Общая характеристика политических систем западноевропейского Средневековья

Доминирующей политической идеей Европы в эпоху Средних веков была доставшаяся ей в наследство от Рима идея империи как территориально-государственного устройства, включающего под единым политическим руководством многие страны и народы с их обычаями, религиями, мифологией, этническими чертами. Если говорить о формах правления, то и здесь явственно просматривается римское наследие в виде монархии — власти одного правителя.

Но политическая мысль Средних веков вовсе не слепо копировала римские образцы. Безусловно, многое заимствовано из политических сочинений Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона, других античных авторов. Но не следует забывать о значении христианства в политической жизни средневековой Европы. Уже в раннем средневековье Отцы Церкви приступили к созданию так называемой патристики — цельного морально-этического и социально-политического учения христианства, которое вскоре стало ядром средневекового мировоззрения, основой общественного мнения, главной политической идеей, на которую ориентировались и народ, и элита, и правители.

Главным отличием средневековых политических институтов от римских аналогов являлось наполнение их христианскими ценностями и догмами. Если империя, то Священная Римская империя, если король, то христианнейший король. Отсюда и трактовка этих институтов велась не в рациональной римской традиции, согласно которой необходимость монархического правления и имперского устройства государства связывалась с необходимостью прекращения гражданских войн, с поддержанием политической стабильности в сверхбольших государствах, с удержанием таких государств от распада и т. д., а в традиции христианской от единого вседержителя — Бога. Если на Небесах единовластие, то и на земле должно быть подобное, если в Граде Небесном иерархия, то и в граде земном должна быть социальная и политическая пирамида статусов и власти.

Вторым важнейшим различием политического процесса в средневековой Европе и Древнем Риме была роль церкви в политике. Христианская церковь, управляемая собственным клиром, в отличие от политеистической религиозной организации античности, стремилась проявить себя как самостоятельная политическая сила. Папа был не только духовным главой всех западных христиан, но и главой государства. Кардиналы, епископы и игумены владели землей, собирали десятину, распоряжались судьбами миллионов людей. Вот почему политическая история европейского Средневековья — это история борьбы папы и монархов, клира и феодалов за власть, ресурсы и влияние.

Отцы Церкви утверждали, что не только любая власть идет от Бога, но, главное, легитимация этой власти (т. е. миропомазание государей) может осуществляться только церковью. Отсюда вытекает подчиненность государей главе христианской церкви. Согласно доктрине «двух мечей», основатели Церкви один меч вложили в ножны (так как использовать оружие клиру не пристало), а другой вручили государю, чтобы вершить мирские дела, не забывая при этом о защите христианского учения от еретиков, схизматиков, других врагов. Таким образом, политический правитель, государь есть слуга церкви, так как главная его земная цель — помочь всем подвластным христианам пройти свой земной путь и попасть в Царствие Небесное.

Политическую историю средневековой Европы, как и историю всеобщую, можно подразделить на раннее, среднее и позднее Средневековье.

Раннее Средневековье (конец V — середина XI вв.). В это время традиции Римской империи чувствуются сильнее всего. Государства создаются по образу и подобию позднего Рима, но в силу многих причин (экономических, этнических, социокультурных) получаются рыхлыми, слабо интегрированными образованиями.

На среднее Средневековье приходится расцвет средневековых обществ (середина XI - XIV вв.). В этот период в Европе сложилась политическая система сословно-представительной монархии, в которой власть короля сочеталась с институтами, представлявшими интересы сословий: дворянства, духовенства и горожан.

Органы сословного представительства (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и др.) играли важную роль в вотировании налогов, обсуждении законов и важнейших государственных решений, развитии политической системы, расширении и углублении политического процесса. В России сословно-представительная монархия сложилась (ввиду догоняющего развития) позднее. Земские соборы — предшественники современных государственных дум — собирались в XVI-XVII вв.

В позднее Средневековье (XIV — начало XVII вв.) политическая система сословно-представительной монархии эволюционировала двумя путями. В тех странах, где королевская власть смогла консолидироваться, найти себе опору в лице дворянства, государственной бюрократии, в усилении и централизации государства, сословно-представительные монархии трансформировались в абсолютные.

Политическая система абсолютных монархий (например, Франции, Испании, России) представляла собой иерархическую пирамиду, на вершине которой находился король (император, царь). Ниже власть могла быть разделена на законосовещательную, исполнительную и судебную, но все ее ветви, включая духовную, замыкались на монарха. Итак, в абсолютной монархии любая власть начиналась и находила свое завершение на вершине властной иерархии, т. е. полностью зависела от решения монарха.

Политические системы других стран (например, Англии, Голландии, Швеции) эволюционировали по пути парламентаризма, т. е. строгого распределения прерогатив парламента и короля, законодательной и исполнительной властей. При этом ведущей, определяющей в этой диаде всегда оставалась роль парламента. Роль короля определялась почетными, представительскими и символическими функциями.

Политическая система Византийской империи (V-XV вв.) базировалась на практически безграничной власти императора. Византия наследовала принцип Римской империи: «Что угодно императору, имеет силу закона». С признанием христианства государственной религией власть императора получила практически безграничную поддержку церкви. Она объявила императора помазанником божьим, и он стал неограниченным автократором (самодержцем). Единственным ограничением самовластия стало избрание императора синклитом, состоявшим из представителей правящей элиты, и войском.

Определенное влияние на выбор императора оказывал организованный в димы (территориальные самоуправляющиеся единицы) народ, собиравшийся в день выборов императора на ипподроме. Государственным управлением ведал довольно громоздкий чиновничий аппарат. Гражданскую власть в провинциях осуществляли правители провинций, военную — полководцы. Сначала в войске доминировало ополчение, набираемое из крестьян, затем их постепенно сменили профессиональные отряды наемников.

Отношения государства и церкви в средневековой Византии определялись доктриной «симфонии властей», согласно которой светская и духовная власть взаимно поддерживали, помогали друг другу осуществлять свои функции и поддерживать, таким образом, стабильность общества и политической системы, но ведущей, безусловно, была власть императора.

Темы: Средневековье, Политика
Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Политические идеи Аврелия Августина
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Фомы Аквинского
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи средневековья и Возрождения
Политология - под ред. Буренко В.И., Журавлева В.В. - 2004
Политические концепции арабского мира времен Средневековья
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи аль-Фараби
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов....
Ибн Хальдун и его политические идеи
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Особенности индивида как субъекта политики
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Особенности политических воззрений Древнего Рима
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов....
Оставить комментарий