Политическая мысль античности

Донаучная форма, в которой была представлена политология в античности, носит название политической философии.

В этот период выделяются две гигантские фигуры — Платон (427—347 до н. э.) и Аристотель (384—322 до н. э.). Они изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество и государство. Поскольку в античности общество и государство не различали, то оба понятия употреблялись в качестве синонимов.

Платон. Первым в истории трудом по «общей социологии и политологии» считают «Государство» Платона. Он подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию социальной и политической стратификации, согласно которой любое общество делится на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов (видимо, и в древности военно-промышленный комплекс играл не последнюю роль), охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне. Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, знатных людей необходимо лишить частной собственности, которая, согласно Платону, развращает нравы людей. К управлению государством следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести аскетический образ жизни и не предаваться земным утехам. У воинов должны быть общие жены, а дети воспитываются не в семье, а государством.

Согласно его учению мерилом политики служат структура и толкование человеческого бытия. Участие в политической жизни предполагает наличие различных качеств: практического ума, способности к трезвой оценке обстановки, умение правильно владеть конкретными ситуациями, ораторских способностей, справедливости, опыта и квалификации, бескорыстия. Под «наукой о политике» он понимал усвоение таких качеств. Частью политического воспитания, причем самой главной, выступает подготовка будущих законодателей. Именно Платон поставил на повестку дня важнейший вопрос политологии о том, кто должен управлять государством. Платон считал: править должны лучшие. Не большинство, не толпа, не демос, а самые мудрые философы.

Удивительно, но, настаивая на такой форме правления, Платон всего лишь отражал исторический опыт, уже существующую практику античного правления. Возможно, вы слышали о семи греческих мудрецах — Фалесе из Милета (585—547 до н. э.), Соло-не из Афин (ок. 560—547 дон. э.), Периандре из Коринфа (ок. 627— 587 до н. э.), Эсимнете из Митилена, Хилоне из Спарты (около 600—540 до н. э.), Бианте из Приены (около 590—530 до н. э.), Ана-харейсе из Скифии (1-я половина VI в. до н. э.). Иногда к ним добавляют другие персонажи (всего называют около 20 имен), в том числе Писистрата (561—560; 558; 546—545 до н. э.). Не все они были правителями, но, несомненно, являлись самыми образованными людьми своего времени. И что же?

Любопытные факты
Монгольский завоеватель Тимур (1330—1405) играл в поло черепами убитых им людей. Он увековечил свои победы возведением девяти¬метровой пирамиды из отрубленных голов его жертв.
В гипотетическом идеальном государстве Платона нашлось место людям многих творческих профессий, кроме одной — поэта.
Безумный римский император Калигула однажды принял решение объявить войну богу морей Посейдону, после чего приказал своим солдатам беспорядочно бросать свои копья в воду.

Солон, популярный архонт, автор многих умнейших законов, отказался от предложенного ему единовластия и пытался препятствовать установлению тирании в Греции, но в конце концов был объявлен сумасшедшим, удалился в изгнание. Периандр захватил власть путем переворота. В юности сожительствовал с собственной матерью. В зрелые годы убил беременную жену, живьем сжег наложниц, изгнал в ссылку на верную смерть сына. При всем том якобы говорил: «Лучшая охрана правителя — не копья, но всенародная любовь», а также «Наказывай не только за проступок, но и за намерение». Эсимнет, командуя войском в войне с Афинами, вызвал на поединок предводителя афинян и обманом убил его. Став затем правителем, сумел упорядочить законы и управление, после чего добровольно сложил полномочия.

Итак, когда Платон составлял план своего идеального государства, он выделял философов в особую касту, названную им правителями. По замыслу, в разумно устроенном обществе на вершине власти должны находиться не рабочие или крестьяне, партийные боссы или наркобароны, даже не экономисты с юристами, а именно философы — самые мудрые, опытные и уравновешенные люди. Тогда его мечта не сбылась. Больше того, за безумные идеи его гоняли из одной страны в другую. Так он и скитался как политический эмигрант.

Совершенно неожиданно его мечта осуществилась в советское время. Скажем так: к власти после революции 1917 г. пришли революционеры-философы, а не купцы, буржуа, рабочие или дворяне. Ленин, Сталин, Киров, Троцкий и другие прекрасно разбирались в марксистской философии, которая и вдохновила их на военный захват власти. И после утверждения советской власти все население срочно засело штудировать основы этой философии — в начальной и средней школе, ФЗУ и институтах, академиях и техникумах, на рабфаках и курсах повышения квалификации. Каждый грамотный гражданин мог хотя бы отчасти считать себя философом. Разумеется, вся партийная номенклатура и руководство страны, прежде чем занять высокие посты, прошла философскую выучку.

Теперь спросим себя: построили они самое мудрое, процветающее и демократическое общество? В этом все и дело. Одно — мечтать о власти философов чисто умозрительно, другое — жить при их правлении. А ведь Платон, кажется, шагнул дальше и разработал систему кадрового отбора руководящего состава страны. Он подробно описал, во сколько лет философ должен занять свой пост, какое образование и воспитание при этом получить, какими деловыми и личными качествами обладать. Все хорошо на бумаге, да помешали овраги.

