Политическая стратификация

Политическая стратификация, как любая другая социальная стратификация, призвана распределить людей по определенному признаку, в данном случае — по их участию в политической жизни и влиянию на нее.

Существуют общие закономерности политической стратификации, отмеченные П.А. Сорокиным.

  1. При общих равных условиях, когда увеличиваются размеры политической организации, т.е. когда увеличивается число ее членов, политическая стратификация также возрастает.
  2. Когда возрастает разнородность членов организации, то стратификация также увеличивается, и наоборот.
  3. Когда оба эти фактора работают в одном направлении, то стратификация изменяется еще больше, и наоборот.
  4. Когда один или оба этих фактора возрастают внезапно, как в случае военного завоевания или другого обязательного увеличения политической организации или (хотя и редко) в случае добровольного объединения нескольких прежде независимых политических организаций, то политическая стратиграфия поразительно усиливается.
  5. При возрастании роли одного из факторов и уменьшении роли другого они сдерживают влияние друг друга на флуктуацию политической стратификации.

Политическая организация понимается здесь в самом широком смысле — от партии до государства. Очевидны параллели данных выводов с законом олигархизации Михельса. Представим политическую стратификацию в виде конуса и рассмотрим последовательно ее наиболее интересные слои (рис. 4).

конус полит. стратификации

Р. Даль выделяет три основные причины стремления людей к власти:

  1. во имя общего блага;
  2. эгоистические цели;
  3. по неосознанным мотивам (сюда относится и стремление с помощью власти возместить психологические травмы, полученные в детстве, о чем пишет Ч. Лассуэл, а в основе лежит фрейдистская концепция).

Человек, жаждущий власти, отличается следующими особенностями:

  1. ценит обладание властью превыше всего;
  2. претендует на власть для себя и тех, кого отождествляет с собой;
  3. полон уверенности, что добьется власти;
  4. обладает минимумом качеств, необходимых профессиональному политику.

Р. Даль выделяет также четыре уровня и типа отношения к политике и четыре критерия степени вовлеченности в политическую деятельность. Среди типов отношений он различает:

  1. аполитичный слой, инертное большинство, преследующее лишь личные, далекие от политики цели, к которому относится 2/3 населения (главными для него являются его собственные интересы, все остальное представляет неважным);
  2. заинтересованный в политике слой, понимающий, что собственные интересы можно удовлетворить с помощью политических решений (сюда входят члены заинтересованных групп);
  3. слой искателей политической карьеры — людей, понимающих значение политики и желающих ею заниматься (сюда относятся партийные функционеры);
  4. слой политических лидеров — людей, обладающих в высшей степени соответствующими качествами политика плюс удачливостью и готовностью поступиться всем во имя достижения политических целей.
Ключевые слова: Политика, Стратификация
Источник: Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с.
Материалы по теме
Определение, предмет и методы политологии
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Теоретический спор реалистов и идеалистов о понимании мировой политики
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
СМИ как политический институт
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Региональная политика Китая
Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И., Основы региональной политики: Учебник - СПб.: Изд-во...
Политические учения основателей марксизма
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
«Фабрики мысли» и Центры публичной политики
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Причины возникновения и задачи политического консультирования
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Понятие политической рекламы
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Оставить комментарий