Определение, предмет и методы политологии

В Древней Греции политику называли наукой. В Новое время Д. Юм в эссе «О том, что политика может стать наукой» выдвинул так называемые универсальные аксиомы политики, думая, что это сделает политику наукой. Но уподобления политики математике для становления науки недостаточно. Предложенные аксиомы слишком умозрительны, чтобы создать политическую науку. Юм думал, что политику сделает наукой «нахождение вечных политических истин», но сейчас мы знаем, что не этот признак характеризует науку, а проверка следствий из теорий.

Вопрос о том, сможет ли политика стать наукой, остается открытым. Но развитие гуманитарных наук привело к становлению политологии как науки о политике. Мы определили политику как сферу общественных отношений, имеющую дело с государственным управлением.

Соответственно, задачами политологии как науки о политике, как любой другой науки, будут эмпирико-теоретическое познание данной сферы отношений и формулирование законов ее развития.

Появление этого понятия снимает использование слова «политика» в смысле науки.

Каковы главные отличия политологии от политики?

Политология — идеальная система, политика реальна; политология объективна, политика субъективна, хотя в ней существует понятие объекта политики; политология рациональна, в политике наравне с рациональными присутствуют и нерациональные (порой бессознательные) моменты, и не только у подданных — объектов политики, но и у правителей.

Если политика возникла 2,5 тыс. лет назад, то политология — только в XIX в. в процессе дифференциации социологического знания. Сначала должна была возникнуть социология как наука об обществе, чтобы затем от нее отпочковалась дисциплина, изучающая ту часть общественной системы, которая имеет дело с государственным управлением.

ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

Предметом науки является то, что она изучает. Предмет следует отличать от объекта. Объект реально существует и обладает в принципе бесконечным количеством свойств. Ученый вычленяет из объекта свойства, которые представляют для него интерес, и их совокупность становится предметом исследования. Вопросы управления в государстве не ограничиваются деятельностью собственно государства. Существуют проблемы, непосредственно не связанные с государством, но влияющие на него. Это деятельность партий, других общественных организаций — профсоюзов и т.п., отдельных людей и заинтересованных групп с присущим им политическим сознанием и культурой; совокупность политических процессов в мире.

В целом это составляет предмет политологии.

Конечная цель политологии, как любой другой науки, — выявление закономерностей, в данном случае закономерностей управления обществом, закономерностей функционирования политики как особой сферы общественной жизни.

Методы

Метод — это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата.

Первым на значение метода указал французский математик и философ Р. Декарт в работе «Рассуждения о методе». Но еще ранее один из основателей эмпирической науки Ф. Бэкон сравнил метод познания с циркулем. Способности людей различны, и для того, чтобы всегда добиваться успеха, требуется инструмент, который уравнивал бы шансы и давал возможность каждому получить нужный результат. Таким инструментом и является научный метод. Метод не только уравнивает способности людей, но также делает их деятельность единообразной, что является предпосылкой для получения единообразных результатов всеми исследователями.

Научный метод как таковой подразделяется на методы, используемые на каждом уровне исследований. Выделяются, таким образом, эмпирические и теоретические методы.

К эмпирическим методам относятся: наблюдение — целенаправленное восприятие объективной действительности; описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах; измерение — количественная характеристика свойств объектов; сравнение — сопоставление объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам; эксперимент — наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

К теоретическим методам относятся: формализация — построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов; аксиоматизация — построение теорий на основе аксиом (утверждений, доказательства истинности которых не требуется); гипо-тетико-дедуктивный метод — создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Другим принципом классификации является сфера использования метода: применение во всех отраслях человеческой деятельности, во всех областях науки, в отдельных разделах науки. Соответственно выделяют всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы.

К всеобщим методам относятся: анализ — расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения; синтез — соединение выделенных частей предмета в единое целое; абстрагирование — отвлечение от несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого объекта с одновременным вычленением интересующих свойств и отношений; обобщение — прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов; индукция — метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок; дедукция — способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера; аналогия — прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве гих признаках; моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя; классификация — разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особенно часто используется в описательных науках).

К общенаучным методам относятся научное наблюдение, научный эксперимент, научное моделирование. Научное наблюдение в отличие от обыденного подчинено ясной исследовательской цели, планируется по заранее обдуманной процедуре, все данные фиксируются по определенной системе, а полученная информация поддается контролю на обоснованность и устойчивость.