Платона можно считать «отцом политической науки». Он впервые намеревался перекроить всю структуру государства сверху, предложив новую модель политической системы. Но чем являлась его модель — утопией или описанием конкретной реальности? Несомненно одно: его государство — первый пример воспитательной диктатуры, когда элита единовластно решает, что такое добро и зло для общества. С тех пор на протяжении 2500 лет правители полагали, что провидение даровало именно им решать, что является благом для народа, часто забывая спросить сам народ.

Наилучшей формой правления Платон считал аристократию— власть избранных. В порядке ухудшения располагаются тимократия (власть воинов), олигархия (власть богачей) и демократия (власть народа), крайней формой которой является охлократия (власть толпы). Демократия является худшей формой правления потому, что из нее обычно вырастает тирания, наихудшая форма, при которой царят произвол и насилие. Ведь тиран приходит к власти как ставленник народа.

Из демократии рождается тирания.
Платон

В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном — законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие. К отправлению правосудия должны быть причастны все граждане государства.

Аристотель. Большинство современных ученых согласны в том, что отцом политической науки является великий древнегреческий философ Аристотель. У Аристотеля опорой порядка и государства выступал средний класс. Кроме него, существуют еще два класса — богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если:

  1. масса бедняков не отстранена от участия в управлении;
  2. эгоистические интересы богатых ограничены;
  3. средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Аристотель различает два вида справедливости: уравнительную и распределительную. Первая является простым, «арифметическим равенством*, она действует в области гражданско-правовых сделок (возмещение ущерба). Вторая является «геометрическим равенством», она предполагает распределение благ пропорционально вкладу в общее дело (от каждого — по способностям, каждому — по труду).

Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, она не вредит нравам людей и развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множество стремлений, но главное среди них — любовь к деньгам. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. С другой стороны, не менее опасно для государства и чрезмерное неравенство людей, оно ведет к возмущениям и переворотам. Аристотель считает лучшим общество, в котором средний класс сильнее всех других.

С позиций защиты частной собственности, семьи и прав гражданина Аристотель критиковал Платона, полагая, что предлагаемое им обобществление имущества, жен и детей ведет к уничтожению государства. Так же как и Платон, Аристотель худшими формами правления считал олигархию, демократию и тиранию.

Не соглашался Аристотель и с платоновской технологией подбора руководящих кадров, полагая, что в каждом человеке, обладающем благоразумием и решимостью, заложены задатки философа, который может руководить государством. Это немного похоже на произнесенную много веков спустя фразу В. И. Ленина о том, что каждая кухарка может научиться управлять государством. Правы они или нет, но оба открыли путь к власти средним и низшим классам. По крайней мере, теоретически обосновали такую возможность.

Аристотель видел в государстве учреждение, созданное людьми, а не богами или некими высшими силами. Но если люди нечто создают, то должны за него нести ответственность. Отсюда постоянное подчеркивание им необходимости тщательнее изучать человеческую психологию, а не врожденные качества. Выражаясь современным языком, Платон был сторонником теории черт в лидерстве, а Аристотель — ситуационной теории.

Римский император Юлий Цезарь всегда носил лавровый венок на голове, чтобы скрыть прогрессирующую плешивость.
Император Нерон принимал такие ванны: в кадку пускали рыб, которые испускали электрические разряды. Так император лечился от ревматизма.

На место платоновского государственного единства он ставил плюрализм сталкивающихся в государстве интересов. В связи с этим Аристотель постоянно указывал, что государство не может быть стабильным, если оно не выполняет желание граждан. В его системе конституция и законы являются высшей инстанцией. Аристотель как бы хотел дать в руки людей объективные критерии управления государством, ведь человека он считал в первую очередь существом политическим. В отличие от Платона этика и политика у него были разделены. Может быть, это и верно, но далеко не все современные политики согласны с ним. Политика не может быть безнравственной, говорят они. Но разве в действительности все политики такие уж моралисты, спрашивают их приверженцы аристотелевской концепции.

Отмечая вклад античной мысли в развитие политических идей, нынешние специалисты указывают на то, что Аристотель является основателем аналитического направления в политической науке, опирающегося на наблюдение, а не на интуицию. Он дал первый в истории анализ государства и пытался исследовать социальные факторы за фасадом государственных учреждений. Платон и Аристотель фактически составляют два полюса, между которыми и поныне движутся политическая философия и политическая наука: нормативной концепции Платона противостоит аналитический метод Аристотеля.

В Древнем Риме, в отличие от античной Греции, за всю историю так и не были созданы сколько-нибудь значительные социально-политические теории. Но зато здесь сформировался наиболее совершенный для того времени правовой строй — республика (510— 509 гг. до н. э.), основанный на праве частной собственности, и получило широкое развитие прикладное правоведение.

Источник: 
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.