Подход к научению как процессу

Повышенное внимание к анализу научения как процессу происходит из обыденной задачи научить, передать опыт. Эта процессуальная сторона является основой нейробиологического понимания пластичности нейрональной активности в качестве механизма научения.

В экспериментальной психологии и биологии был разработан ряд модельных ситуаций, воспроизводящих основные типы ситуаций реального научения. Среди них можно выделить ряд наиболее общих типов моделей: классическое обусловливание, оперантное обусловливание, выработка дифференцировок, обучение в лабиринтах, разрешение проблемной ситуации, а также специфически человеческие формы вербального научения, научения путем инструктирования и научения по примеру.

Исследование процессуальной стороны научения в психологии наиболее ярко проявилось в построении кривых обучения по решению разных типов задач. Подобный анализ позволил выявить фазы, во время которых протекает научение, и описать динамику научения с помощью математических уравнений. В ряде случаев на кривых обучения наблюдались участки плато, т.е. периоды, когда улучшение поведения по формальным показателям не происходило. В то же время в некоторых моделях обучения, в основе которых лежит создание проблемной ситуации (например, научение в проблемной клетке), было обнаружено явление резкого, скачкообразного изменения хода кривой научения, соответствовавшего нахождению решения задачи с последующим успешным повторением найденного решения. Это явление получило название инсайта, или озарения.

Инсайт наблюдается в более сложных формах научения по сравнению с условными рефлексами и дифференцировками. Решение задач, требующих подобных форм научения, происходит путем проб и ошибок. Предполагается, что инсайт возникает тогда, когда организм способен прогнозировать результат пробы, в противном случае научение протекает плавно.

Исследование научения как процесса, таким образом, позволило выявить два принципиазьно разных типа научения: плавное научение и скачкообразное научение (инсайт и импринтинг). Эта разница может быть связана с разной реорганизацией опыта в этих ситуациях.

Темы: 
Материалы по теме
Научение через моделирование
...
Сила мотива и эффективность научения
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Теория социального научения А. Бандуры
Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010.
Специфика психофизиологического рассмотрения научения
...
Подкрепление в научении через наблюдение
Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010.
Теория социального научения по Дж. Роттеру
Мельник С.Н., Психология личности
Научение у животных
Карпов А.В., Общая психология
Оперантное обусловливание
Соловьева С.Л., Психотерапия
Оставить комментарий