Основные направления региональной политики

Среди давно укоренившихся традиций западной региональной политики - стремление государства к более сбалансированному размещению производительных сил. В процессе реализации этой идеи используются, главным образом, следующие рычаги: 1) контроль за размещением частных инвестиций; 2) создание льготных условий для частного капитала; 3) рассредоточение государственных предприятий. Оговоримся сразу прямой контроль, как наиболее жесткая, а твида и карающая мера, используется сравнительно редко (лишь в Великобритании и во Франции при децентрализации Парижа). Более распространены финансовые стимулы (в т. ч. антистимулы): субсидии (например, при децентрализации), налога и т. п.

Наряду о воздействием государства на размещение производства наблюдается усиление его вмешательства и в решение вопросов размещения и использования трудовых ресурсов. Депопуляционные процессы, продолжающееся старение населения стран Западной Европы, приток иммигрантов из стран восточной Европы, Ближнего Востока и Южной Азии, безработица - все эти проблемы заставляют власти принимать административные и экономические меры, носящие зачастую региональный «оттенок». В целях создания желаемой «географии» трудовых ресурсов государство использует многочисленные меры: уменьшение налогов, создание за счет государства объектов социальной инфраструктуры, выдачу специальных «жилищных ссуд» для граждан, обучение и переподготовку кадров за казенный счет, установление «северных надбавок» к зарплате (например, на севере Канады) и др.

И все-таки, стержнем региональной политики высокоиндустриальных стран Запада являются мероприятия по развитию депрессивных и слаборазвитых территорий, а также децентрализации круп-пых промышленных агломераций.

Развитие депрессивных старопромышленных регионов. Как известно, депрессивные регионы -это те, которые демонстрировали в прошлом относительно высокие темпы развития, но затем в силу ряда причин пришедшие в упадок. Традиционно они ассоциируются с угольно-металлургическими очагами, которые оказались в наибольшей степени пораженными безработицей в 1929-1933 годах, особенно в Великобритании, Германии, Бельгии, Франции, Нидерландах. (К концу XX века симптомы «депрессивности» стали характерны и для регионов с иной специализацией: химической, деревообрабатывающей и др.). В наиболее худшем положении очутились те из них, которые занимают периферийное положение и обладают наименьшей диверсифицированностью хозяйства.

Большинство из депрессивных в прошлом индустриальных регионов Западной Европы (Рур и Саар в Германии, Эльзас во Франции, Валлония в Бельгии, Уэльс в Великобритании и др.) сейчас уже мало чем напоминает прежние кризисные территории, но «инерция имиджа» дает о себе знать. К тому же индустриальные очаги занимают в пределах таких регионов не более 10-20 % территории. Опыт реструктуризации депрессивных старопромышленных регионов показал, что основой их стабильности в большинстве случаен служило развитие в них наукоемких отраслей, сферы деловых услуг, рекреации. Одновременно проводилась «пассивная санация», то есть поощрение эмиграции высвобождающейся рабочей силы в другие районы.

Стимулирование слаборазвитых регионов и отраслей. Отличие слаборазвитых от депрессивных регионов состоит в том, что они никогда не служили местом концентрации производственных мощностей. Это, как правило, периферийные аграрные, в лучшем случае - минерально-сырьевые регионы, характеризующиеся слабым развитием социальной инфраструктуры, науки и даже культуры. К числу подобных регионов в пределах Западной Европы традиционно относят Европейский Север (Норвегия, Швеция, Финляндия), некоторые местности Средиземноморья (Португалия, Испания, Италия, Греция), Ирландию и др. По аналогии к этому же типу можно причислить Аляску, северные территории Канады, большую часть Австралии.

Некоторые из слаборазвитых регионов остаются практически «нейтральными» в экономическом отношении (особенно регионы с экстремальными природными условиями), поскольку редко заселены и не выдерживают испытания рынком. Другие (например, итальянский Юг) стали объектами активной региональной политики и заметно поправили свои дела.

Что же касается слаборазвитых отраслей экономики, то в рамках региональных программ предусматриваются различного рода субсидии, льготы и преференции для развития транспортной инфраструктуры, технополисов, сферы услуг и т. д.

Регулирование развития агломераций мегалополисов. Данное направление по сути дела - старейшее, но далеко не самое эффективное. Не случайно в марксистской литературе содержалось немало заклинаний по поводу «неспособности капиталистического общества предотвратить уродливое разрастание сверхбольших городских агломераций» и язвительных насмешек в адрес «буржуазных теорий ультраурбанизма, оправдывающих безудержный рост городов и считающих его спонтанным и неуправляемым». Во-первых, никто из авторитетных западных урбанистов не оправдывал неуправляемый рост промышленных агломераций. (В этой связи мысль корифея советской регионалистики А. Е. Пробста о том, что «Чрезмерная концентрация предприятий в одном географическом пункте может привести к отрицательным экономическим последствиям. Ряд факторов, оказывающих положительное влияние на экономическую эффективность совместного размещения в одном пункте ряда предприятий, при слишком большом сосредоточении последних начинает влиять отрицательно» -звучит аксиоматически в любой част земного шара). Во-вторых, проблема централизацииМосквы вряд ли была (и остается) менее остра в сравнении с аналогичной проблемой Парижа. В-третьих, человечество, к сожалению пока на нашло по-настоящему эффективных мер борьбы с сверхконцентрацией производственных мощностей и населения в городах и мегалополисах.

Вместе о тем принимаемые экономические меры по ограничению роста городов все же приносят несомненный эффект, но подчас малоощутимый из-за невозможности, а то и нежелания оценить гипотетическую, полностью неуправляемую ситуацию. Во Франции - это «субсидии по децентрализации», распространяющиеся на фирмы, переводящие предприятия и конторы из Парижа; в Италии в отношении агломераций Милана и Турина действует практика антистимулов, предусматривающая обложение налогом фирм, реализующих проекты, имеющие негативные последствия в размещенческом плане и т. п.

Источник: 
Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И., Основы региональной политики: Учебник - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. - 659 с.