По условиям организации наблюдения делятся на полевые (в естественных условиях) и лабораторные. По степени формализованности выделяют неконтролируемые (или нестандартные, бесструктурные) наблюдения и контролируемые, т.е. регистрирующие события по детально разработанной процедуре.

В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (включенное) наблюдение, при котором исследователь имитирует вхождение в социальную среду, и простое (невключенное) наблюдение, при котором он регистрирует события со стороны.

Ограничивает применение наблюдения сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения, что является обычной и необходимой процедурой научного исследования. Проблемы можно избежать, если заменить наблюдение экспериментом, проводящимся в контролируемых условиях.

Эксперимент делится на натурный и мыслительный. Натурный эксперимент предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Он может быть контролируемым и неконтролируемым.

При контролируемом эксперименте производится тщательное выравнивание всех условий, которые могут исказить влияние экспериментального фактора. Но здесь есть ограничения, связанные с этическими и иного рода соображениями. При мыслительном эксперименте вместо манипулирования с реальными объектами оперируют информацией о свершившихся событиях.

Большое значение в современной науке приобрели статистические методы, позволяющие определять средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов.

К основным конкретно-научным методам в политологии относят анализ документов, который может быть качественным или количественным (последний называют контент-анализом), опрос и т.п.

Анализ документов является наиболее экономичным методом исследования. Он позволяет оперативно получить объективные данные об изучаемой системе. Правда, такая информация не всегда бывает достоверной и нуждается в проверке с помощью наблюдения и опросов. Она также не содержит информацию о субъективных факторах, подлежащих исследованию, поэтому этот метод используется наряду с наблюдением и опросом.

Документальной в политологии называют любую информацию, зафиксированную в печатном и рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. Она и классифицируется таким образом: по способу фиксирования информации. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые избраны и составлены по желанию самих исследователей, — они называются целевыми, и нецелевые, т.е. любые наличные документы, существующие независимо от исследователя. По степени персонификации документы делятся на личные и безличные. К личным относятся карточка индивидуального учета (библиотечные формуляры, анкеты, бланки), характеристики, письма, дневники, заявления, мемуары. Безличные документы — это архивы, данные прессы, протоколы собраний и т.п. В зависимости от статуса выделяют официальные и неофициальные документы. К первым относятся правительственные материалы, данные государственной статистики (переписи населения и т.п.), архивы и текущие документы различных организаций. Неофициальные документы — это личные материалы, а также составленные частными гражданами безличные документы (статистические исследования и т.п.). Наконец, по источнику информации документы делятся на первичные — составляемые на основе прямого наблюдения или опроса, вторичные — представляющие собой обработку, обобщение или описание, сделанные на основе первичных источников.

Анализ текста без использования процедур измерения называется качественным. Так как он применяется давно, то его называют традиционным методом. В последние десятилетия широкое распространение чил метод квантификации материала — контент-анализ (его разработали американские социологи Г. Лассуэлл и Б. Берельсон). Контент-анализ изучает информацию количественно.

Опрос является наиболее распространенным методом сбора политологической информации. Он предусматривает:

  1. устное (интервью) или письменное (анкетирование) обращение исследователя к определенной совокупности людей, называемых респондентами, с вопросами, содержание которых представляет проблему на уровне эмпирических индикаторов;
  2. регистрацию и статистическую обработку полученных ответов;
  3. ​ их теоретическую интерпретацию.

Опрос используется в тех случаях, когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, характеристики исследования недоступны для наблюдения; когда предметом исследования является индивидуальное или общественное сознание: потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей; в качестве контрольного дополнительного метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик. Опросы могут быть очными (личные) или заочными (звонок по телефону, обращение с анкетой через средства массовой информации).

Интервью — это проведенная по определенному плану беседа, предполагающая контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо автоматически. Интервью может быть свободным — по общей программе, без детализации, и формализованным, или стандартизованным, — с детальной разработкой всей процедуры. В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на клинические (долговременные) — с целью получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах и склонностях опрашиваемого и фокусированные (кратковременные) — с целью извлечь информацию о реакции человека на данное воздействие. По количеству респондентов интервью делятся на индивидуальные и групповые.

Анкетирование предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, причем ответы даются опрашиваемым либо наедине (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос). Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме, и закрытые, когда все варианты ответов заранее предусмотрены. Опрос-молния (или опрос-голосование, зондаж) содержит три-четыре пункта основной информации. Может иметь место опрос по почте, когда ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению. По теме опросов анкеты делятся на событийные, статистические (в переписях населения), анкеты на выяснение ценностных ориентаций и т.д.

К опросу прилагается так называемая паспортичка с указанием пола, возраста, образования, стажа работы, семейного положения респондента и т.п.

В некоторых случаях политолог может исследовать объект целиком. Тогда говорят, что предмет исследования тождественен генеральной совокупности, т.е. совокупности всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению. Такое исследование называется сплошным. Но чаще исследование является несплошным, или выборочным, т.е. изучает выборочную совокупность. Последняя может быть репрезентативной, когда воспроизводит параметры и значительные элементы генеральной совокупности, или нерепрезентативной. При нерепрезентативной выборке неизвестны пропорции существенных характеристик в генеральной совокупности или известно, что в выборке они не соблюдаются. Например, если известно, что среди рационализаторов большинство составляют рабочие, то такой вывод будет справедлив, только если учитывать процентное отношение рабочих к другим слоям общества. Или исследование студентов второго курса не дает оснований для переноса результатов на всех студентов вообще.

Имеются различные приемы достижения репрезентативности выборки. Выборка называется случайной, если любой элемент в генеральной совокупности (или любое сочетание элементов) может быть с одинаковой вероятностью включен в выборку. Последнее делается для того, чтобы избежать влияния субъективного фактора. В работе используются таблицы случайных чисел, составленные с помощью компьютера. Номера выбираются совершенно случайно. Данный метод можно использовать при наличии списков генеральной совокупности. Основанием для выборки может быть также картотека, географическая карта и т.п.

Выборка называется систематической, или псевдослучайной, если соотношение между размером выборки и численностью генеральной совокупности используется для определения интервала. Скажем, выбирается каждый десятый человек из генеральной совокупности.

Стратифицированная выборка предполагает разделение генеральной совокупности на слои, а затем составление выборки внутри каждого слоя. Способ применяется, когда предмет изучения имеет сложную социальную структуру, требующую учета специфики каждого слоя (особенности его функционирования, численность, степень важности).

При кластерной выборке проводится классификация групп населения по географическому признаку. Такой метод применяется при значительной пространственной разбросанности объектов исследования.

При крупномасштабных исследованиях применяются многоступенчатые выборки, при которых используется несколько простых методов. Все данные методы являются вероятностными. Могут быть и целевые выборки, когда ученый сам отбирает респондентов. Здесь большое значение имеет предварительное знание ситуации.

Политология пользуется общенаучными подходами. К числу последних относятся системный анализ, получивший широкое распространение в науке в середине ХХ в.; бихевиоризм, пришедший в политологию из психологии; политико-культурологический подход, а также получившие большое применение структурный и функциональный подходы. В рамках сравнительной политологии широко используется сравнительный метод или, как предпочитал его называть М.М. Ковалевский, историко-сравнительный метод.

В политологии широко применяются метод идеализации в двух смыслах: в веберовском смысле выделения «идеальных типов» и в смысле создания утопических систем наилучшего государственного устройства; метод классификации — один из основных в политологии; генетический метод анализа предмета исследований, исходя из особенностей его происхождения и развития.

Специфические политологические подходы — формационный (К. Маркс) и цивилизационный (А. Тойнби). Основных формаций пять: первобытно-коммунистическая, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (они основаны на классовых различиях). Основных типов цивилизаций шесть: китайский, индийский, буддистский, западнохристианский, восточнохристианский, мусульманский (они основаны преимущественно на религиозных различиях). Формационный подход линеен и монологичен, цивилизационный подход цикличен и плюралистичен (полифоничен).

Темы: Наука, Политика
Источник: Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с.
Материалы по теме
Предмет политологии
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Политическая мысль в эпоху просвещения
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Политический либерализм конца XVIII — начала XIX в.
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Нормативная правовая база региональной политики.
Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И., Основы региональной политики: Учебник - СПб.: Изд-во...
Взаимосвязь конфликтологии с другими областями знания
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Модели разработки государственной политики
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Место и роль политического анализа в исследовании политики
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Понятие и сущность политического PR
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Оставить комментарий