Политическая стратификация

Политическая стратификация, как любая другая социальная стратификация, призвана распределить людей по определенному признаку, в данном случае — по их участию в политической жизни и влиянию на нее.

Существуют общие закономерности политической стратификации, отмеченные П.А. Сорокиным.

  1. При общих равных условиях, когда увеличиваются размеры политической организации, т.е. когда увеличивается число ее членов, политическая стратификация также возрастает.
  2. Когда возрастает разнородность членов организации, то стратификация также увеличивается, и наоборот.
  3. Когда оба эти фактора работают в одном направлении, то стратификация изменяется еще больше, и наоборот.
  4. Когда один или оба этих фактора возрастают внезапно, как в случае военного завоевания или другого обязательного увеличения политической организации или (хотя и редко) в случае добровольного объединения нескольких прежде независимых политических организаций, то политическая стратиграфия поразительно усиливается.
  5. При возрастании роли одного из факторов и уменьшении роли другого они сдерживают влияние друг друга на флуктуацию политической стратификации.

Политическая организация понимается здесь в самом широком смысле — от партии до государства. Очевидны параллели данных выводов с законом олигархизации Михельса. Представим политическую стратификацию в виде конуса и рассмотрим последовательно ее наиболее интересные слои (рис. 4).

конус полит. стратификации

Р. Даль выделяет три основные причины стремления людей к власти:

  1. во имя общего блага;
  2. эгоистические цели;
  3. по неосознанным мотивам (сюда относится и стремление с помощью власти возместить психологические травмы, полученные в детстве, о чем пишет Ч. Лассуэл, а в основе лежит фрейдистская концепция).

Человек, жаждущий власти, отличается следующими особенностями:

  1. ценит обладание властью превыше всего;
  2. претендует на власть для себя и тех, кого отождествляет с собой;
  3. полон уверенности, что добьется власти;
  4. обладает минимумом качеств, необходимых профессиональному политику.

Р. Даль выделяет также четыре уровня и типа отношения к политике и четыре критерия степени вовлеченности в политическую деятельность. Среди типов отношений он различает:

  1. аполитичный слой, инертное большинство, преследующее лишь личные, далекие от политики цели, к которому относится 2/3 населения (главными для него являются его собственные интересы, все остальное представляет неважным);
  2. заинтересованный в политике слой, понимающий, что собственные интересы можно удовлетворить с помощью политических решений (сюда входят члены заинтересованных групп);
  3. слой искателей политической карьеры — людей, понимающих значение политики и желающих ею заниматься (сюда относятся партийные функционеры);
  4. слой политических лидеров — людей, обладающих в высшей степени соответствующими качествами политика плюс удачливостью и готовностью поступиться всем во имя достижения политических целей.
Ключевые слова: Политика, Стратификация
Источник: Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с.
Материалы по теме
Определение политической культуры и политического сознания
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Особенности политических культур западного и восточного типов
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Политическая социализация
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Развитие общественно-политической мысли в России
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с....
Кадровая политика и деятельность
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Государственная национальная политика
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Подготовительная и начальная стадии политического консультирования
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Средства политической рекламы
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий