и различными народами, как к источнику гонений на христианство, как к примеру грешного града земного, критикует, хоть и осторожно, политическое устройство Pax Romana, включившее в себя многие этносы, и выдвигает идею «правления народов» — независимых национальных государств, живущих в мире между собой по христианскому закону подобно рядом живущим соседским семьям. В то же время он пытается примирить управляющих и управляемых (Богу — богово, кесарю — кесарево), которым, как и всем людям, присуще стремление к Истине, Благу, Любви — главным атрибутам Бога.

Ключевые слова: Средневековье, Политика
Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Ибн Хальдун и его политические идеи
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Общая характеристика политических систем западноевропейского Средневековья
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи средневековья и Возрождения
Политология - под ред. Буренко В.И., Журавлева В.В. - 2004
Политические идеи Фомы Аквинского
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов....
Политические концепции арабского мира времен Средневековья
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи аль-Фараби
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов....
Виды политической рекламы
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Организационная структура политических партий
Ашкеров А.Ю., Бударигин М.А., Гараджа Н.В., Данилов В.Н. Основы теории политических партий....
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий