Региональная политика Китая

Для КНР с ее огромной территорией и большими различиями в природных, экономических, этнокультурных и прочих условиях региональная политика всегда представляла особую ценность. Она непосредственно осуществляется имеющимися в составе Государственного совета (правительства) такими министерствами и ведомствами как Государственный плановый комитет, Государственный экономический комитет, Государственный комитет по делам национальностей, Государственный комитет по планированию рождаемости и др.

Основные усилия властей КНР в области региональной политики состоят в составлении конкретных региональных планов и программ (обычно в рамках национальных программ развития) для:
- обеспечения сбалансированного развития различных регионов страны (особенно автономных);
- регулирования рождаемости (как национальной «метапроблемы»);
- изучения и более полного использования местных природных ресурсов (в рамках исповедовавшейся ранее концепции «опоры на собственные силы»);
- «развязывания» местной инициативы и т. д.

Неотъемлемой частью региональной политики КНР является создание особых экономических зон (Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун и Сямэнь в провинции Фуцзянь), расчитанных на всемерное привлечение и использование иностранного капитала. Последний имеет ряд преференций. Так, юридическое лицо, инвестировавшее капитал в размере не менее 5 млн. дол. или предоставившее передовую технологию и действующее на предприятий с медленным оборотом капитала частично или полностью освобождается от налогов. То же самое относится к юридическому лицу в течение 5 или более лет осуществляющему реинвестицию своей доли прибыли в особую экономическую зону. Предприятия освобождаются от уплаты таможенной пошлины за импорт производственного оборудования, сырья, запчастей, транспортных средств и т. д. Аналогичным образом освобождаются от уплаты таможенной пошлины производимые предприятиями экспортные товары (за исключением тех, экспорт которых ограничен).

Плата за аренду земли в пределах зон зависит от рода деятельности и срока аренды. В Шэньчжэ-не, например, льготы предоставляются при исчислении земельного налога предприятиям, занятым в сфере науки, образования, культуры и медицины. Не взимается арендная плата за землю для проектов, предусматривающих использование новейшей технологии.

Продолжая политику развития особых экономических зон, правительство Китая приняло решение сделать четырнадцать приморских городов-портов (Далянь, Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэнь-чжоу, Гуанчжоу, Фучжоу, Чжаньчзян и Бэйхай) открытыми для иностранных инвестиций. В отличие от особых экономических зон эти города не являются относительно независимыми административными образованиями и во многих отношениях находятся под непосредственной юрисдикцией местных органов власти. Однако и здесь разработана гибкая система льгот и преференций для иностранных инвесторов, способствующая оживлению экономической деятельности. Широко открыт для иностранных инвестиций также китайский остров Хайнань (рис. 30).

Источник: 
Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И., Основы региональной политики: Учебник - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. - 659 с.