Политическая власть и стиль руководства

Как было ранее установлено, сила, власть и авторитет — три формы проявления влияния. Оно показывает, что один человек или группа в чем-то превосходит других. Это может быть превосходство в физических качествах или вооружении, тогда налицо влияние через силу. Это может быть превосходство в должности, социальном положении, которое закреплено конституцией, уставом, законом, традицией, тогда налицо влияние с помощью власти. Это может быть превосходство в обаянии, компетентности, знаниях, нравственных качествах, популярности, и тогда мы должны говорить о влиянии через свой авторитет.

Сила — применение физического воздействия с целью навязать свою волю другим людям помимо их желания. Власть — это влияние на основе закона или традиции, т. е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая. Авторитет— общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте.

Сила и авторитет выступают источниками власти, а она возможна там, где взаимоотношения людей выстроены в некую иерархию, разделены на менее и более престижные (влиятельные, привилегированные, властные) должности, где существуют руководители и руководимые. Поскольку власть реализуется одним человеком по отношению к другим, она затрагивает социальные отношения и сама выступает одним из специальных видов этих отношений, которые называют властными отношениями. Их природа состоит в превосходстве одних над другими. Одни, наделенные властью, стоят наверху общественной пирамиды, другие, ее лишенные, — внизу. Такой порядок называется иерархическим.

Итак, мы выделили три способа влияния — силу, власть, авторитет. Рассмотрим только один способ влияния — власть — и убедимся, что она как наиболее развитая и самая сложная из трех способов влияния разбивается на несколько разновидностей. Власть может основываться на:

  • личных качествах;
  • традиции и обычаях;
  • формальном законе.

Во всех трех случаях власть является социально одобренной, т. е. легитимной.

Соответственно этим трем источникам власти различают власть харизматическую, традиционную и легальную. Чтобы вам не путаться в непонятных словах — легитимная и легальная, конкретизируем оба понятия. Это необходимо сделать хотя бы потому, что, читая политическую литературу, вам все равно придется сталкиваться с этими терминами.

ЛЕГИТИМАЦИЯ (от лат. legitimes — законный) — признание или подтверждение законности государственной власти, какого-либо социального института, статуса, полномочий, опирающиеся на принятые в данном обществе ценности. Основой легитимации могут быть традиции и обычаи, харизма, конституционные нормы, демократические выборы, референдум или плебисцит

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (от лат. legalis — законный) —

  1. разрешение деятельности какой-либо организации, ее узаконение, придание юридической силы какому-либо акту, действию;
  2. подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей. Легализации, как правило, подлежат документы, составленные за границей или предназначенные для действия в зарубежном государстве. Производится в форме удостоверительной надписи консула.

Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, поддержкой ею идеалов и ценностей, разделяемых большинством граждан, согласием власти и подданных по основополагающим политическим принципам, например свобода слова, защита гражданских прав или социальная помощь бедствующим слоям населения.

Итак, два однокоренных латинских слова породили два различных термина. Первый шире второго. Легитимный означает узаконизание через традиции, харизму и закон, т. е. через все три указанных выше источника законной власти. Легальный обозначает только одну разновидность законной власти — установленную с помощью юридических документов, формального закона. Поэтому мы имеем право говорить о трех разновидностях легитимной власти, одной из которых выступает легальная.

Приглядимся к трем типам власти подробнее.
Харизматическая власть. Управление страной или группой людей на основе выдающихся личных качеств называется харизматическим.

ХАРИЗМА (от греч. charisma — милость, божественный дар) — исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом; харизма основана на исключительных качествах его личности — мудрости, героизме, «святости».

Харизма представляет собой высшую степень неформального авторитета. Большая умница, «свой парень», «борец за справедливость», «святоша» (честный человек) обладают свойствами, которых нет у среднего человека. Но их недостаточно, чтобы стать харизматическим лидером. Нужны не просто выделяющиеся, выдающиеся качества, нужны такие исключительные свойства, которые позволяют этого человека считать великим или гениальным. Такие люди не просто авторитетны, они — непререкаемые авторитеты для общества. Эйнштейн и Ньютон относились к их числу. Можно говорить о том, что в научной среде они являлись харизматическими лидерами.

Аятолла Хомейни — религиозный лидер современного Ирана, считался харизматическим правителем целой страны. Некоторые короли и средневековые императоры также относились к этому типу руководителей. Ленин, хотя и был атеистом, тоже являлся харизматическим правителем, поскольку подчиненные считали, что он наделен особыми качествами, каких нет у простых смертных.

Харизматическое господство основывается на преданности человеку, наделенному некой высшей мистической силой. Сталин. Ленин, Хомейни, Ганди — пример харизматических лидеров. Шаман обладает властью, основанной на преклонении перед его сверхъестествеиным и качеств а ми.

Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т. е. харизму руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматическая власть базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы. Харизматическая власть появляется особенно часто в периоды революционных перемен, когда новая власть не может опереться на авторитет традиции или авторитет закона. Ведь только что он сам или под его руководством народ сверг законную власть, а новых традиций еще не появилось. Поэтому приходится прибегать к возвеличиванию личности вождя, авторитет которого освящает новые институты власти. Это явление называют культом личности.

Культ личности (от лат. cultus — почитание) — чрезмерное возвеличивание личности правителя, вождя, базирующееся почти на религиозном поклонении. Часто культ личности получал формальное выражение в сакрализации власти. Фараона или царя подданные воспринимали как наместника бога на земле.

В обществах, где правят харизматические лидеры, им принято дарить подарки и награбленное добро. В СССР есть даже музеи, где выставлены подарки, которые преподносили советским правителям за десятки лет существования советской власти.

Традиционная власть. Она достигается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная власть отличается прочностью благодаря институту наследования власти монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

Подданные проявляют преданность правителям, наделенным властью в соответствии с обычаем. Верность вождю и поддержка со стороны его последователей передаются от одного поколения к другому. Примером могут служить отношения между господином и слугой. В родовых поместьях европейской аристократии случалось так, что династии господ и династии слуг шли сквозь время параллельными рядами. Дети господ становились новыми господами, а дети слуг — новыми слугами у той же самой семьи господина. Традиция вошла в кровь и плоть настолько глубоко, что расставание со своим господином было равнозначно смерти.

Легальная власть. Она называется еще разумно узаконенной, поскольку господство связано с верой в правильность юридических норм и необходимость их выполнения. Подчиненные следуют обезличенным нормам, принципам и правилам, поэтому они подчиняются лишь тем, кто наделен соответствующими полномочиями. Один руководитель может проявлять себя как выдающаяся личность, быть даже харизматическим, но подчиняться будут другому — серому, не выдающемуся, но поставленному сверху. Часто бывает и так, что подчиненные моментально перенастраиваются, когда начальником отдела назначают нового руководителя, хотя со старым они проработали 20 лет и он вроде бы является для них традиционным лидером. Уволенному и любимому начальнику они выразят сочувствие и горячую поддержку, но против приказа никто не пойдет. Это признак того, что в данном обществе верховодит всем не традиция или харизма, а закон, приказ, постановление.

В демократическом государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Легитимность здесь основана на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям. При легальном типе власти каждый служащий получает фиксированное жалованье.

Комбинация типов власти. В чистом виде указанные типы власти встречаются редко. Гораздо чаще можно увидеть их комбинацию. Главы католической и православной церквей, как и стоящие ниже по иерархической лестнице священнослужители, выступают для прихожан одновременно как:

  1. харизматические лидеры:
  2. традиционные руководители;
  3. легальные правители.

Харизматическими лидерами высшие иерархи церкви являются потому, что они искренне верят в особенность их качеств, в способность прямо и непосредственно общаться с Богом. Поскольку церковь — древнейший и традиционный институт, то подчинение низших высшим священнослужителям давно вошло в обычай и традицию.

Наконец, легальным такой тип власти делает то обстоятельство, что они управляют с помощью точно таких же указов, постановлений и директив, что и светские чиновники.

Церковь — пожалуй, исключительный институт общества, где три типа власти представлены почти в полном объеме. Чаще бывает так, что легальное правление выступает основой управленческой иерархии, а традиционность и харизматичность добавляются в различных пропорциях. Аятола Хомейни, находясь в изгнании, оставался харизматическим лидером мусульман Ирана. Когда он вернулся и возглавил государство, то приобрел еще и атрибуты легального правителя. Традиционным руководителем мусульман делал его статус аятоллы. Аятолла («знамение Аллаха») является представителем высшей категории мусульманских богословов-законоведов у шиитов.

Харизматическому лидеру люди подчиняются добровольно, с энтузиазмом и самопожертвованием. Это как раз то, чего добиваются все правители. Но достигают очень немногие. В каждом столетии, если говорить о главах государства, найдется не более пяти по-настоящему харизматических лидеров. Хотя некоторые периоды истории, как, например, XX столетие, могут быть более урожайными. Большинство монархов довольствовались властью на основе закона и традиции. Власть Сталина и Гитлера нельзя назвать традиционной, но можно — харизматической и легальной.

После выборов и после женитьбы редко получаешь то, что хотел.
Уилл Роджерс

В молодых демократиях легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным институтам, сколько на авторитете конкретной персоны руководителя государства. Политическая система современных государств включает элементы всех трех типов власти. В политической системе США доминирует легальная бюрократия, но в ней присутствуют и другие элементы. Например, Верховный суд обращается к конституции для урегулирования судебных споров. Это явно традиционный аспект американской политической системы, где можно выявить также харизматические элементы. Американцы с любовью относятся к основателям своего государства. Такие президенты, как Франклин Рузвельт и Джон Кеннеди, являлись харизматическими лидерами, считают они.

Если с типами власти вы можете столкнуться на экзамене, то со стилями руководства наверняка столкнетесь в жизни, когда пойдете работать на предприятие шли в офис.

Стиль руководства

Власть и руководство — очень похожие и одновременно достаточно разные явления. Власть — ключевая точка в иерархии, где принимают самые важные вопросы, касающиеся фирмы, предприятия или государства в целом. Она, как правило, наверху пирамиды. Руководство — это процедура осуществления власти, техника ее реализации, если можно так выразиться. Менеджер или король наделены властью для того, чтобы эффективно руководить подчиненными, решать конфликты, защищать от врагов, снабжать сырьем и думать о сбыте продукции, экономить на расходах и повышать доходы и т. п. Поэтому руководитель организует, планирует, контролирует, прогнозирует события. Он — дирижер оркестра. И это главное. А вот власть для умного руководителя — только средство эффективного управления. Для неумного она — самоцель. Он добивается ее ради того, чтобы вдоволь повластвовать, набрать привилегий, обогатиться, а иногда и просто поиздеваться над другими.

Таких руководителей за их стиль обращения с подчиненными называют авторитарными лидерами. Ну ладно, если дело ограничивается одной компанией или предприятием. А если речь идет о целой стране? Тут уж не перебежишь на другое с демократическим стилем руководства предприятие. На уровне государства стиль управления, т. е. индивидуальная манера руководить, перерастает в целую систему управления, в распоряжении которой суды, армия, полиция, аппарат чиновников, средства массовой информации. Такую систему называют авторитаризмом.

АВТОРИТАРИЗМ (от лат. auctoritas — власть) — система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, Средневековья и Нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма.
Всего насчитывают три стиля руководства:

  • авторитарный — жесткие приемы воздействия, пресечение инициативы, единоличные решения, детальный контроль:
  • демократический — мягкие приемы, поощрение инициативы, совместное обсуждение решений, общий контроль;
  • попустительский — отстранение от реального руководства, невмешательство в действия подопечных.

Авторитарный стиль эффективен на простых работах, при низкой квалификации подчиненных или в экстремальных условиях, например во время аврала. Сюда надо добавить безропотность подчиненных, которые терпят авторитарного начальника даже тогда, когда закончилась экстремальная ситуация, а условия улучшились. На государственном уровне то же самое. Народ безмолвствует — вот формула терпимости народа. Авторитарный стиль процветал в эпоху абсолютистских монархий, и было такое на протяжении многих тысячелетий. И конечно же не только в России.

У демократического стиля все вроде бы нормально: руководитель советуется с подчиненными, приглашает их принять участие в управлении делами фирмы или государства. Но до известного предела. Окончательное решение он принимает сам. И когда подчиненные не могут прийти к единому мнению, обсуждая проблему, руководитель берет инициативу на себя. На уровне государства такое частенько можно видеть. Ведь политика — сфера столкновения не индивидов, а коалиций, партий, фракций, мощных группировок, и каждая защищает свои интересы с отчаянием. Мы говорим о парламентской форме правления как о несомненно прогрессивной и демократичной, но сколько времени уходит в российском или английском парламенте на бесполезные выяснения отношений между партиями, в то время когда надо принимать решительные действия и спасать страну?! А английские партии тори и вигов своей неуемной страстью доказать правоту и не уступить сопернику довели дело до гражданской войны. Как тут не вспомнить спасительную силу монархии! Так что ни одна форма правления и ни один стиль руководства не может быть наилучшим. Каждый хорош для своей ситуации, для конкретного народа и в конкретную эпоху. Изменились условия, изменился народ, надо менять форму и стиль управления.

Анекдот
— Я заметил, что у твоих подчиненных сегодня хорошее настроение и они все время улыбаются. Ты что, поднял им зарплату?
— Нет, конечно, — неохотно признался босс. — Просто сегодня утром сюда заявилась моя жена, и все эти бездельники рады были увидеть, что их начальником тоже кто-то командует...

Попустительский стиль необязательно означает анархию. Руководитель лишь по видимости устраняется от руководства. На самом же деле он целиком и полностью доверяет своим подчиненным, зная об их высочайшей эрудиции и преданности делу. Во всех университетах мира господствует именно попустительский стиль. Декан не вмешивается в то, как и что читает на лекциях профессор. Главное, чтобы был эффект: лекция интересная, народ не спит, знания приведены в систему. А когда нет его, впору говорить о том, что попустительский стиль переродился в свою противоположность — анархию. Переродиться он может по доброй воле правителя страны, примеров самоустранения много. Один из них — правление Людовика XV во Франции.

Отсутствие интереса к государственным делам, которые перепоручались министрам и часто менявшимся фавориткам, и страсть к развлечениям были характерными чертами французского короля Людовика XV. Всю свою жизнь он посвятил развлечениям. Предаваясь бесконечным любовным интригам и проводя много времени на охоте, он не придерживался даже придворного этикета. Делами государства занимались министры, кардиналы, фавориты и фаворитки короля. Отсутствие четкой политической линии и постоянная смена фавориток привели экономически ослабленную Францию к еще более глубокому кризису.

Источник: 
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Темы: 
Оставить комментарий