Политические учения основателей марксизма

Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) — основатели революционной теории социализма и коммунизма.

Уже в молодые годы в работе «К критике гегелевской философии права» Маркс рассматривает целый комплекс проблем конкретного понимания процесса отчуждения государства от гражданского общества, разрешения противоречия между гражданским обществом и государством, между государственным правом и частным. Одновременно Маркс анализирует сущность государственного бюрократизма, его место и роль в общественно-политической жизни, раскрывает смысл и содержание политической эмансипации как внутренне противоречивого способа бытия человека. В отличие от Гегеля, рассматривавшего государственные учреждения как воплощение абстрактных принципов разума, Маркс с позиции революционного демократизма затрагивает содержательные, собственно материальные условия жизни людей, констатируя разрыв между действительным и должным в ряде важнейших сторон общественно-политической жизни.

Согласно его концепции, анализ не абстрактных, а конкретных, действительных отношений индивида и общества показывает, что индивид в том виде, в каком он предстает в «Философии права» Гегеля и в обществах его времени, пребывает в противоречивом положении. Как гражданин, он связан с всеобщностью, т. е. с государством, и реализует свое право только в период голосования, но как «представитель единственного акта действия» в совокупности профессиональных занятий, как член гражданского общества, замкнут в этом мире и, не имея отношений с государством, отчужден от политической власти.

Одной из форм политического отчуждения, по Марксу, является государственная бюрократия. Как носитель «формального духа государства», она, в сущности, стала выразителем особого интереса замкнутой государственной корпорации, превратив этот интерес в действительности во всеобщий. Упразднить монополию государства и, соответственно, бюрократию как всеобщий интерес, по мысли Маркса, возможно при условии, что «всеобщий интерес становится особым интересом в действительности, а не в абстракции» и что этот особый интерес «становится в действительности всеобщим».

Встреча Энгельса с Марксом (1844) обнаружила полное сходство взглядов, это определило их дружбу и сотрудничество, продолжавшиеся до смерти Маркса (1883). Вместе они пишут книгу «Святое семейство», направленную против идеализма младогегельянцев, и двухтомную рукопись «Немецкая идеология» (1845-1846), где впервые находит свое обоснование концепция материалистического понимания истории (исторический материализм) как философскополитическая основа научного коммунизма.

Идеи пролетарской революции и исторической миссии пролетариата находят свое дальнейшее развитие в программных документах «Союза коммунистов», ставших завершением формирования марксизма. Классическим изложением его основных положений явился совместный труд Маркса и Энгельса — «Манифест Коммунистической партии» (1848). В этом политическом документе четко отображена специфика марксизма по отношению к другим политическим партиям и движениям.

«Манифест» выявил основные черты партии коммунистов: воинствующая партийность, всеохватывающий анализ важнейших социально-политических проблем, органическое единство теории с революционной практикой борьбы пролетариата, конкретность политических действий творца нового коммунистического общества, афористичность формулировок и положений. 

Разрабатывая основы учения марксизма, в «Манифесте Коммунистической партии» его основатели формулируют ряд важнейших положений:

  • об отношении партии к рабочему классу;
  • о социалистической революции и о «превращении пролетариата в господствующий класс»;
  • о завоевании политической власти как предварительного условия достижения (осуществления) конечной цели пролетариата;
  • о двух фазах коммунистической формации (низшей — социалистической и высшей — коммунистической);
  • о неизбежной эволюции характера политической власти по мере продвижения к конечной цели;
  • об отмирании государства.

В коммунистическом катехизисе рассмотрен также вопрос о преимуществе коммунистической партии перед другими политическими организациями и движениями. Однако в «Манифесте» еще не ставятся вопросы, какова должна быть смена буржуазного государства пролетарским, каковы могут быть новые основания измерения политики. Обобщая опыт буржуазной революции 1848 г. и Парижской коммуны 1871 г., Маркс обосновывает вывод об объективной необходимости революционного слома буржуазной государственной машины.

В работах «Классовая борьба во Франции 1848-1850 гг.», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» Маркс говорит об использовании государственной власти пролетариата как централизованной политической силы для подавления эксплуататорских классов и руководства хозяйственными и социально-политическими процессами. «То, что я сделал нового, — писал Маркс в письме к Вейде-мейеру от 5 марта 1852 г., — состояло в доказательстве следующего:

  1. что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; 
  2. что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата; 
  3. что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов <...>»1.

Конкретным примером диктатуры пролетариата, полагал Маркс, была Парижская коммуна: она создала для республики фундамент действительно демократических учреждений, как писал он в работе «Гражданская война во Франции» (1871). Идея диктатуры пролетариата, воплощенная в опыте Парижской коммуны, становится в дальнейших политических исследованиях Маркса главным содержательным звеном.

В «Критике Готской программы» (1875), разрабатывая основы будущего общественного строя, Маркс формулирует вопрос о характере переходного периода от капитализма к коммунизму и характере государства на протяжении этого периода.

«Между капиталистическим и коммунистическим обществом, — пишет он, — лежит период превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».

Это положение дополняется другим не менее важным теоретическим положением о двух фазах коммунистической формации. Маркс проанализировал проблему равенства в различных исторических условиях, в особенности в рамках двух фаз коммунистического общества, рассмотрел различные формы распределения на низшей и высшей фазах коммунизма, поставил вопрос о пережитках капиталистического общества в условиях социализма и их неизбежной ликвидации.

Вопрос о государственности в условиях коммунистической общественно-экономической формации поставлен им здесь еще в самой общей форме:

«Государство при коммунизме отмирает, но от государственности остаются некоторые общественные функции, приобретающие, конечно, качественно новый вид и характер, утративший политический смысл».

Коммунизм, полагал Маркс, явит собой высокоорганизованный, гармоничный и планомерно развивающийся «союз свободных людей», в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».

Сама идея о сущности коммунизма как формы социального сознательного общения между людьми, как движения, направленного на смену существующих условий, как бесклассовой, безгосударственной всемирно-исторической формы существования, в «Критике Готской программы» сохраняет свой первоначальный смысл, раскрытый еще в «Немецкой идеологии» (1845-1846).

«Коммунизм для нас,— писали Маркс и Энгельс, — не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние».

После смерти Маркса на плечи Энгельса легла вся тяжесть по руководству международным рабочим движением и дальнейшему развитию марксистской теории. Энгельс после смерти друга приступил к обработке и изданию первого и третьего томов «Капитала». В 1885 г. он издал второй и в 1894-м — третий тома, четвертый же том он не успел обработать. В последний период своей жизни Энгельс создает ряд крупных теоретических произведений: «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886), письма об историческом материализме, введение к английскому изданию «Развитие социализма от утопии к науке» (1892) и др.

В этих работах Энгельс говорит о переходе к новому обществу как о скачке «из царства необходимости в царство свободы», когда люди становятся господами своего собственного общественного бытия и самих себя, творцами своей собственной истории. Осуществить эту освободительную миссию и призван современный пролетариат, вооруженный научной теорией социализма.

Говоря о закономерностях перехода от капиталистической общественно-экономической формации к коммунистической, Энгельс предсказывает ряд основных черт будущего коммунистического общества. Такими чертами, отличающими его от капиталистического общества, являются:

  • отсутствие эксплуатации человека человеком на основе передачи всех средств производства социалистическому государству и замены производственной анархии планомерной организацией производства в масштабах всего общества;
  • беспрерывность постоянно ускоряющегося развития производительных сил и быстрого роста научного, технического и общественного прогресса;
  • исчезновение калечащего человека разделения труда и превращение его из тяжелого бремени в первую жизненную потребность;
  • участие всех членов общества в производительном труде;
  • устранение противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней;
  • ликвидация различий между классами;
  • замена политического управления людьми управлением вещами и руководством производственными процессами, исключающими необходимость существования государства (имеется в виду его «засыпание», «отмирание»), идеологии, религии, политики;
  • соединение воспитания с трудом;
  • коренное изменение семьи.

Идеи Маркса и Энгельса оказали огромное влияние на политическую мысль XIX и XX столетий, на изменение не только характера развития капиталистической системы, но и всей духовной и политической атмосферы современного мира. Несмотря на утопичность и несоответствие современной действительности многих положений марксизма, нельзя игнорировать его заслугу (прямую и косвенную) в развитии политической теории, политического сознания, политических систем и политического процесса во всем мире. Их взгляды на политику, экономику в кризисную эпоху, государство, право, закон вошли в историю политических учений.

Ключевые слова: Марксизм, Политика
Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Политическая жизнь общества
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Природа и сущность политической власти. Власть и ее исторические формы
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Политические учения Нового времени
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Условия развития политической мысли в Новое время и эпоху индустриализма
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Революционный невроз
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Способы рекрутирования политических лидеров и элит
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Основные модели политической культуры России
Пусько В.С. (ред.) - Политология. Учебное пособие - 2014
Оставить комментарий