Подход к научению как процессу

Повышенное внимание к анализу научения как процессу происходит из обыденной задачи научить, передать опыт. Эта процессуальная сторона является основой нейробиологического понимания пластичности нейрональной активности в качестве механизма научения.

В экспериментальной психологии и биологии был разработан ряд модельных ситуаций, воспроизводящих основные типы ситуаций реального научения. Среди них можно выделить ряд наиболее общих типов моделей: классическое обусловливание, оперантное обусловливание, выработка дифференцировок, обучение в лабиринтах, разрешение проблемной ситуации, а также специфически человеческие формы вербального научения, научения путем инструктирования и научения по примеру.

Исследование процессуальной стороны научения в психологии наиболее ярко проявилось в построении кривых обучения по решению разных типов задач. Подобный анализ позволил выявить фазы, во время которых протекает научение, и описать динамику научения с помощью математических уравнений. В ряде случаев на кривых обучения наблюдались участки плато, т.е. периоды, когда улучшение поведения по формальным показателям не происходило. В то же время в некоторых моделях обучения, в основе которых лежит создание проблемной ситуации (например, научение в проблемной клетке), было обнаружено явление резкого, скачкообразного изменения хода кривой научения, соответствовавшего нахождению решения задачи с последующим успешным повторением найденного решения. Это явление получило название инсайта, или озарения.

Инсайт наблюдается в более сложных формах научения по сравнению с условными рефлексами и дифференцировками. Решение задач, требующих подобных форм научения, происходит путем проб и ошибок. Предполагается, что инсайт возникает тогда, когда организм способен прогнозировать результат пробы, в противном случае научение протекает плавно.

Исследование научения как процесса, таким образом, позволило выявить два принципиазьно разных типа научения: плавное научение и скачкообразное научение (инсайт и импринтинг). Эта разница может быть связана с разной реорганизацией опыта в этих ситуациях.

Ключевые слова: Научение
Материалы по теме
Оперантное обусловливание
Соловьева С.Л., Психотерапия
Когнитивное научение в психотерапии
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Научение в поведенческой психотерапии
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Теория социального научения Дж. Роттера
Абдурахманов Р.А., История психологии
Влияние истории научения на структуру опыта и организацию мозговой активности
...
Социальное научение
Александров А.А., Современная психотерапия
Механизмы научения
...
Оперантное научение
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий